Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

19 век (1 половина)

Проект реформ М.М. Сперанского и его судьба.
Постепенно Александр I разочаровался в своих соратниках по Негласному комитету, чьи предложения зачастую носили неконкретный характер. На арену политической жизни страны выдвинулся М.М. Сперанский, один из выдающихся государственных деятелей России. Он был выходцем из семьи сельского священника, блестяще закончил духовную академию. Отличаясь ясным и критичным умом, необыкновенной трудоспособностью, Сперанский сумел сделать блестящую карьеру и приблизиться к Александру I.
Александр поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал с ним каждый раздел плана. В конечном итоге проект под названием "Введение к уложению государственных законов'' был представлен императору. По мнению Сперанского, преобразования нельзя далее откладывать, поскольку они должны предотвратить в России потрясения, подобные Французской революции, и искоренить существующие недостатки государственной системы.
Сперанский считал деление общества на привилегированные и непривилегированные сословия "следствием феодального состояния", но полностью от него не отказывался. В основу этого деления, по его мнению, следовало положить имущественный ценз (права давались в зависимости от владения недвижимой собственностью) . В соответствии с этим принципом население делилось на: 1) дворянство (обладало гражданскими и политическими правами); 2) "среднее состояние" (купцы, мещане, гос. крестьяне) — обладало только гражданскими правами, но при приобретении недвижимости могли получить и политические права; 3) "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги) — не имели никаких прав.
Основная цель М.М. Сперанского состояла в том, чтобы при сохранении самодержавия модернизировать государственный механизм. План преобразований предусматривал создание трех параллельных рядов учреждений:
• законодательных (выборные думы — волостные, уездные, губернские и Государственная) ;
• исполнительных (избираемые местными думами правления — волостные, уездные, губернские; министры, назначаемые императором, должны были стать высшей исполнительной властью);
• судебных (Высшая инстанция — Сенат, избираемый пожизненно Государственной думой и утверждаемый императором, во-
• лостные, уездные, губернские суды из . выборных судей с участием присяжных).
Для объединения деятельности высших государственных учреждений Сперанский предложил учредить Государственный Совет, состоящий из высших государственных чиновников (включая министров) , назначаемых императором. Госсовет стал законосовещательным органом власти при императоре, все законы предварительно обсуждались в этом учреждении. Сперанский планировал в будущем превратить Госсовет в верхнюю палату парламента (нижней палатой должна была стать выборная Дума) , но этот замысел так и остался нереализованным.
По инициативе Сперанского были изданы указы "О придворных званиях" и "Об экзаменах на чин", по которым придворные звания объявлялись лишь почетными отличиями, а для получения чинов, дающих личное и потомственное дворянство, необходимо было сдать экзамен в объеме университетского курса. Это вызвало сильнейшее недовольство придворных кругов, дворян и чиновничества, которое усилилось после введения по совету Сперанского ряда налогов на недвижимость и на дворянские имения с целью поправить расстроенные государственные финансы.
Вокруг Сперанского начались интриги. Императору донесли о "неуважительных" высказываниях Сперанского в его адрес, обвинили в шпионаже в пользу Франции. Реформаторская деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и вскоре была прервана. Александр I испугался, что нововведения вызовут чрезмерное недовольство в дворянском обществе, а это было особенно опасно в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном. Сперанский был вызван к императору и после беседы с ним сослан в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Царь принес его в жертву, желая погасить растущее недовольство дворянства преобразованиями. Некоторые идеи Сперанского были реализованы лишь спустя многие десятилетия. ,,. .


           

Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player