Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

14-15 века

Становление новой государственной идеологии. «Москва - третий Рим».
В качестве основных причин возникновения теории «Москва - третий Рим» историки выделяют три важнейших обстоятельства - внутриполи-" тическое и два внешнеполитических. Внутриполитическое обстоятельство -решающие успехи в деле собирания русских земель вокруг Москвы, достигнутые в период правления Ивана III. Всего в течение нескольких десятилетий «Московия» превратилась из сравнительно небольшого княжества в огромное государство, его территория и население выросли многократно. Новое большое государство нуждалось в идеологическом обосновании своей деятельности.
Первое внешнеполитическое обстоятельство, способствовавшее появлению теории «Москва - третий Рим», - это свержение ордынского ига. Русь стала полностью самостоятельным, суверенным государством. Вторым обстоятельством стало падение в 1453 г. под натиском турок-османов Византийской империи. На современников произвело очень большое впечатление почти полное совпадение во времени двух явлений: в то время как одно, древнее православное государство все более теряло свое величие и, в конце концов, погибло, другое, новое православное государство становилось с каждым десятилетием все более могущественным. Волей-неволей возникала мысль о преемственности между Византией и Русью.
Теория «Москва - третий Рим» была сформулирована в конце XV -начале XVI вв. псковским монахом, старцем Филофеем. В этой теории были переосмыслены слова библейского пророка Даниила об истории как смене одного «царства» другим. В трактовке старца Филофея вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» - первого, погуб-i ленного католичеством, второго Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего - Москвы, которая объявлялась недоступной для ереси твердыней православия и которая «пребудет в веках». Тем самым задача создания централизованного Московского государства вводилась во всемирно-исторический контекст, ставилась в связь с задачей спасения греха всего человечества, искупительной миссией христианства.
Формированию представления о Руси как «третьем Риме» способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Зое (Софьи) Палеолог, единственной наследнице утраченного престола. Тем самым Иван III как бы становился преемником светской и духовной власти византийского императора, почитавшегося главой всего православного Востока. По желанию Софьи в Московском Кремле, при дворе великого князя, был введен сложный и пышный церемониал по образцу византийского двора. С конца XV в. на печатях Ивана III появился византийских герб - двуглавый орел. Взамен титула великого князя он принял титул «божия милостью государя всея Руси» а в международных отношениях стал именовать себя царем. Тем самым Иван III резко выделялся среди всех русских князей, противопоставляя им себя как носителя верховной, божественной власти.
Из Византии на Русь пришли новые обычаи и порядки - начиная от некоторых бытовых (например, выбор невесты для правителя из множества кандидаток) и заканчивая политическими. Впоследствии бояре обвиняли Софью в том, что под ее влиянием великий князь стал вести себя как самодержец, перестал прислушиваться к мнению боярства. Русь также заимствовала византийскую модель взаимоотношений государства и Церкви, при которой Церковь подчинена светскому правителю.


           

Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player