Универсальные профессиональные компетенции педагога: учимся учиться вместе
11 Июн 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

Максимова С.А., проректор по научно-исследовательской и проектной работе, профессор кафедры теории и практики управления образованием Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования», д.филос.н., доцент,
Целикова В.В., старший преподаватель кафедры теории и практики управления образованием Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования»

Как бы сейчас не ругали в СМИ новый образовательный стандарт (именно так обобщенно — стандарт, хотя образовательные стандарты разные: по начальной школе, по основной школе, по старшей школе), хочется разобраться: может быть есть все-таки в этой инновации что-то ценное для наших детей и современной школы.

Каждый родитель безусловно хочет, чтобы его ребенок в жизни профессионально и личностно состоялся, был успешен, реализовал свои и родительские планы; чтобы все инвестиции, говоря экономическим языком, в виде усилий и затрат, которые родители вкладывают в своего ребенка оправдались. Вполне понятные и благие намерения. Правда, не всегда родительские ожидания и детские планы реализуются так, как хотелось бы. Объективные факторы сбрасывать со счетов нельзя, но есть и субъективные. Учится выпускник школы в институте по той предметной специальности, по которой он был успешен в школе, но через пару лет понимает, что это «не его», не идет учеба, «душа не лежит». Часто в таких ситуациях либо родители «дожимают» ребенка, и он оканчивает институт, но какой из него специалист — понятно: не хочет и не очень умеет; либо он бросает учебу и не находит других вариантов, потому что этот профессиональный выбор был единственным, другие не рассматривались. Но есть и третий вариант: сформировать для себя другие цели, найти для реализации цели способы и ресурсы, прежде всего в себе, принять собственное решение и реализовать его: поменять ВУЗ, пойти работать, совместить и то, и другое. Но для этого надо обладать всеми перечисленными выше способностями, связанными с организацией своей деятельности, самостоятельным самоопределением, решением собственных проблем.

Именно на это и ориентированы новые образовательные стандарты: на формирование и развитие умения учиться и способности к организации своей деятельности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, к активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Наш ученик должен стать самообучающимся субъектом деятельности: он сам способен решить, что ему требуется, найти для этого способы и организовать себя, он социально активен в жизни и в профессии, он — ответственный гражданин. Разве не такой человек требуется инновационной экономике и современному обществу? Но даже если исходить не из интересов экономики и общества, а из интересов ребенка и родителей, этот подход им тоже очевидно выгоден: ребенок будет оснащен таким универсальным личностным инструментом, который позволит ему найти оптимальное решение в любой жизненной ситуации.

В новых образовательных стандартах управление образовательным процессом построено от результатов образования: фиксируется то, что требуется получить, все остальные действия участников образовательного процесса выстраиваются так, чтобы этих результатов достичь. Традиционный взгляд на результаты образовательной деятельности — получение учеником суммы прочных, качественных знаний; новые образовательные стандарты ориентированы на развитие личности учащегося на основе освоения им универсальных способов деятельности, которые ему пригодятся не только в учебной, но и в любой другой деятельности.

В образовательных стандартах представлены требования к трем видам результатов:

  • предметным результатам (традиционно, ведь школа обязана выполнять функцию обучения): уровню знаний, умений, навыков;
  • метапредметным результатам, которые как бы «надстраиваются» над предметными результатами: способам деятельности, применимым в образовательной деятельности и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
  • личностным результатам: гражданской идентичности, системе ценностных ориентаций, интересам, мотивации, толерантности.

Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться — это освоение учениками универсальных учебных действий: совокупности способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, формирование умений. Универсальные учебные действия (УУД) носят надпредметный, метапредметный характер и выполняют следующие функции:

  • Создают возможность самостоятельной организации учащимися своей деятельности (учебной и внеучебной).
  • Формируют установку на непрерывное образование. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению, «образованию, длиною в жизнь», принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО).
  • Формируют умения, навыки и компетентности в любой предметной области.
  • Формируют психологические способности учащихся в контексте усвоения учебного содержания.
  • Создают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся.
  • Обеспечивают преемственность всех ступеней образования.

В составе УУД выделяются четыре блока:

  • Личностные действия: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловые установки, основы социальных компетенций, осознание российской идентичности.
  • Регулятивные действия: организация своей учебной и любой другой деятельности. Педагоги высшей школы отмечают, что современные студенты не умеют ставить перед собой осмысленные и адекватные своим возможностям и способностям цели, удерживать их достаточно долго, чтобы они были достигнуты.Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблем. Современные студенты часто не умеют самостоятельно работать с книгой (осмысленно и продуктивно читать), с другими источниками информации, активно усваивать материал в лекционной форме, участвовать в семинарах (подходить критически к материалу, понимать смысл и содержание научных дискуссий, вырабатывать и аргументировано высказывать свою точку зрения).Коммуникативные действия: способность к продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Конечно, ведущую роль в формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образования, меняются требования и к участникам образовательного процесса: к ученикам, к педагогам.

Р. Ф. Шайхелисламов, ректор Института развития образования республики Татарстан, приводит наглядную схему изменения позиции учителя в условиях внедрения новых стандартов:

При традиционной дидактике ученик следует за учителем, деятельность ученика опосредована деятельностью учителя, учитель — единственный источник знания, он выступает в роли «мастера», «гуру», «непререкаемого авторитета». В новой дидактике ученик и учитель — равные субъекты учебной и внеучебной деятельности, деятельность ученика сопровождается и организуется учителем с целью получения ребенком своего собственного опыта. Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, партнером (правда, все-таки старшим, но чем старше ребенок, тем более равным становится партнерство).

В связи с этим происходит изменение целей, содержания и смысла урока. Если в традиционном варианте урок — учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора в течение определенного времени (35-45 минут), то в условиях внедрения новых стандартов урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. В этом случае учебное занятие — это самообучающийся вид организации педагога и учеников, совместно действующих для достижения общих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, Интернет, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной. Способ подачи материала — управляемое интерактивное взаимодействие педагога и учеников. Критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются учениками.

УУД формируются на каждом предмете с учетом предметного содержания за счет специально разработанных метапредметных технологий, которые схематично могут выглядеть следующим образом:

Учебное занятие при использовании метапредметной технологии превращается в своеобразный «слоеный пирог»: решаются как предметные, так и метапредметные (формирование УУД) цели, причем они переплетаются, координируются. Один и то же методический прием может работать как на одни, так и на другие цели. Рунова Т.А., доцент кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО, приводит такой пример задания для учеников начальной школы — «Бабушкин сундучок»: дети по очереди называют предметы, которые лежат в сундучке. Условия: предметы должны содержать букву «Т» и необходимо повторить то, что сказал предыдущий ученик. Решается задача изучения буквы «Т», тренируется навык слушать сверстников, тренируется память и произвольное внимание. Таким образом, за счет «двойного» использования учебного задания педагог не увеличивает педагогические усилия, а оптимизирует их.

Соответственно, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти профессиональные компетенции тоже должны носить характер универсальности, во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать, «с чем это едят», т.е. на практике знать, как «работают» УУД и как их отслеживать и оценивать; во-вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников (это еще один канал формирования УУД).

Универсальные профессиональные компетенции учителя могут состоять из следующих блоков:

1. Личностные компетенции:

  • Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся личности
  • Мотивация профессиональной деятельности

2. Организационные компетенции:

  • Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности.
  • Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха; умение организовать процесс рефлексии на уроке.

3. Интеллектуальные компетенции:

  • Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением в деятельности ученика.
  • Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке.
  • Способность выделять и решать профессиональные проблемы, способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

4. Коммуникативные компетенции:

  • Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности с работками ОУ.
  • Речевая и коммуникативная культура.

Следовательно, получается своеобразная «матрешка»: внутри ученик с формируемыми УУД, снаружи, как сопровождение — учитель с универсальными профессиональными компетенциями.

Но многие педагоги школ при внедрении технологий формирования УУД испытывают достаточные затруднения. Среди них:

  1. Недостаточно точное и полное понимание целей, задач и функций УУД.
  2. Трудности при освоении принципиально новых технологий и инструментов формирования УУД: не хватает педагогического опыта или креативности в разработке и реализации данных технологий.
  3. Страх перед нововведениями, инертность педагогического мышления, установка на старые, проверенные формы. Учителя пугает именно «многослойность» метапредметного занятия, ему кажется, что время на формирование предметных знаний просто суммируется со временем на формирование УУД. Кроме того, присутствует боязнь отхода от предметного преподавания, т.к. придется перестраивать работу в целом, а еще неизвестно, получится ли?
  4. Несформированные у педагогов универсальные профессиональные компетенции, что в том числе усугубляет ситуацию неопределенности с формированием УУД у детей.

Таким образом, кроме задач формирования и развития УУД у учащихся в соответствии с требования образовательных стандартов, перед руководством школ стоит задача подготовки педагогов к внедрению метапредметных технологий и развитию у них универсальных профессиональных компетенций.

При решении задач подготовки педагогов по этим направлениям следует учитывать, что в отношении инноваций, а образовательные стандарты носят инновационный характер, педагоги ведут себя по-разному: кто-то может и не боится внедрять новые технологии, кто-то и не может, и не хочет.

Категории педагогов по отношению к внедрению метапредметных технологий выделены на основании критериев, предложенных О.В. Тулуповой, доцентом кафедры педагогики и андрагогики и О.В. Плетеневой, доцентом кафедры теории и практики управления образованием ГОУ ДПО НИРО.

Мы предлагаем использовать два критерия:

  1. Критерий профессиональной готовности («могут»): способность педагога создавать и реализовать инновацию
  2. Критерий психологической готовности («хотят»): позитивная мотивация по отношению к инновации, инновация принята как личностно значимая ценность.

При соотношении этих критериев с учетом их степени выраженности (высокая степень и низкая степень) можно определить четыре группы педагогов:

Для каждой группы педагогов соответственно требуется свое содержание и формы подготовки. При этом еще одним условием качественной подготовки педагогов будет наличие у самих организаторов — руководителей ОУ таких же универсальных профессиональных управленческих компетенций.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что внедрение требований образовательных стандартов к метапредметным и личностным результатам учеников является ситуацией развития не только для детей, но для педагогов и руководителей ОУ. Главное — эту ситуацию использовать в интересах учеников, педагогов и всей системы образования!

Материалы по теме

Статьи по теме

1 комментарий

Федосий Павлычев

13.06.2011 08:58:23 #

		
Неплохо ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.