Страна Начала Солнца: за школьной партой
4 Мар 2010

Когда-то школа, образование, грамотность были здесь прерогативой исключительно высших сословий. Позже Япония как губка начала впитывать западный подход к образованию. Самая радикальная реформа в обучении подрастающего поколения произошла в 1947 году: именно тогда под влиянием американских оккупантов был принят основополагающий закон об образовании.

Эта система действует до сих пор: шесть лет школьники учатся в начальной школе, три года — в средней, три года — в старшей и два или четыре года — в университете (не считая магистратуры, — там еще два года). Начальное и среднее образование обязательно для всех. Так что, как видите, мнение о том, что японцы учатся до гробовой доски, — ошибочно...

Правда, еще до начальной школы детей пытаются учить в детском саду: ведь для того, чтобы тебя приняли в начальные классы, нужно сдать вступительный экзамен.

Об исторических корнях

Обучение письму и чтению «завоевало» Японию вместе с распространением буддизма, пришедшим из Китая. В 701 году Таихо Коде открыл в столице и провинциях школы для отпрысков именитых семейств. В период Джамакура образование начали получать и дети самураев. А в эпоху Эдо (1600-1868) обучение детей уже было широко распространено как среди знатных семейств, так и среди простого люда.

Сначала японцы для своей письменности позаимствовали китайские иероглифы, которые теперь называются «китайским письмом», или кандзи. Далее для иностранных слов и записи слов по слогам была введена особая японская азбука: катакана и хирагана. Для обозначения некоторых цифр или еще не переведенных иностранных слов, а также при транскрипции японцы используют латинские буквы — ромадзи.

Самое забавное в этом письме то, что предложение в японском состоит из отдельных слов, но слова эти могут порой сочетать все типы письма: кандзи, катакана и хирагана, что делает чтение на этом языке невероятно сложным. А еще предложения иногда могут располагаться не справа налево, а сверху вниз, а столбцы, которые они образуют, — справа налево...

Впрочем, если вы решили освоить японский язык для повседневного общения, вам достаточно выучить катакана, хирагана (там немного символов) и 2000 кандзи. Количество символов кажется ужасающим? Но вы же учите формулы по физике, таблицу Менделеева и даже затвердили таблицу умножения... Так вот — число символов китайского письма, необходимое для нормального обучения, приблизительно такое же. Правда, до 1980-х годов школьники учили лишь 1200 символов кандзи: виной тому была школьная реформа от 1900 года, когда министр образования урезал количество китайских начертаний. Но вновь вошедшие в язык слова расширили их список до 1945, — и это только необходимый минимум для школ.

Почти каждый год (даже в старших классах) школьники стараются сдать новый минимум кандзи по чистописанию.

Кстати, именно упомянутый выше период Эдо привнес много нового в систему обучения. Например, школы поделились на два типа: ханко и теракоя. Ханко-школы существовали исключительно для детей самурайского сословия. Разумеется, основной акцент здесь делался на обучении традициям и физическом воспитании. В теракоя обучались дети как самурайского, так и общинного сословия. Основной упор в обучении приходился на чтение, письмо и арифметику. Забавно, но школы-теракоя, как правило, «тянул» на себе всего один преподаватель либо семейная пара.

Таким образом, к середине XIX века Япония была более образованной, чем Запад: грамотными здесь были 50% мужского населения и 20% женского. Именно этим объясняются выдающиеся технические достижения Страны восходящего солнца, а также закрепившийся за Японией бренд «страны будущего».

В период Мейджи уже совершались попытки подогнать традиционную японскую систему образования под западные образцы, преимущественно прусский. Для преподавания в модернизированных школах приглашались иностранные преподаватели или о-ятой гайкокуджин. Так появились начальная и средняя школа и университеты. Начальную школу обязан был окончить каждый ребенок.

И, наконец, после оккупации Японии американскими войсками, была принята окончательная система обучения молодежи.

Несколько слов о градации

Министр образования утверждает программу для всех начальных классов, чтобы дети всюду изучали одни и те же дисциплины. Вот список обязательных предметов в младших классах: японский язык, социальные предметы, арифметика, естествознание, музыка, физкультура, домоводство, аналог наших уроков труда, изобразительное искусство. Но к концу начальной школы ученик обязан знать 1006 китайских иероглифов.

В средней школе преподают те же предметы, что и в младших классах, плюс иностранный язык (обычно это английский). Кроме того, учителя-предметники отчасти сами решают, какие из предписанных тем проходить со своими подопечными.

В старших классах начинаются соревнования. Особенно это развито в престижных школах. Ведь возможность перейти в старшие классы определяется экзаменами. От того, как ты сдашь вступительные экзамены, будет зависеть также и отношение к тебе учителей. Кроме того, три года учебы в старшей школе решат вопрос о твоем поступлении в университет. Дело в том, что многие фирмы и ученики работают на перспективу: корпорации с радостью готовы принять лучших учеников к себе сотрудниками и даже оплачивают их обучение в старших классах и университетах, а старшеклассники, в свою очередь, стараются лучше учиться, чтобы их заметили и спонсировали.

Стандартный список предметов в старших классах: японский, география, история, математика, физика и химия, анатомия и физвоспитание, искусствоведение, иностранные языки и экономика страны.

«Чемпионат страны» по обучению в старших классах сменяется «Олимпийскими играми» поступления в университет. Как уже говорилось, это — статус и великолепная возможность реализовать себя. Почти все университеты в стране — платные. В них учатся чуть меньше половины бывших старшеклассников, в основном девушки.

Среди университетов Японии самыми престижными считаются Национальный университет Токио и Национальный университет Киото.

Кстати, если ученик не смог поступить в университет (что понятно — при такой-то конкуренции), он отправляется снова на учебу и пытается поступить на следующий год. Вот отсюда и берет свои истоки слух, что японцы учатся всю свою жизнь...

Почти все вступительные экзамены в Японии схожи с российским ЕГЭ. Это значит, что по избранным предметам абитуриент должен назубок знать все предметы с первого класса. Поэтому ученики зачастую остаются на дополнительные занятия после учебы. Причем начинается это еще с младшей школы. Вот откуда сильные переутомления и стрессы у японских детей уже с раннего возраста... В более поздние годы у учащихся зачастую начинается «аллергия на школьные занятия» — тоже весьма распространенное явление.

Об особенностях национальной учебы

Школьный год в Японии начинается 1 апреля и, как и в большинстве европейских школ, состоит из трех четвертей. Первая четверть длится с апреля по июль, вторая с сентября по январь и третья — с января по март.

Большинство школ — пятидневки, но есть некоторые специализированные заведения, где учатся и по субботам, правда, только до обеда.

Профессия учителя в Японии достаточно престижна и неплохо оплачивается. У большинства педагогов старших классов за спиной университет.

Начальная и средняя школа, как правило, бесплатные. Часть средних и большинство старших школ — платные. В некоторых бесплатных школах количество учеников в классе может доходить до 38 человек! В спонсируемых школах классы гораздо меньше.

Почти во всех школах учителя используют медиа-материалы и прожекторы. Школьная доска как явление еще не исчезла, но постепенно сходит на нет. У половины младшеклассников на партах стоят компьютеры.

Для того, чтобы ученики легче преодолевали языковой барьер и свободно говорили на английском, министерство образования часто приглашает носителей этого языка, которые приезжают по программе языкового обмена.

Начиная с пятого класса (с шестого — уже почти во всех школах) по каждому предмету свой учитель. Урок обычно длится 50 минут.

Перерыв на обед среди занятий — около часа (в некоторых школах меньше). Несколько томатов, молоко, рис, кусок жареной рыбы, овощи и суп из соевых бобов — таков типичный обед, которым школьные столовые потчуют своих воспитанников.

Сейлор-фуку, или во что одеты школьники

Впервые школьная форма как таковая появилась в Японии в конце XIX века. Сейчас это неотъемлемая часть каждой частной и государственной школы. Правда, в начальных школах носить форму необязательно, если, конечно, это не входит в устав учебного заведения.

Большинство девушек носят школьную форму, похожую на матроску, которая называется сейлор-фуку, или, правильнее, сейра-фуку (в японском языке нет звука «л»). Форма мальчиков похожа на костюм адмирала или католического пастора — у кого какие ассоциации.

Как одевается молодежь в современной Японии — смотрите и читайте в материале «Стиляги по-японски».

В конце XIX — начале ХХ веков японские мальчики носили не фраки с воротником-стойкой, а брюки-хакама. Правда, именно в позапрошлом веке, в эпоху Мейджи, Япония начала вводить в школе военную форму, причем не только для мальчиков, но и для девочек. Морская тематика — напоминание о том, что Япония — морская страна. Прообраз нынешнего сейлор-фуку был представлен в 1921 году Элизабет Ли — заведующей учебной частью Университета Фукуока Джо Гакуин. Ли также была студенткой по обмену, поэтому ей пришлись по вкусу цвета британского военного флота.

Сейчас есть частные школы, учащиеся которых одеты на европейский манер: клетчатые юбки для девушек, галстуки для мальчиков, серые свитера, синие жилетки... Но таких пока немного. Даже если 50% школ перейдут на европейскую форму, от фуку японцы вряд ли откажутся. Ведь несравненная Сейлормун навсегда увековечила образ девушки в матроске. Кроме того, матроска давно заняла свою нишу в японском представлении о канонах девичьей красоты.

У каждой школы своя символика и цвета, поэтому ни у одной из них ученическая форма не походит на другую.

Могу ли я стать японским студентом?

Если вы носитель английского языка, то, разумеется, вы можете воспользоваться программой языкового обмена JET.

Если же нет, то есть несколько вариантов:

  • Съездить по  каникулярной программе по изучению японского языка.
  • Записаться в центр японского языка и пройти программу подготовки к поступлению в японские вузы.
  • Если вы знаете английский и хотите изучить японский язык в самой стране, то можно узнать о грантовых программах на портале, посвященном образованию в Японии.

И помните: дорогу осилит идущий!

Удачи!

Статьи по теме

2 комментария

Лора Локкен

26.03.2009 16:06:27 #

		
Интересно, познавательно но... скучно. И заголовок можно было бы поярче ответить

	

Иван Князев

05.03.2010 08:37:56 #

		
Цитата
Лора Локкен пишет:
Интересно, познавательно но... скучно. И заголовок можно было бы поярче

Если бы на фото были бы накаченные мачо или голые девушки было бы веселее? тут ведь не развлекательный портал, а если нужно поржать топайте на другие сайты, например Дом-2
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
Конкурс сочинений «Письмо Президенту» 2010: Изменение климата! Потепление! Экологическая катастрофа?!
Российская ассоциация содействия ООН и МГИМО объявляют о новом конкурсе сочинений для школьников «Письмо Президенту», темой которого в 2010 году станут вопросы глобальной экологической безопасности.
 
IV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям
Целью Олимпиады является поиск и поощрение энтузиастов, желающих участвовать в развитии нанотехнологий в Российской Федерации. Попробовать в ней свои силы может каждый. Участие в Олимпиаде бесплатное.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.