Единый государственный экзамен: проблемы и перспективы


07.06.2011 06:39:24
Сачкова Е. В.
МОУ «Чажемтовская СОШ»
с.Чажемто
Начиная с 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал единственной формой государственной аттестации выпускников российских школ. Иными словами, эксперимент закончен, теперь экзамен вступил в полную силу - ЕГЭ сдают уже все выпускники школ. Каковы причины введения Единого государственного экзамена?
Одной из главных причин является “всеобщее недовольство”: ВУЗов - абитуриентами и студентами; соответственно школ - ВУЗами; родителей - и школой, и ВУЗом. Чем недовольны? Системой сдачи экзаменов в школе и приемными экзаменами в ВУЗе. Перед школой не стоит официально задача подготовки школьников для поступления в высшие учебные заведения. Это не ее прямая функция. Но в образовательных программах, реализуемых школой, мы находим точно задачу - подготовку выпускника к продолжению образования. Залогом успешной сдачи ЕГЭ может быть только системная и добросовестная, кропотливая работа учащегося в течение всего курса школьного обучения.
Единый экзамен выявляет многие проблемы школы. Некоторые из них он сам и создает. ЕГЭ становится базовым элементом системы оценки качества образования, изменяет содержание учебного процесса, модифицирует формы и методы текущей оценки учебных достижений учащихся; влияет на механизмы контроля.
Проблемы, связанные с ЕГЭ, в последнее время вызывают все больший интерес у учащихся, их родителей, и, безусловно, учителей математики. Как относиться к ЕГЭ? Ответить на этот вопрос не так-то просто.
Результаты исследования показывают, что среди сторонников ЕГЭ, как правило, отличники и хорошисты, ответственно относящиеся к учебе, верящие в свои силы, а также школьники, у кого брат, сестра или близкий друг уже сдавали данный экзамен. Также ЕГЭ поддерживают передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией при выпускных экзаменах в школе и поступлении в вуз.
Среди сторонников единого госэкзамена также родители с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ облегчает поступление в вуз, и полагающие, что этот экзамен мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно относится к обучению.
По данным опроса, среди противников ЕГЭ, как правило, слабые ученики, не уверенные в своих знаниях и силах, а также «ребята с повышенным уровнем тревожности».
Программа обучения, образовательные стандарты, критерии по которым выставляются оценки, задачи, которые выносятся на экзамен, – всё это должно быть известно. И даже всё это должно многократно повторяться, чтобы все это знали.
Поскольку я преподаватель математики, буду говорить о ЕГЭ по математике.
Мои выпускники были первыми, кому пришлось сдавать ЕГЭ в 2002 году, когда Томская область стала своего рода «пилотным» регионом. И за десять лет в разные года выпустила восемь классов, в том числе в 2009 и 2011 годах, когда сдача ЕГЭ становится обязательной для всех российских школьников.
Я отношусь к ЕГЭ самым положительным образом - и как учитель математики, и как обычный человек. Как ученик занимался в течение школьных лет, так он и сдавал экзамен. Есть у меня и личный опыт - моя дочь сдавала ЕГЭ в 2009 году. Сейчас учится в вузе, поступила на основании результатов ЕГЭ. Считаю, что это очень удобно. Никакой лишней нервотрепки, можно спокойно оценить свои шансы и выбрать тот вуз, в котором хочешь и можешь учиться.
Выбрать вуз – это хорошо, но ведь есть и такие ученики, которые после школы идут учиться в училище, техникумы и т.д., и такие кто не предрасположен к точным наукам. Как же этим детям даётся сдача ЕГЭ? Тяжело и трудно. Многие нашли выход – репетитор и банальное «натаскивание» на задания, хотя бы просто для того, чтобы запомнить сам алгоритм и последовательность решения.
Я считаю, что, так как экзамен по математике является обязательным для всех школьников, то к экзамену нужно подходить дифференцированно. Те ученики, которые собрались поступать в вуз итоговую аттестацию должны проходить в форме ЕГЭ, а другие – в традиционной форме - пусть покажут свои знания в решении контрольной работы.
«В заданиях по математике с 2010 года две части – базовая и профильная. Первая – для всех без исключения, вторая – для сдающих математику в качестве вступительного экзамена», – сказал Ященко. По его словам, существенная часть примеров в базовой части предполагает проверку того, как человек научился выполнять алгоритмизированные действия и делать выводы.
Задачи профильного раздела гораздо сложнее и ориентированы на программу профильного уровня и требования вузов. По мнению Ященко, экзамен по математике стал более понятным обычным людям благодаря включению в экзаменационные билеты задач, взятых из жизни. К примеру, ученику предложат рассчитать стоимость билета на проезд в общественном транспорте, исходя из того что его цена увеличится на определенное количество процентов. При этом, отметил разработчик материалов, объем преподавания математики в школе сокращаться не будет.
Если раньше в части А ученики могли задания, которые вызывают затруднение, угадать правильный ответ «методом тыка», то сейчас такого шанса у них нет. И не каждый ученик может посчитать объём нестандартной фигуры, и даже встречаются такие ученики, которые не смогут рассчитать покупку в магазине, тем более работать с процентами. У нас всеобщее обязательное одиннадцатилетнее образование, и поэтому в старшие классы идут все желающие. Думаю, что если ЕГЭ проводить в такой форме как сейчас, то в старшие классы надо брать учеников с оценками в аттестате «хорошо и отлично», а остальные ученики после девятого класса должны идти в профтехучилища.
Я считаю, что с введением ЕГЭ, мы приобрели много плюсов.
Во-первых, ЕГЭ поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах типа "В" (краткие свободные ответы), ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенных вуз) и взяточничество.
Еще одна цель - попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены - новая задача для наших учителей.
Наконец, немаловажное соображение - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.
Более отдаленная цель - содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между ВУЗами. В сильные ВУЗы при этом вслед за более сильными абитуриентами пойдет больше денег (по механизму ГИФО - "государственных именных финансовых обязательств").
Но очень трудно сдать ЕГЭ ученикам, которые не спешат поступать в ВУЗы.

	

2 комментария

Анна

08.06.2011 16:48:09 #

		
В целом, неудачная работа с точки зрения статьи. Помимо того, что по тексту мелькают пунктуационные и стилистические ошибки, написанное не содержит ни каких-либо жизненных примеров, ни даже элементарной аргументации называемых автором тезисов. И что самое, на мой взгляд, неудавшееся - отсутствие фактической основы. Все выше сказанное по поводу сторонников и противников госэкзамена является абсолютно личным мнением автора (и то не факт), никак не подтверждается и более того звучит неубедительно. Так называемая статья читается сухо и по прочтении оставляет осадок неудовольствия, поскольку не соответствует заявленным требованиям и не имеет по сути в себе никакого конкретного содержательного материала, который был бы интересен читателям. ответить

	

Фемистокл

10.06.2011 10:03:11 #

		
интересно, добавляю в закладки ответить

	

Написать комментарий