Интервью с ректором МГУ о школьных стандартах


11.03.2011 13:03:16
На вопросы о нынешнем состоянии дел в МГУ, дальнейшем развитии университета, новом законе «Об образовании» и прочих актуальных проблемах ответил ректор МГУ, президент Российского союза ректоров, Виктор Садовничий.


Цитата
Ректор МГУ: «Не поддерживаю радикальных преобразований школьных стандартов»


1. В новом законе «Об образовании» не будет предусмотрена возможность для предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников. Не могли бы вы прокомментировать данную информацию? Действительно ли возможна ликвидация системы льгот для победителей и призеров олимпиад и будет ли в данном случае иметь смысл их проведение?
2. Каким образом вы можете поспособствовать тому, чтобы сохранить гарантированные права талантливых детей из малообеспеченных семей (в особенности из регионов России) на получение высшего образования? Как вы относитесь к предложению отменить студенческие стипендии.


Еще в середине 90х Союз ректоров РФ выступил за принятие Кодекса об образовании. Речь шла о таком общем интегрированном законе об образовании. Но к началу 2000х посчиталось, что еще не накоплен достаточный опыт, чтобы издать единый обобщающий закон об образовании.

И вот в 2009-2010 годах этот вопрос созрел, и во многом благодаря союзу ректоров была привлечена определенная организация Минобразования и был разработан этот закон. Он был 400-страничный, и на первом обсуждении совета союза ректоров мы подвергли его очень серьезной критике. Мы посчитали, что данный вариант не может быть принят даже за основу для обсуждения. Дмитрий Анатольевич сразу согласился, что закон 400 страниц быть не должен. Дмитрий Анатольевич в беседе с учителями сказал, что нужно поместить этот закон на сайт и произвести его публичное широкое обсуждение.

И мое мнение, кстати, было, что хорошо бы, чтобы эту комиссию возглавил Яковлев, советник президента по юридическим вопросам. Это решение президент принял, такая комиссия создана, работает, собирается раз в неделю. Насколько мне известно, около 10 тыс. предложений пришло на сайт. Мы отстаиваем определенную позицию при принятии этого закона, считаем, что образование – это есть приоритет государства. Что рынок не должен быть главенствующим при определении самого понятия образования.

Надо сказать, что комиссия в основном выполнила свою работу в отведенный срок. Но мое личное мнение, что обсуждение закона будет продолжено. Я думаю, что он должен обсуждаться до тех пор, пока не будет найден надлежащий консенсус в обществе, поскольку закон об образовании – это важнейший вопрос для жизни общества.

У победителей олимпиад льгот больше не будет
Вузовские олимпиады: льготы для победителей
Судьба российских олимпиад
Стипендии для российских студентов
Либо образованный, либо сытый
Поступил в вуз – ищи работу

Какими вы видите последствия предлагаемого Министерством образования и науки РФ профилирования старшей школы? Повлияет ли на качество и количество будущих ученых, инженеров урезание набора предметов, изучаемых в старшей школе? Возможен ли осмысленный выбор предметов/профессии учеником 9-го класса? По-вашему мнению, специалисты каких областей знания/производства/культуры и т. п. должны входить в экспертные комиссии по принятию решения о том, какими знаниями должен обладать выпускник старшей школы?

Выделил бы три стороны этого важного вопроса. С одной стороны, преобразования в системе образования, извините за тавтологию, вещь необходимая. Мы не можем жить достигнутым все время. И, конечно, исторический опыт, исторические традиции очень важны. Но каждое поколение, конечно, обязано делать шаг в развитии образования.

Во-вторых, система образования РФ всегда отличалась очень глубокой и фундаментальной составляющей. Поэтому при всех преобразованиях мы обязаны сохранить, на мой взгляд, обучение знанию и сохранение тех основных предметов, которые этому знанию обучают.

Поэтому я очень осторожен и не положительно отношусь к тем новациям, как то ранняя профиализация. Считаю, что человек должен быть подготовлен всесторонне и стать специалистом в определенной области у него будет время. Выбрав это направление в старших классах по собственному желанию или закончив школу и продолжая свое обучение. И, конечно, ранняя профилизация может пагубно сказаться на здоровье и успехах ребенка. Что однозначно было множество раз подтверждено. Поэтому я считаю, что, безусловно, увлечение школьника каким-то разделом элементарных, естественных наук очень похвально. Их надо поддерживать, давать возможность дополнительно в виде кружков, спецсеминаров заниматься этим делом, развиваться, не ограничивать его.

Но основную, фундаментальную базу знаний школьник должен получить в школе. Я с трудом представляю крупного математика, который, может так случиться в принципе, не изучал физику или химию. Безусловно, новость стандарта в школьном образовании следует еще раз подвергнуть обсуждению экспертного совета. Думаю, что определенный выбор должен быть у школьника, но надо сделать так, чтобы школьник, заканчивая школу, знал все предметы, которые нужны для того, чтобы ему продолжить дальше спокойно идти по жизни и выбирать свое направление в жизни.

Поэтому, отвечая на вопрос читателя, могу сказать, что я не поддерживаю таких радикальных преобразований школьных стандартов, которые пока предложены.

Мифы и реальность вновь стандартизированного образования
Недоработанный стандарт: версия вторая
Систему художественного образования уничтожат на корню
Старшие дети успели получить хорошее образование
Если бы я была министром образования...

Вы были решительным противником ЕГЭ. Почему вы изменили свою гражданскую и ректорскую позицию? На вас давила власть? Или ЕГЭ стал так хорош?

Я был и остаюсь человеком, который не согласен, что ЕГЭ является единственной формой приема в вуз. Это была моя изначальная позиция, и я ее не менял. Думаю, что кое-что нам удалось привнести в эти процессы. А именно: мы создали систему олимпиад школьников. Это сейчас мощнейшее движение. В этом году в первом отборочном этапе олимпиад школьников приняло участие 700 тыс. школьников. Это значительная, даже, может, большая часть тех школьников, которые хотят потом поступать. Это означает, что олимпиады оказались востребованы молодыми людьми, поскольку это способ показать свое умение, свой уровень, свою победу получить. Олимпиады сейчас признанный способ и как бы сравнивать свои результаты с результатами ЕГЭ. Они имеют льготы при поступлении, в частности.

Это есть один из, если угодно, методов поддержки талантливых людей, в то время как, к сожалению, ЕГЭ в силу своей природы настроен на усреднение. Мы стараемся через олимпиады отобрать те росточки, которые, может быть, не поддаются прямому усреднению. И такие примеры мы просто уже знаем, когда школьник решил какую-то очень трудную необычным способом задачу, а если это вопрос бы был один из вопросов ЕГЭ, это не повлияло бы на его успех. А поскольку мы оцениваем за мысль, за изюминку, то даже такой успех, как решение необычным, оригинальным способом задачи, мы засчитываем как то, что человек умеет мыслить.

Я вхожу в состав комиссии, возглавляемой главой администрации президента Нарышкиным Сергеем Евгеньевичем по совершенствованию ЕГЭ. По моему предложению обсуждается, и думаю, что будет принято решение о проведении двух уровней ЕГЭ по математике. Один обязательный для всех выпускников согласно нашему закону, и это просто проверка культуры, умения рассуждать, логически мыслить. А второй – по выбору для тех, кто желает дальше заниматься точными науками, более сложными направлениями инженерного образования, математического, физического, химического. И он выбирает этот второй уровень ЕГЭ и потом предъявляет его при поступлении в выбранные им вузы. Это, на мой взгляд, тоже правильно. Поскольку по прошлым годам средняя оценка ЕГЭ по математике была где-то чуть больше 20 баллов из 100. Два уровня, на мой взгляд, позволят правильно решить вопрос о той же профориентации.

В МГУ мы учитываем результаты ЕГЭ, результаты призерства на олимпиадах и проводим обязательный для всех свой экзамен, когда мы видим конкретного поступающего в МГУ.

Изменения в законе «Об образовании». ЕГЭ
Результаты первой сессии зависят от среднего балла ЕГЭ
Весенние олимпиады для абитуриентов и учащихся средних классов
ЕГЭ по естественным и точным наукам: подробности

1. Почему в этом году резко упал уровень организации олимпиад в МГУ?
2. Участвуют ли команды МГУ в международных студенческих олимпиадах по естественнонаучным дисциплинам?
3. В этом году олимпиада «Ломоносов» проводится в два тура – отборочный и заключительный. Для участия в отборочном туре олимпиады необходимо было отправить свои решения через сайт олимпиады или по обычной почте. Доводим до вашего сведения, что в период с 22 по 23 января ваш сайт работал с перебоями. Потом оргкомитет «по многочисленным просьбам участников» продлил сроки отправки до 24 января, но и это не помогло всем решить проблему отправки. После этого мы обращались на факультеты, которые нас отправляют в центральный оргкомитет, у которого нет однозначной позиции: «Должно быть решение руководства», или «Результаты уже подведены, и, соответственно, поздно», или «Вы отправляли в последний момент, а мы вас предупреждали». В связи с этим скажите, пожалуйста, что именно мы нарушили, если отправляли вовремя? Кто ответит за нервы, которые были потрачены при отправке работ? Может, принять волевое решение и допустить нас к участию в очном туре, на котором все решается?
4. В этом году вы выступили с инициативой ограничить льготу диплома одним вузом. Каковы мотивы данного ограничения?
5. Как будет осуществляться прием в МГУ по итогам олимпиад в этом году? Будет ли повышена защита этой процедуры от возможности использования коррупционных схем?


Олимпиада «Покори Воробьевы горы» проводится нами совместно с газетой МК. И на сервере МК действительно был сбой. Но все ребята, это не так много, были оповещены об этом сбое. Ни одна работа, по данным оргкомитета, не была утеряна. Другие олимпиады, как «Ломоносов», вообще работали без сбоев. Их семь. Но, конечно, здесь идет гонка: хорошо бы принять работу уже после того, как в интернете появляется решение этой работы, поскольку срок подачи большой.

Могу утверждать, что, по нашим данным, нет ни одной жалобы, что данная работа не поступила или не найдена. Если вдруг это не так, я беру на себя ответственность, как председатель комитета, по такому сигналу лично посмотреть, есть ли такая работа и какие основания считать ее посланной вовремя.

Олимпиада – это не поступление в вуз, это соревнование. Поэтому здесь нет таких как бы правил, согласно которым мы заранее считаем, что данный человек не поступил из-за этого. Если ты участвовал, дошел до финиша, у тебя есть результат – победил или не победил. Так что я думаю, что олимпиада играет свою выдающуюся роль в отборе талантливых людей.

Я вообще был противником возможности поступать по ЕГЭ в неограниченное число вузов. И противником поступать по результатам олимпиад в неограниченное число вузов. Кроме того, что это приводит к абсурдным ситуациям, я могу сказать, что поступление превращается в игру, когда, подав документы в 60 или 50 вузов, молодой человек последние дни решает, куда же он поступит, принесет оригиналы. Тем самым приемная комиссия любого университета находится в неведении до последнего часа. И часть ребят, желающих поступить именно в этот вуз, видя по рейтингу на сайте, что они не проходят, забирают документы, уезжают из данного города и идут в своей жизни уже по другой траектории, не поступив в тот вуз, в который они хотели. Я считаю, что молодой человек должен решить, кем он хочет стать и куда хочет поступить. Потом ведь можно перевестись, уйти, поступить вновь, в конце концов. И, на мой взгляд, из своего опыта, не должно быть таких больших расхождений в выборе профессии. Условно, нельзя одновременно, на мой взгляд, поступать на мехмат и, может быть, на важную специальность «пищевые продукты». Довольно разные технологии.

Поэтому мы выступали за то, чтобы и ЕГЭ ограничить в том смысле, чтобы обладатель этого документа мог подавать не более чем в 5 вузов. Что касается олимпиад, я считаю, что это более ориентированные ребята на данное направление. Мы считаем, что льгота при поступлении, как победителя олимпиады, должна быть в один вуз, в который ты хочешь. Это не запрещает подать документы еще в 4 вуза, но уже без льготы по олимпиаде. Еще раз хочу подчеркнуть, что олимпиада – это отбор талантов, которые уже кроме всего имеют льготу при поступлении, а не заранее, что я буду поступать через олимпиаду.

В вузах в последнее время с каждым годом прогрессирует сокращение бюджетных мест по всем специальностям. Цена за обучение необоснованно завышена, и не каждая семья может его потянуть. Расскажите, пожалуйста, о причинах сокращения.

Что касается Московского университета, мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест. По разным мотивам и по разным обстоятельствам, но это факт. Что касается в целом по России, я знаю, что министерство ведет сейчас линию на сокращение числа бюджетных мест по экономике, юриспруденции и увеличению числа бюджетных мест по инженерным и естественнонаучным специальностям. Этот процесс болезненный. Кстати, сокращены были также бюджетные места по педагогике. Процесс болезненный, считаю, что он должен проводиться продуманно, исходя из возможных будущих прогнозов развития экономики. Мы должны обеспечить будущую экономику нужными специалистами. И, наверное, там, где есть перепроизводство, и в ближайшем будущем оно будет нарастать, такое сдерживание министерства оправдано.

Что касается педагогики, я бы относился к этому осторожно, мое личное мнение. Мы ведь точно знаем, сколько нужно в стране учителей, и мы не можем готовить меньше учителей, чем возможное количество вакантных мест в будущем. Вообще, учитель – это главное в школьной системе образования. И, конечно, здесь при сокращении этого контингента надо исходить из абсолютно обоснованных прогнозов.

Что касается платного образования, здесь есть подтекст в вопросе, я не считаю это стратегической линией в нашей системе образования. Конечно, университеты были вынуждены открывать платные формы обучения для своего существования. Нам нечем было платить за свет, за воду, за площади. И единственным источником были средства от платного образования. Вместе с тем, что касается МГУ, мы сдерживали количество платных студентов до недавнего времени на уровне 20-25%. Сейчас несколько больше, но я считаю, что в вузе не должно быть ситуации, когда платных студентов больше, чем бюджетных. Здесь, на мой взгляд, надо думать и о том, чтобы образование было доступно молодому человеку из каждой семьи, не обязательно из обеспеченной. И плата за образование, особенно в ведущих вузах, довольно высокая. Но эту плату вуз устанавливает, исходя из нормативов. Он не может обучать на контрактной форме дешевле, чем на бюджетной. А плата на бюджетной форме у вуза определена Минфином. Минимальная планка не может быть ниже, поскольку все остальное будет в ущерб бюджетным средствам.

И, конечно, я еще раз хочу сказать, что доступность качественного образования – это один из приоритетов нашего государства.

Календарь вузовских олимпиад
Изменения при приемы в вуз в 2011 году

Каково состояние нашей инженерной науки? Скажите, мы хоть где-то еще конкурентоспособны?

Я считаю, что наше инженерное образование не уступает по уровню никакому образованию из ведущих стран. Нашим инженерным вузам удалось сохранить научную школу. И если привести пример Бауманского университета, университета Томского политехнического, Волгоградского политехнического, системы транспортных университетов – они готовят на самом высоком уровне инженеров.

Но есть другое обстоятельство, оно связано с отношением, сформированным в нашем обществе к инженерному образованию. Оно тяжелое, требует серьезной практики во время обучения. Связно с очень конкретной, пусть интересной, но трудной работой на инженерных должностях. И в обществе сформировалось мнение, что гораздо легче достичь успеха молодому человеку, получив профессию менеджера, юриста, экономиста, управленца. И этого как бы в жизни и достичь нетрудно, легче, и потом жить лучше. В результате так сложилось, что в инженерные вузы поступают ребята сейчас с более низким баллом ЕГЭ, чем в, скажем, ведущие экономические или юридические вузы. Это системная проблема, а не проблема конкретного инженерного вуза. Это вопрос, который все мы должны понимать и поднимать престиж в обществе инженерного образования и интерес к нему.

Считаю, что мы должны достичь того, чтобы инженерное образование в сознании общества, в сознании молодых людей было на столь же высоком месте, как и хорошее гуманитарное или экономическое образование.

Какие специальности в престижных вузах абитуриентами «забыты»
Инженер — это круто!
Профессии, необходимые в области печати
Топ 5 самых востребованных профессий для выпускников вузов 2010 год
В каком вузе можно стать востребованным айтишником

Какие из рейтингов университетов мира (ARWU, HEEACT, Times-QS и Global University Ranking) вы считаете наиболее объективными и предпринимаются ли шаги по улучшению позиции МГУ и других российских вузов в этих рейтингах? Что, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы техническое образование в нашей стране вышло на один уровень с тем, что предлагает CalTech и MIT?

Известны по крайней мере три основных компании – это Times Higes Education, QS, шанхайский. Они разработали свою систему рейтингования оценок. И, на мой взгляд, эта система носит довольно субъективный характер, она не учитывает главного – качества образования. Там подавляющий вклад в оценки вносят такие показатели, как количество нобелевских лауреатов или публикации в англоязычных журналах. Понятно, что по ряду причин, не зависящих от ученых нашей страны, нам в этом конкурировать труднее. Но в этих показателях абсолютно отсутствуют главные вопросы жизни университета: качество образования, фундаментальность образования, качество выпускников на выходе.

Мы вступили в дискуссию с этими рейтинговыми компаниями. Провели несколько «круглых столов». В принципе, мы достигли с ними взаимопонимания. Но, к сожалению, эти наши договоренности не находят реального подтверждения в их дальнейшей работе. Мы объединились и вошли в ассоциацию Ireg. Это европейская ассоциация контроля за качеством рейтинга. Они солидарны с нами, что эти рейтинги необъективны. И мы продолжаем эту дальнейшую работу по поиску взаимопонимания с этими рейтинговыми компаниями.

Одна из компаний «РейтОР», наша российская компания, провела при нашем содействии независимый рейтинг. Согласно этому рейтингу, мы стали пятыми в мире. Я вижу выход в перспективе следующий: нам надо развивать собственное рейтинговое агентство и компании. Они должны быть профессиональными и объективными. И это их задача -- находить взаимопонимание с коллегами за рубежом. Потому что, когда мы, университет, вступаем в дискуссию с рейтинговыми компаниями, на нас смотрят как на заинтересованную сторону. МГУ, безусловно, входит в лидирующий список по любому рейтингу. Это признают все зарубежные университеты. Вопрос во взаимопонимании.

Российские вузы не попали в мировые рейтинги
Рейтинг: МГУ «сделал» Оксфорд и Кембридж!
Рейтинг вузов по результатам ЕГЭ
Рейтинг компаний, набирающих на работу студентов и выпускников
Рейтинг ВУЗов России
Рейтинг вузов Петербурга с точки зрения работодателей

Источник: gazeta.ru

	

Написать комментарий