Почему и когда в учебных заведениях стали ставить оценки, и есть ли разница между «оценкой» и «отметкой». Немного истории...
Первые оценки за знания и поведение появились в 16-17 веках в иезуитских школах. В те далекие времена «единица» была высшим показателем успехов. Ученики распределялись по разрядам, и когда кто-то переходил в другой разряд, это давало преимущества и привилегии перед другими. Конечно, если разряд был более высоким.
По одной из версий, основоположниками оценочной системы стали школы Германии. Они оценивали учеников 3-балльной системой, делили учеников по разрядам, которые после стали делить по классам. Потом перешли на 5-балльную систему.
На Руси же была распространена система словесных оценок. Так в Киевской духовной академии (данные датированы 1737 годом) успехи обозначались как
- учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального;
- учения посредственного, мерного;
- учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого.
И такая система «эмоционального окрашивания» оценок, которая отражала отношение к учебе, функционировала до середины 19 века.
В России были разные балльные системы: 3, 4, 8, 10 и 12.
Но постепенно оценки стали короче, то есть заменились на цифры. Наиболее удобной оказалась 5-балльная система. Она была официально установлена Министерством народного просвещения в 1837 году:
- «единицы» приравнивалась к слабым успехам,
- «двойки» – к посредственным,
- «тройка» – к достаточным,
- «четверка» – к хорошим,
- «пятерка» – к отличным.
Когда-то была и оценка «ноль», но ее упразднили.
Споров тогда, как и сейчас, велось много. Кто-то говорил, что такая система оценивания удобнее остальных, кто-то выступал против и пророчил неизбежную «смерть». А в 1916 году предлагалось изменить оценки на осведомления родителей о неуспеваемости, и даже отмерить экзамены, как и переводные, так и выпускные. Но задумка не была осуществлена.
С 1918 года стали практиковать коллективную аттестацию. Но при групповой оценке индивидуальные достижения в учебе не были явными, и не было видно личного вклада каждого в результат, который засчитывали всей группе.
В 20-х годах оценками служили в основном характеристики учителей, засчитывались и успехи учащихся в творчестве и общественно полезной деятельности. Но оценки все равно ставились втихаря. А в 1935 году восстановили 5-балльную систему, но не в цифрах, а словесно: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо.
В начале 1960-х годов был предложен поурочный балл, который предполагалось ставить за совокупность деятельности ученика на уроке и который чуть позже стали ставить за отдельные небольшие ответы, дополнения и прочие отдельные задания.
В 90-е годы снова стали пробовать новые системы оценки, например, 100-балльную. Хотя и по сей день в большинстве учебных заведений сохраняется 5-балльная система.
Читайте также «Что такое оценка и критерии выставления» и «Почему проще поставить тройку»
Немного о разнице между «отметкой» и «оценкой»
Отметка и оценка воспринимают часто как полные синонимы. Однако разница есть.
Отметка:
- более формализована,
- цель отметки – установить уровень усвоения единообразной государственной программы,
- она должна быть простой и понятной.
Оценка:
- может быть варьироваться от одного образовательного учреждения к другому,
- цель оценки – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину знаний,
- она носит эмоциональный окрас.
Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.
То есть сначала ученикам ставили оценки, позже – отметки. Но в последние годы границы стерлись, понятия подменяются, и не ясно, что же в дневниках у школьниках и в журнале у учителя – отметки или оценки.
Автор: Евгения
Статьи по теме:
- Мой учитель ставит несправедливые оценки!
- Зачем нам школьные оценки? Мнение «Планеты школ»
- Педагоги не ставят «двойки», потому что боятся систему
- Что такое оценка?
- Почему «тройку» поставить проще
- Алгоритм действий по борьбе с несправедливым выставлением завышенных оценок ученикам
- Право ставить «двойки», или Прекратим выращивать дебилов
- Выставление оценок
- Нужны ли школьные оценки? Мнения учащихся
- Воспитание детей в Индии
- История кириллицы