Из истории аттракционов


09.12.2009 11:38:37



В погоне за сильными ощущениями люди готовы ехать на край света и расставаться с внушительными денежными суммами. Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых высокотехнологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей.

Сложнейшие инженерные проекты, многомиллионные инвестиции и грандиозные стройки выливаются в море адреналина для смелых посетителей. В индустрии развлечений ставятся самые впечатляющие рекорды скорости, высоты, ускорений и стоимости проектов. Но в то же время эти рекорды и самые недолговечные: изголодавшийся по сильным эмоциям зритель постоянно требует новых зрелищ, и новые горки, карусели и обзорные колеса растут, как грибы после дождя.

Прообразы современных парков развлечений появились в средневековой Европе: во время ярмарок и карнавалов на площадях выставлялись аттракционы (от французского attraction - привлекать) - летом качели, а зимой - ледяные горки. В 1583 году неподалеку от Копенгагена был построен первый и старейший из ныне действующих парков Баккен.

Как гласит предание, одна девочка заметила в Королевском оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой. К нему потянулись бесконечные толпы страждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы. Место оказалось настолько удачным, что парк Баккен существует до сих пор, насчитывая сегодня более 150 аттракционов и принимая 2,5 млн посетителей ежегодно.



В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название "Русские горки" появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор - классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.




Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. И говорили не "погулять на ярмарке", а "погулять на горах" или "погулять под горами".
Горы эти строились из деревянных брусьев, высотой до 10-12 метров. Покатую часть выкладывали льдом и поливали водой; прежде чем пустить публику, обкатывали особыми "каталями". Высота горки и угол были такие, что санки неслись еще метров 100. Позже появились летние катальные горы, с которых спускались на маленьких тележках, на "лубках" (дощечках), рогожках и ковриках.

В механические сооружения с вагонетками и рельсами они были превращены инженером-изобретателем Андреем Нартовым, личным токарем Петра I. Это была воистину буквально революция в катании.

На горках Нартова катались только придворные, а для народа механические горки возвели впервые только через много лет - в 1896 году на Нижегородской выставке.



Однако настоящий бум открытия новых парков аттракционов начался в Америке, причем поспособствовали этому, как ни странно, троллейбусы: в выходные дни количество пассажиров неизменно уменьшалось, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях троллейбусных маршрутов. В результате всего за четверть прошлого века в Америке построили около полутора тысяч парков, а вход на их территорию стал платным. В СССР парковый бум начался в конце 1920-х годов прошлого столетия, но длился недолго. В 1928 году появился крупнейший из ныне существующих в Восточной Европе Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького.

Вторая мировая война надолго прервала мировое развитие индустрии аттракционов. Даже спустя десятилетие после ее окончания, когда в 1955 году Уолт Дисней обратился к деловым партнерам с просьбой о крупном займе в 100 000 долларов на строительство парка аттракционов для семейного отдыха, он везде получил отказ. Неизвестно, что было бы с парковой индустрией сегодня, если бы тогда Дисней не заложил все свои акции под строительство Диснейленда в Орландо. Парк был задуман как захватывающее путешествие по волшебной стране знаменитых мультфильмов.



После появления Диснейленда США взялись за строительство парков по всей территории Америки. Через несколько лет в Арлингтоне (штат Техас) появляется парк "Шесть флагов над Техасом", посвященный американской истории, в Нэшвилле (штат Теннесси) строится Оприленд, представляющий стиль "кантри". Возведенные в Джексоне (штат Нью-Джерси) несколько парков - "Большое приключение" и "Сафари в стране львов" - объединяют аттракционы с открытым зоопарком, где животные содержатся в естественных условиях. В других странах пауза в строительстве парков продолжалась еще несколько десятилетий: самый известный европейский парк аттракционов - парижский Диснейленд - был построен лишь в 1992 году.

Чуть раньше, в 1988 году, открылся самый крупный в Азии корейский крытый парк аттракционов в Сеуле - "Лоте Уорлд". Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире закрытый парк (его площадь составляет 7562 кв. м).



Об "американских" горках.


По количеству адреналина, выбрасываемого в кровь, они считаются самым экстремальным аттракционом во всём мире. По словам специалистов, во время спуска на пассажиров действует сила в 4G, что сопоставимо с нагрузкой на пилотов реактивных самолётов во время выполнения сложных манёвров или даже с условиями космического полёта.

Считается, что механизированные горки со спуском на огромной скорости по рельсам в специальных тележках на роликах, т.е. в виде, близком к современному, были изобретены в Америке. Однако это не так. Название "американские горки" придумано русскими. В США, где первый подобный аттракцион был установлен в Нью-Йорке в 80-х гг. XIX в., он поначалу именовался "Искривлённая железная дорога" (Inclined Railway). Но в обиходе за ним закрепилось другое название - "русские горки". Что вполне справедливо, так как придумка наша - российская, и первые катальные механические горы появились в России на сто лет раньше, чем за океаном, - в середине XVIII в. (см. выше).

Само же название "русские горки" своим происхождением обязано солдатам армии Наполеона, полюбившим катание с гор во время похода 1812 г. Рассказы о русской национальной забаве они завезли во Францию, и в 1846 г. в Париже были открыты первые Les Montagnes Russes а Belleville - "Русские горки в Бельвилле". Одноместные вагонетки этих горок перемещались по замкнутой траектории круглой формы диаметром 4 м и были оборудованы колёсами, которые фиксировались в рельсе и обеспечивали безопасность при больших скоростях.

В 1884 г. в нью-йоркском парке на Кони-Айленде желающим прокатиться на горках предлагалось сначала самостоятельно, "ножками", подняться на платформу, а уже оттуда они могли съехать вниз в вагонетках, похожих на скамейки. Происходило это так: промчавшись около 180 м, состав поднимался на вторую платформу, после чего переставлялся на обратный путь, и пассажиры съезжали обратно. Год спустя конструкция была усовершенствована и заменена на замкнутую дорогу овальной формы, в которой использовался автоматический подъёмник.

Похожим развлечениям американцы начали предаваться лет за тридцать до этого. Всего за 50 центов любители экстремальных ощущений могли "прокатиться с ветерком" по "гравитационной дороге", как называлась 14-километровая железная дорога для перемещения угля от места добычи в место отгрузки (от обычных её отличало использование для движения силы тяжести), запущенная в 1827 г. горнодобывающей компанией в Пенсильвании. Спрос на захватывающую дух развлекуху на угольных вагонетках и подсказал предприимчивому изобретателю Джону Тейлору идею запатентовать её под названием "Искривлённая железная дорога". Ещё больше увлёкся этой идеей инженер Эдна Томпсон, широко развернувший строительство горок в других городах Соединённых Штатов и запатентовавший более 30 различных усовершенствований, относящихся к ним.



Инженерная идея "американских горок" (будем называть их так, привычно для русского уха) особой сложностью не отличается. Они представляют собой железнодорожную систему специальной конструкции, спроектированную так, чтобы состав вагонеток с пассажирами, проходящий по ней, резко изменял направление и скорость движения. А так как собственного источника энергии вагонетки не имеют, для ускорения используется преобразование потенциальной энергии в кинетическую и наоборот. Однако, благодаря применению новейших технологий, сегодня аттракцион стал не только фантастически красивым, но и фантастически изощрённым.

Особенно отличаются в этом деле японцы, строящие "американские горки" сверхгигантских размеров, на которых достигаются запредельные скорости. К примеру, в одном из парков неподалёку от Токио длина горок составляет 1200 м, механический поезд во время заезда преодолевает спуск, расстояние между верхней и нижней точкой которого достигает 52 м, а максимальная скорость кабинок составляет 172 км/ч. На старте кабинки набирают скорость до 100 км/ч меньше чем за 2 с! (Для сравнения: в "Формуле-1" болиды набирают скорость 100 км/ч примерно за 2,5 с.) Легко представить, какое эмоциональное и физическое напряжение переживает при этом "катальщик"!

Не случайно же именно с "американскими горками" связано самое большое количество несчастных случаев, происходящих в парках развлечений. Специалисты делят их на три категории. К первым двум относятся несчастные случаи, произошедшие по вине самих посетителей из-за несоблюдения правил безопасности, и неисправность оборудования. Третья - сугубо медицинская. Не всякий организм в состоянии выдержать перегрузки, возникающие во время аттракциона. Даже у более или менее здоровых людей поднимается давление, рвутся сосуды, обостряются язвенные болезни, начинается аритмия сердца, способная привести к серьёзному приступу и даже внезапной смерти. Как свидетельствует статистика, большая часть умерших на "американских горках" оказались жертвами инсультов, мозговых гематом и нарушений функций каротидных артерий. Медики также обратили внимание на участившиеся среди пользователей аттракционов случаи приступов эпилепсии, вызванные громким шумом и вспышками света.

Впрочем, чего стоят цифры каких-то статистик по сравнению с властью огромной стальной змеи, скрученной зигзагами, пусть всего на несколько минут, но дающей ни с чем не сравнимое по остроте ощущение свободного полёта.



Сегодня на рынке развлечений происходит настоящая революция. Множество крупных компаний с удовольствием вкладывает миллионы долларов в сооружение грандиозных аттракционов. Причём, они поражают не только дороговизной, но и размахом фантазии их создателей. Хотите узнать о самых удивительных аттракционах в мире? Тогда читайте дальше.

Прогулки в небеса

Вот, к примеру, на красоты Лондона можно полюбоваться с колеса обозрения "London Eye". Знаменитое 135-метровое колесо было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое. Чтобы сделать полный оборот, ему требуется 30 минут. "Глаз Лондона" никогда не останавливается, ведь его скорость настолько мала, что пассажиры спокойно садятся и высаживаются на ходу. Но совсем недавно создателей этого чуда превзошли, и теперь самое высокое колесо обозрения находится в Китае. Оно выше лондонского на целых 25 метров.
В Нидерландах есть колесо обозрения, которое катает всех желающих вместе с их машинами. Представляете, какое это удовольствие глазеть на живописные пейзажи, не выходя из любимого автомобиля? Колесо оборачивается примерно за 10 минут и может одновременно катать 4 машины с пассажирами, поочередно поднимая их на 35-метровую высоту.



В погоне за острыми ощущениями

Специально для любителей скорости и жаждущих наиболее острых ощущений был создан самый быстрый и высокий аттракцион в мире. Он возносит пассажиров на 125 метров вверх со скоростью под 200 км/ч, а потом устремляется вниз под прямым углом. Стоит только представить себе такое, и уже дух захватывает! Плюс ко всему, поездка сопровождается рёвом моторов и запахом выхлопных газов. Это создаёт иллюзию настоящей гонки.

Компания Walt Disney воистину не пожалела денег и открыла самый дорогой и приближённый к реальности аттракцион. Создатели потратили на создание ракеты "Миссия: Космос" 100 миллионов долларов. Но, по отзывам посетителей, оно того стоило. Для оснащения ракеты использовалась та же техника, что и при подготовке настоящих космонавтов. Посетители испытывают весь комплект острых ощущений: от перегрузок, которые вдавливают их в кресла, до коротких мгновений невесомости.

Лас-Вегас может похвастаться самой высокой башней свободного падения. Это гигантские качели, установленные на крыше отеля. Кабина качелей раскачивается на такой огромной высоте, что кажется, будто она практически взмывает в небо. Аттракцион работает только ночью, поэтому создаётся полное ощущение космического полёта. Однако и это ещё не всё! Потом человека пристёгивают к креслу на рельсе, расположенной на 340-метровой высоте. Рельса наклоняется вниз и у края бездны резко тормозит. Причём, несчастный пассажир буквально зависает над пропастью на ремне. Наверняка, ощущения просто непередаваемые.



Сумасшедший поезд

В мире американских горок существуют две лиги рекордов - для металлических и деревянных аттракционов. Разумеется, в деревянных горках из дерева делаются лишь опорные конструкции, рельсы же остаются стальными. Дерево выдерживает значительно меньшие нагрузки, чем металл, поэтому и скорость, и высоты, и перегрузки на таких горках меньше. Деревянные аттракционы берут не динамикой, а зрелищностью: декорациями, ретро-антуражем.



Kinga Ka

Страна: США пригород Нью-Йорка Год открытия: 2005 Высота: 139 м . Самая высокая металлическая горка в мире Гидравлический механизм разгоняет вагонетку до 205 км/ч за 3,5 секунды, что делает Kinga Ka одним из самых динамичных аттракционов в мире. В мае 2009 года в горку ударила молния, что повлекло за собой необходимость сложного ремонта. В настоящее время аттракцион находится в полной боевой готовности




Son of beast


Страна: США Цинциннати Год открытия: 2000 Высота: 66 м Самая высокая деревянная горка в мире. До 2006 года была единственной деревянной горкой с мертвой петлей. Опасный элемент был демонтирован после инцидента с 27 пострадавшими.



Steel Dragon

Страна: Япония Нагашима Год открытия: 2000 Длина: 2479 м Самая длинная горка в мире. Горка с красноречивым названием "Стальной дракон 2000" имеет форму гребня дракона и была построена в 2000 году в год дракона.



Superman: Krypton coaster

Страна: США Сан-Антонио Год открытия: 2000 Самая высокая петля в мире



Manta

Страна: США Город: Орландо Год открытия: 2009 Горка морской тематики по аква-парку SeaWorld Orlando. Значительная часть пути Manta проходит по прозрачным туннелям внутри десяти аквариумов. Наслаждаясь скоростью, посетители могут также увидеть более 60 видов морских животных, в том числе редких скатов. Manta - "летающий" аттракцион, на котором можно испытать состояние невесомости.



Червивое путешествие

Австралийцы тоже не уступают в оригинальности своих идей. Они создали первый и единственный в мире музей червей. Само его здание "извивается" в форме гигантского червя, а табличка у входа приглашает проползти по музею на четвереньках через подземные ходы. В их полумраке встречаются макеты огромных червей и коконов, а один из главных аттракционов - туннель, который в подробностях знакомит с внутренностями этих милых животных. В музее, кстати, достаточно и живых экспонатов самых разных видов и величин.

Ожившие легенды фараона

И снова вернёмся в Америку. Есть здесь развлечение, представляющее собой воплощение компьютерного "квеста" с загадками, ловушками, головоломками. Сделан он в виде гробницы фараона, через лабиринты которой и перестоит пройти храбрым исследователям. Тут есть чему удивиться: обрушивающиеся потолки, туманы и водопады, преследующий дух фараона, множество загадок и тайн.

Top Thrill Dragster ("Головокружительный драгстер") в Cedar Point, США

Высота этой конструкции - от 100 до 152 м. Поезд развивает скорость 193 км/ч. Одна поездка длится всего 17 секунд, чего не скажешь об очереди к аттракциону. Тем не менее, ожидание того стоит.



Xcelerator ("Акселератор") в парке развлечений Knott's Berry Farm, США

"Акселератор" оснащен мощным мотором с гидравлической катапультой, которая сообщает вагонам ускорение свыше 132 км/ч. всего за 1,8 секунды. На горке можно развить скорость 188 км/ч., при этом силы толчка достаточно, чтобы послать поезд вверх-вниз по крутым дорожкам аттракциона.



Источник


	

Написать комментарий