История школы
Школа была создана осенью 1935 г. по инициативе группы художников-энтузиастов во главе с выпускницей ВХУТЕМАСа Натальей Викторовной Бушкевич — ее первым директором. Занятия проводились в старом особняке Небольсиных на Б. Садовой рядом с Планетарием.
Днем здесь занимались дети, а вечером писали известные московские художники. Такое соседство, естественно, оказывало полезное влияние на ребят. Даже в суровые годы войны школа-студия не прекращала свою работу, а теплый свет окон привлекал новых воспитанников.
В 1943 году школе был придан статус городской художественной школы с 10-летним циклом обучения и единственной в системе Министерства просвещения СССР. В то время (30-е, 40-е, 50-е годы) в школе работали высококвалифицированные художники-педагоги, которые отдали много сил и таланта становлению и развитию школы, способствовали росту ее авторитета.
Друзьями школы были многие известные деятели искусства и культуры: С. Коненков, В. Мухина, Кукры-никсы, С. Герасимов, А. Барто, Б. Лихачев и многие другие.
«Крестным отцом» школы долгие годы был Игорь Эммануилович Грабарь.
В начале 50-х годов в связи со сложным положением школы были предприняты попытки закрыть учебное заведение. Академия художеств СССР, Союз художников, общественные организации и деятели культуры вста ли на защиту уникального учебного заведения. И как результат — будущее школы рассматривалось на заседании Президиума Совета Министров СССР в 1952 г. Своеобразной охранной грамотой для школы стало Распоряжение за подписью Председателя Совмина СССР И.В. Сталина: «...сохранить в порядке исключения городскую художественную школу...».
Это, по существу, является вторым рождением школы. В эти годы школа переводится в подчинение Управления образования Советского района г. Москвы, в последствии переименованного в Краснопресненский.
В начале 60-х годов коллектив педагогов школы пополнился молодыми специалистами, бывшими выпускниками школы. В 1961 году во главе школы становится Роман Арсеньевич Соломахин,
43 года проработавший в должности директора. Новый преподаватель скии состав сохранил и развил традиции школы, внес новые идеи в процесс художественного воспитания и образования.
В этот период коллектив школы вышел на международную арену. Впервые рисунки советских детей-учащихся художественной школы стали экспонироваться на международных выставках и конкурсах детского творчества. Этот период совпал с работой в здании на ул. Климашкина (быв. Курбатовский пер.)
70-е годы отмечаются всплеском творческой активности. В школу пришли бывшие ученики педагогов-шестидесятников.
Этот сплав опыта и творческой энергии придал новый импульс в жизни школы. Тесные творческие связи наладились с Союзом художников СССР, с Домом Дружбы с народами зарубежных стран, многими творческими и общественными организациями.
В художественной школе частыми гостями стали специалисты из зарубежных стран. Ведущие педагоги , состав сохранил и развил традиции школы, внес новые идеи в процесс художественного воспитания и образованияВ этот период коллектив школы вышел на международную арену. Впервые рисунки советских детей-учащихся художественной школы стали экспонироваться на международных выставках и конкурсах детского творчества. Этот период совпал с работой в здании на ул. Климашкина (быв. Курбатовский пер).
70-е годы отмечаются всплеском творческой активности. В школу пришли бывшие ученики педагогов-шестидесятников. Этот сплав опыта и творческой энергии придал новый импульс в жизни школы. Тесные творческие связи наладились с Союзом художников СССР, с Домом Дружбы с народами зарубежных стран, многими творческими и общественными организациями.
В художественной школе частыми гостями стали специалисты из зарубежных стран. Ведущие педагоги неоднократно принимали участие в работе международных конференций и симпозиумов по проблемам эстетического воспитания и художественного образования.
В 1974 году дети получили полноценное здания на ул. Красина, д. 27 (быв. средняя школа).
Ряд ведущих педагогов школы стали членами Союза художников СССР, вели параллельно с педагогической активную творческую и общественную деятельность, в том числе в эстетических комиссиях Союза художников. Именно в этот период школа стала известна, как «Краснопресненская». Школа внесла значительный вклад в культурную жизнь Москвы и страны.
Коллективом был накоплен богатый опыт работы в области художественного образования и эстетического воспитания детей и юношества.
Метод работы школы строился на сохранении и развитии традиций русского и мирового искусства с использованием современных форм обучения и воспитания, чему способствовали тесные творческие и методические контакты с Институтом художественного воспитания АПН СССР.
Школа стала своеобразным полигоном, на котором отрабатывались новые программы. Опыт работы школы лег в основу создания ряда художественных школ страны.
В 1974 году на заседании Коллегии Министерства просвещения СССР была заслушана и одобрена работа художественной школы. В своем решении Коллегия отметила положительную роль школы в образовании, подчеркнула необходимость расширения опыта ее работы по всей стране.
С распадом СССР в 1991 году художественная школа не растеряла свой творческий и педагогический потенциал, нашла в себе силы выжить в сложной политической и экономической ситуации, сохранила лучшие качества советской школы художественного воспитания и образования, стала внедрять новые современные формы обучения. Значительно расширилась деятельность школы в области популяризации детского творчества. По существу КДХШ стала одним из лидеров Москвы и Центрального округа среди учреждений детского художественного образования.
Школа сотрудничает со многими музеями Москвы, журналами (особенно с «Юным художником»), средствами массовой информации, министерствами и ведомствами, союзами художников России и Москвы, Академией образования РФ. Большую помощь и поддержку коллектив школы получил от Префектуры ЦАО г. Москвы, Управления образования, Управы «Пресня». Этот период в жизни школы совпал с работой в должности заместителя директора ее бывшего выпускника Дубровина Виктора Михайловича, возглавившего школу в 2004 году.
В2006 году директором КДХШ становится Шуляк Евгения Анатольевна, бывшая выпускница школы.
Евгения Анатольевна пришла на работу в КДХШ в 1990 году в качестве педагога (была методистом по рисунку, заместителем по по выставочной деятельности. Одновременно преподаёт во ВГИКЕ).
Краснопресненская детская художественная школа имеет свое ярко выраженное творческое лицо, которое с годами обогащается и совершенствуется.
За свою 70-тилетнюю историю школа выпустила тысячи воспитанников, которые стали известными деятелями культуры и искусства, проявили себя в науке и образовании. Работы учащихся школы экспонировались более чем в 50-ти странах мира, были высоко оценены на конкурсах детского творчества как в стране, так и далеко за ее пределами, отмечены многочисленными премиями, наградами, дипломами. В 2004 году коллектив школы был награжден главным призом фестиваля «Юные таланты Московии» — «Девочка на шаре».
В настоящее время школа продолжает традиции своих предшественников, расширяет направления художественного образования, внедряет новые современные методики и технологии. В школе наряду с основными базовыми дисциплинами по рисунку, живописи и ком позиции, учащиеся совершенствуются и приобретают неоценимый опыт в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, компьютерной графике, расширяют свой кругозор на занятиях по искусствоведению.
Уникальность художественной школы заключается в ее возможности осуществлять непрерывный цикл обучения в течение 11 лет с 6-тилетнего возраста до окончания ребенком средней школы. Выпускники школы в последний год обучения выполняют дипломную работу, которая должна стать итогом многолетнего творческого труда ученика. Педагогический коллектив не ставит перед собой задачу сделать всех воспитанников художниками. Но привить любовь к искусству, культуре, рас ширить границы познания, научить основам изобразительной грамоты и воспитать в своих учениках чувства любви к Родине, отечественной культуре - то главное, что объединяет весь коллектив школы.
Одновременно, в старших классах вводится профильное обучение ориентирующее учащихся при выборе будующей профессии.
В современных условиях важным является стремление сделать обучение максимально доступным для разных слоев населения, поэтому в школу принимаются практически все желающие приобщиться к прекрасному. Даже если ребенок впервые взял в руки карандаш или кисть и ему сложно адаптироваться к требованиям школы, у него есть возможность приобрести недостающие навыки в подготовительной группе, а затем поступить в класс, соответствующий его возрасту.
Уходят в жизнь повзрослевшие воспитанники школы, на смену им приходят новые юные таланты, а вместе с ними, несмотря на свой солидный возраст, молодеет и художественная школа.
За заслуги в области развития отечественной культуры и образования многие педагоги и сотрудники школы были отмечены правительственными и ведомственными наградами. Были присвоены Почетные звания: Гурвич Иосиф Михайлович — Заслуженный художник РСФСР, Соломахин Роман Арсеньевич — Заслуженный учитель РФ, Стопа Генрих Тадеушевич — Заслуженный художник РФ, Глухов Виктор Александрович — Заслуженный художник РФ, Павлов Олег Борисович — Заслуженный художник РФ, Соколов Леонид Игоревич — Заслуженный архитектор РФ.
ПЕДАГОГИ
Краснопресненской детской художественной школы 30-е — 50-е годы
Бушкевич Наталья Викторовна — директор с 1935 г.
Апанович Владимир Иванович
Дубинина Нина Васильевна
Касаткина Анна Сергеевна
Мороз Людмила Степановна
Павлова Анна Алексеевна
Ряжский Юрий Григорьевич
Темкин Илья Исаакович
Черенина Мария Петровна
Хайкин Павел Измаилович
Николаева Мария Потаповна
Павлов Олег Борисович
Гурвич Иосиф Михайлович
60-е годы
Стопа Генрих Тадеушевич — директор,1961 г. зам. директора, 1967 г.
Соломахин Роман Арсеньевич — директор,1961-2004 п.
Шиповская Валентина Николаевна
Филиппов Олег Федорович — зам.директора, 1967-1977 гг. 1993-2005 гг.
Марышев Вячеслав Иванович
Бабичук Юрий
Пономарева Ирина Михайловна
Виноградова Лидия Григорьевна
Абдуллабекова Зоя Семеновна
Иродов Юрий Саввич
Горский Владимир Ильич Плахов Анатолий Петрович
70-е годы
Антонов Игорь Александрович
Комар Виталий Анатольевич
Яковлев Дмитрий Николаевич
Богуславская Виктория Николаевна
Зинковский Андрей Иванович
Комиссаров Александр Александрович
Дубровин Виктор Михайлович — директор, 2004 г. — по 2008 г.;
зам. директора, 1977-1981гг., 2001-2004 гг.
Жигуленко Татьяна Даниловна — зам. директора 1981-1987 гг.
Черченцев Валентин Михайлович
Альгина Любовь Александровна
Ефремов Евгений Анатольевич
80-е годы
Коннов Михаил Николаевич
Попова Марина
Дрезнина Мария Григорьевна
Соколова Татьяна Олеговна
Глухов Виктор Александрович
Дугин Андрей Вячеславович
Тупицин Константин
Рындина Анна Вадимовна
Корзун Ирина Борисовна
Косило Елена Анатольевна
Герасимов Игорь Владимирович
Борисова Валентина Георгиевна
Селиванов Николай Львович
Селиванова Татьяна Владимировна
Зуев Анатолий Алексеевич —зам. директора, 1987-1993 гг.
2005 г. —по настоящее время
Буераков Станислав Александрович
Вихрева Наталья Львовна
Ершов Александр Борисович
Сухарев Михаил Иванович
90-е годы
Соколов Леонид Игоревич
Александров Андрей Леонидович
Миронова Ольга Петровна
Дегтярева Наталья Константиновна
Павлов Николай Леонидович
Черняков Сергей Иванович
Шуляк Евгения Анатольевна зам. директора с 2004 г.
Бурденюк Елена Валерьевна
Гавин Сергей Владимирович
Малышева Светлана Юрьевна
Зуев Сергей
Баранова Светлана Васильевна
Савкина Наталья Алексеевна
Старосельская Галина Ильинична
Тхоржевский Станислав Витальевич
2000-е годы
Маклашина Екатерина Борисовна
Егоров Николай Борисович
Стышнова Александра Михайловна
Сорокин Константин Валерьевич
Фролов Василий Игоревич