Семья и агрессивный ребенок

Наши дети получают знания о моделях поведения из трех источников. Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать и обеспечивать закрепление агрессивного поведения.
Второй – это сверстники, общение с которыми часть сопровождается узнаванием преимуществ агрессивного поведения («Я самый сильный и мне все можно»).
Третий – то обучение агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения, что сцены насилия, демонстрируемые с экрана телевизора, способствуют повышению уровня агрессивности детей.
Но все-таки самое главное – это модель семейного воспитания, так как именно в семье происходит первичная социализация ребенка, обучение его правилам взаимодействия с другими людьми и установление социальных норм поведения.
И если в семье отношения между родителями и детьми построены на доверии, любви и принятии друг друга, то ребенок всегда принесет знания, полученные извне в семью для обсуждения. Невозможно оградить наших детей от ненужного общения, от потока различного рода информации, но в наших силах помочь им разобраться, делясь своими моральными и этическими ценностями.

Доказано, что такие нарушения семейного воспитания провоцируют агрессивное поведение ребенка:
• Физические наказания, угрозы, игнорирование;
• Равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам;
• Противоречивые модели воспитания (у папы – нельзя, а у мамы – можно);
• Частые негативные эмоциональные состояния у родителей;
• Полное отсутствие запретов и ограничений.
Дети в этом случае имеют высокий уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. Их агрессивное поведение – это способ психологического выживания, это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру.
Но даже в самых благополучных семьях есть зоны напряжения и конфликтов, и возникают они в основном вокруг установленных родителями правил и требования их выполнения.
Такие разумные запреты и ограничения обязательно должны присутствовать в воспитательном процессе детей. Это делает жизнь детей более осознанной, организованной, безопасной и даже комфортной. Большое значение имеет то, как родители вводят их и как дети понимают и принимают эти правила. Ведь часто родители четко не объясняют границы разрешенного для ребенка или не всегда сами следуют своим установкам. Например, «Сыночек врать не хорошо» и одновременно с этим: «Скажи, что меня нет, если кто-нибудь будет спрашивать». Тогда поведение родителей становится непредсказуемым и непонятным для ребенка. Чтобы избежать ненужных конфликтов, полезно знать, что для нас, родителей, тоже существуют правила.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, СОЗДАЮЩИХ ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Правила должны выстраиваться на фундаменте взаимного доверия.
2. Все правила должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка.
3. Детям надо постоянно напоминать доброжелательно и авторитетно об одних и тех же правилах.
4. Последствия (наказания) должны вытекать непосредственно из плохого поведения ребенка (физические наказания унизительны для ребенка).
 Психологи считают, что наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое. 
 Наказания должны быть приближены по времени к проступку и не носить длительный характер, так как длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву.

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми, то лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением отношений. 
Только взаимопонимание позволяет избежать конфликтного агрессивного поведения детей.

Школина Л.Н., педагог-психолог
(По материалам  
психологического центра
«Психолог и Я»)


Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Стипендии и гранты
  • Management Development Institute Of Singapore (MDIS)
    Management Development Institute Of Singapore (MDIS) предлагает стипендии от SGD 3,000 до SGD 10,000, частично покрывающие стоимость обучения в университете, для наиболее одаренных и способных студентов.
  • Cтипендия «Ньютон» на программу A levels в East Anglia University
    Программу Ньютон поддерживает стипендиальный фонд, который может выделить стипендию на обучение от 2000 до 8000 фунтов ежегодно. Стипендия предоставляются в виде скидки на оплату обучения. Возраст: 16 лет до начала программы.
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player