Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

19 век (1 половина)

Вступление на престол Александра I. Его реформаторские планы. "Негласный комитет"
В 18 01 г. в России произошел последний в ее истории дворцовый переворот. Недовольные дворяне убили Павла I. В результате переворота на российский престол вступил старший сын Павла I — Александр. В манифесте . он объявил о возвращении к принципам \ правления своей бабки и об отмене / наиболее тиранических распоряжений своего отца. В частности, были в полной мере восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам.
Личность Александра I вызывает множество противоречивых суждений. Вскоре после рождения его забрала на воспитание бабка Екатерина II, рассчитывая сделать его наследником престола, устранив нелюбимого Павла. Это поставило Александра в двусмысленное положение между бабушкой и отцом и сызмальства воспитало в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. По меткому выражению историка Ключевского, Александр I мастерски овладел искусством "жить на два ума, держать две парадные физиономии" . Император отличался способностью располагать к себе людей различных взглядов и убеждений.
В деятельности Александра I наиболее ярко проявилось стремление приспособить существовавший в России самодержавный строй к новым социально-экономическим и политическим явлениям в жизни Европы в связи с Великой Французской революцией. Воспитанный швейцарцем, демократом по убеждениям Лагарпом, Александр был не чужд идеалам свободы и равенства и в духе этих идеалов замыслил провести необходимые преобразования. Занявшись государственными делами, он почувствовал необходимость в советниках, разделявших его убеждения и не относившихся к группе убийц Павла I, которые принадлежали к ушедшему "веку Екатерины", многое знали и на многое претендовали. Они были удалены от двора.
Вся основная работа по подготовке, задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в "Негласном (Интимном) комитете", который состоял из молодых друзей императора: графа Л.А. Строганова, графа В. П. Кочубея; польского князя А. Чарторыйского и Н.Н. Новосильцева. Комитет не имел официального статуса. 2—3 раза в неделю его члены собирались у Александра и обсуждали необходимые для России реформы, которые должны были, по их мнению, приблизить государственный строй России к европейским стандартам.
В 18 02 г. была проведена реформа высших государственных учреждений. Устаревшие коллегии были заменены министерствами (военных дел, морских дел, иностранных дел, юстиции и др.) . Дела по каждому ведомству решались теперь лично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища), канцелярию. Министерства делились на департаменты, департаменты — на отделения, отделения — на столы. Министры образовывали Комитет министров.
Негласный комитет и император постарались изменить положение крестьян, не решившись, впрочем, на какие-либо серьезные перемены. В 1803 г. был издан "Указ о вольных хлебо-пашцах", предоставлявший помещикам право освобождать крестьян за выкуп. Александр I также прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, положив тем самым конец расширению крепостного права. Несколько позже началось проведение крестьянской реформы в Прибалтике. Крестьяне становились наследственными владельцами своих наделов, была запрещена продажа крестьян без земли, им пре-# доставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление и суды.
В принятом Положении об устройстве учебных заведений было установлено четыре их типа: 1) сельские; 2) уездные; 3) губернские училища или гимназии; 4) университеты. Россия была разделена на учебные округа во главе с попечителями, со своим университетом в каждом округе. Был также принят университетский устав, предоставивший университетам широкую автономию, и цензурный устав, ослабивший цензурный гнет.


            


Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player