Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

18 век

Реформы государственного управления.
Утверждение абсолютной монархии
На протяжении XVII в. организация власти и управления в России претерпела значительные изменения в сторону усиления абсолютизма (ликвидация Земских соборов, складывание разветвленной системы приказов, переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод, окончательная победа светской власти над церковной). Однако во многом эта организация осталась архаичной и была не в состоянии справиться с новыми задачами, поставленными Северной войной. -'Функции приказов переплетались, одновременно существовали отраслевые и территориальные приказы, делопроизводство было неразвито.
Все это побудило Петра I реформировать систему управления. Реформа проводилась в течение многих лет путем встраивания новых органов в прежнюю систему, и в своей основе имела теорию, согласно которой необходимо было разделить функции отдельных звеньев управленческого аппарата, четко определить обязанности и ответственность чиновников, организовать учет документации.
Постепенно важнейшие дела, решавшиеся Боярской думой, перешли в ведение ближайших сподвижников царя. Дума же с течением времени перестала собираться. Позже многие функции Думы были переданы новому органу власти - "Правительствующему Сенату", ставшему коллективным главой государства на время отсутствия царя и занимавшемуся ^вопросами торговли, сбора налогов, контроля за правосудием.
Было также создано 12 коллегий, заменивших большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу. Их можно условно разделись на 4 группы: «Первейшие» (Военная, Адмиралтейская, Иностранная); торгово-промышленные (Берг-, Мануфактур— и Коммерц—коллегия); финансовые (Камер—, Штате—, Ревизион—коллегия), прочие (Юстиц—, Вотчинная и Главный Магистрат). Каждую коллегию возглавлял президент, решения принималось большинством голосов. С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.
Для надзора за деятельностью госаппарата была создана должность генерал-прокурора Сената, которому подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Кроме прокуратуры надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты-фискалы.
Для личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы, был создан специальный аппарат — т. наз. Кабинет Е.И.В.
Территория страны была разделена на 8 больших губерний, позже разделенных на 50 провинций, делившихся, в свою очередь, на мелкие административные единицы - дистрикты. Во главе губернии стоял губернатор (сбор налогов, правосудие, набор рекрутов). Все местные органы подчинялись соответствующему центральному ведомству и были единообразны по всей стране.
Церковь была единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти, и среди церковников было много недовольных петровскими преобразованиями.
Петр I после смерти в 1700 г. патриарха не разрешил выбирать нового патриарха. Он создал специальный коллегиальный орган управления церковными делами - Святейший Синод, во главе которого стоял светский чиновник — обер-прокурор. Священники приносили присягу, согласно которой обязаны были доносить, если узнают на исповеди об антигосударственных намерениях. Большую помощь на этом направлении преобразований оказал Петру I известный церковный деятель того времени Феофан Прокопович.
Для привлечения на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения был изменен порядок прохождения службы. Была разработана и принята так называемая "Табель о рангах", где вся служба была разделена на военную, статскую и придворную, а военная, в свою очередь, на гвардейскую, армейскую и флотскую. Высшим рангом был первый (фельдмаршал и канцлер), низшим — 14-й. С получением 14-го ранга на военной службе или 8-го на статской присваивалось потомственное дворянство.
Служба дворян была обязательной и пожизненной, что закреплялось Указом о единонаследии, запретившим дробить дворянские имения при передаче по наследству. Имение должен был наследовать старший сын, остальные — служить. Это окончательно уничтожило разницу между вотчиной и поместьем.
Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало усиление власти самого царя и получение Россией нового имперского статуса в международных делах.


            


Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player