Как подготовиться и сдать ЕГЭ по истории?
20 Май 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

Как подготовиться к ЕГЭ по истории? Работая в течение двух лет экспертом по истории, попробую сделать некоторые выводы.

Как правило, история, не смотря на кажущуюся простоту этой науки, относится к одному из наиболее трудных предметов. Это объясняется тем, что при сдаче этого экзамена нужно задействовать репродуктивную память. Нужно просто запомнить имена, даты, события, их хронологию. А ученики обычно, в лучшем случае, начинают готовиться к экзамену в течение последнего учебного года, а то и меньше. Поэтому в их головах все события путаются, теряется логика . Да еще к этому надо добавить волнение и личные свойства памяти: у кого-то она кратковременная, и поэтому через некоторое время все забывается.

Итак, как подготовиться к этому непростому испытанию, чтобы достойно его выдержать и заработать еще и большее количество баллов?

Во-первых, необходимо весь материал разбить на смысловые части: по разделам

  • Киевская Русь,
  • период раздробленности,
  • период централизованного государства,
  • период Смуты и 17 в.,
  • эпоха Петра I,
  • эпоха дворцовых переворотов,
  • эпоха Екатерины II,
  • 19 в.,
  • начало 20 в. до советского периода,
  • советский период,
  • период конца 20 — начала 21 в.

В каждом периоде выделить правление наиболее ярких личностей.

Во-вторых, у каждого правителя выделить значимые события.

Обладающие хорошей памятью ученики запомнят и более мелкие события и даты. Остальным совет — выделить главные. Составить наподобие опорного конспекта о деятельности каждого правителя. В этом может помочь учитель. Пример — см. приложение 1.

Далее. Советы тем, кто хочет набрать больше баллов на выполнение части С.

Во-первых, обязательно делать эту часть для накопления баллов и для возможной подачи апелляции.

Как ответить, например, на вопрос о внешней политике России 17-19 вв. Даже мало что помня об этом, можно пойти логическим путем. Россия в этот период постоянно воевала с Турцией (южное направление). Смело можно писать об этом. В основном, войны заканчивались победами. Исключение составила Крымская война, о которой ученики обычно помнят, да Прутский поход Петра 1. Или хотя бы можно писать смело, что направлениями внешней политики были западное (урегулировать отношения с западными странами, например, Францией, Англией, Германией), восточное (решение, как всегда, восточного вопроса, отношения с США с 18 в., с Японией, Китаем). Если даже ученик в чем-то ошибется, это не засчитается при проверке части С экспертами.

Кроме того, при выполнении части С на вопросы задания С7, где нужно обычно сравнить правление разных императоров, можно писать общие фразы при сравнении правлений различных царей, например, «тяжелое положение крестьян», или «отставание сельского хозяйства от промышленности», «ведение войн» (кроме Александра III, как известно, Миротворца), решение крестьянского вопроса, а с конца 19 в. — рабочего вопроса, проведение реформ.

Если это касается правителей 20-21 вв., здесь смело можно писать, что направлениями внешней политики было, и до сих пор остается, урегулирование отношений со странами Запада, решение восточного вопроса (с Китаем, Японией), со странами «третьего мира», от окончания Второй мировой войны до распада СССР — со странами социализма, после распада СССР — со странами СНГ.

Для запоминания порядка нахождения у власти царей 17 в. можно применить следующий метод. Начальные буквы этих правителей образуют слово МАФИП (что сразу запоминается — почти мафия): Михаил, Алексей, Федор, Иван, Петр. Царевна Софья, как известно, была регентшей.

Чтобы вспомнить Премьер-министров, бывших во главе Правительства РФ во время известной «министерской чехарды» с 1998 г. по 2000 г. на «ура» воспроизводится следующий перечень фамилий, начинается который с буквы «ч» (можно объяснить, что это была чрезвычайная ситуация): Черномырдин, Кириенко, Примаков, Степашин, Путин, который назначил Касьянова, став сам Президентом.

И последнее. Выполняя часть С, пользуйтесь данными из частей А и В, где можно почерпнуть нужный материал. Таким образом набрал баллы один из моих учеников, который знал историю очень слабо.

Всегда нужно применять логику, общие знания по предмету и, безусловно, межпредметные связи. Все это в целом поможет сдать предмет успешно.

Приложение 1

Правление Ивана 4 Грозного (1533-1584 гг).

Обязательно запомнить век — 16-й в.

  1. Венчание на царство (1547 г. Лучше запоминается, если сказать, что ему было 17 лет в то время).
  2. Избранная рада (реформы: первый Земский собор, военная — стрелецкое войско — можно напомнить сюжет из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где ярко показаны стрельцы, судебная — Новый судебник, губная реформа — отмена кормлений, церковная, — запомнить хотя бы названия).
  3. Опричнина — борьба с боярами. Разделение страны на две части — опричнину и земщину. Итог — разорение страны, поражение в Ливонской войне.
  4. Внешняя политика — присоединение Астраханского, Казанского, Сибирского ханств. Можно указать даты. Ливонская война (шла 25 лет — за присоединение Балтийского моря — закончилась неудачно).
  5. Культура и хозяйство — изобретение книгопечатания, издание Домостроя — книги о правилах хорошего тона, в архитектуре — шатровый стиль, строительство кремлей, храма Василия Блаженного (храм Покрова на Рву) в честь взятия Казани, торговые связи с Англией.

Автор: учитель истории МОУ Сосновская сош № 1, эксперта ЕГЭ по истории и обществознанию Нижегородской области Андрианова Татьяна Сергеевна.

Материалы по теме

Статьи по теме


			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.