Мы не рабы, рабы не мы!


22.05.2011 10:39:13
Интересную статью нашла на сайте "Учитель" Межрегионального профсоюза работников образования, называется статья http://www.pedagog-prof.org/index.php...p;Itemid=7 Рабочее время учителя, авторство установить не удалось.
Интересно, что работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени... (Конституция РФ, ст. 37) на работающего учителя не распространяется.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени[8] лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время учителя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».
Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.
Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, - это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.
Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.
Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.
Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

	

6 комментариев

Михаил

22.05.2011 21:26:06 #

		
Привожу ответ на мой вопрос в профсоюз учителей Республики Башкортостан.

Михаил Гунбин
Тема: Рабочее время. Учебная нагрузка. Отпуск. E-mail: gunbin10@mail.ru
Место работы: МОБУ СОШ №8
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ.
Откуда: г. Нефтекамск
№5788. Скажите, пожалуйста, означает ли понятие "36-часовая рабочая неделя" необходимость ежедневного 6-часового пребывания преподавателя на рабочем месте, даже при отсутствии его уроков в это время? Спасибо.
Ответ: Законом "Об образовании" для педагогических работников образова-тельных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Не более, это значит, что пе-дагогический работник может работать менее 36 часов, согласно установ-ленной ему по тарификации объема учебной нагрузке. Присутствие препода-вателя в школе определяется расписанием занятий, правилами внутреннего трудового распорядка. Поэтому, если у педагога нагрузка составляет 18 ча-сов, то ему не надо работать 36 часов. Кроме того заработная плата ра-ботника будет оплачиваться за 18 часов, а не за 36. Правовой инспектор труда Яруллин С.Р. 12 Мая 2011
ответить

	

Elena Eliseeva

23.05.2011 20:18:45 #

		
спасибо! ответить

	

Михаил

22.05.2011 21:44:29 #

		
Этот вопрос был ответом на рассуждения директора по поводу моего рабочего дня, хотя я с полвосьмого до 14 часов на работе вне зависимости от наличия уроков и без её наставлений.
А насчёт методического дня - вообще хохма. У нас в Нефтекамске этот день для преп./орг. ОБЖ - единый, и проходит в отделе образования под руководством методиста с приглашением представителей из штаба ГО, или военкомата, или ДОСААФ. Так моя директриса договорилась до того, что этот день мне не положен, что каждый час этого дня мне надо отрабатывать в другие дни недели (работать на час больше). Этих директоров вообще где-нибудь, чему-нибудь учат? Или им достаточно одного названия "директор"? ответить

	

Elena Eliseeva

23.05.2011 20:19:18 #

		
маразм крепчает! ответить

	

Ташуня

23.05.2011 21:48:30 #

		
Спасибо, Елена и Михаил, за то, что подняли самую, пожалуй, "скользкую" тему организации труда учителя, никем и никогда толком не регламентированную! В самом деле, труд учителя совершенно не ограничивается пределами школы. Однажды я ради спортивного интереса посчитала свой рабочий день:6 ч. в школе + 1,5 ч. на проверку тетрадей + 4 ч. за домашним компьютером(документация, презентации, конкурсы) + 2,5ч на подготовку уроков = 14 часов!!! Никакого отпуска чисто технически не хватит, чтобы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТДОХНУТЬ от такого режима работы - накопленная месяцами усталость...Я уже не говорю о психологическом "выгорании"... Грустно, господа! ответить

	

Онисим

24.05.2011 22:46:23 #

		
Скачать ключи для nod32 бесплатно ответить

	

Написать комментарий