Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Тренинг и контроль

Тренинг по теме «Россия в 1601-1618 гг. Смутное время»

Тренинг по теме «Россия в 1601-1618 гг. Смутное время»
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий.
№ п/п Событие Дата
1. Восстание И. Болотникова
2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию
3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию
4. Второе ополчение
5. Избрание Михаила Романова на царство
6. Неурожай и голод
7. Первое ополчение
8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска
9. Поход Владислава и Деулинское перемирие
10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол
11. Свержение Лжедмитрия I, избрание царем Василия Шуйского
12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I
13. Столбовской мир

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический
деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
1. Борис Годунов 1.
2.
2. Лжедмитрий I 1.
2.
3. Василий Шуйский 1.
2.
4. Иван Болотников 1.
5. Прокопий Ляпунов 1.
2.
6. Лжедмитрий II 1.
7. Сигизмунд III 1.
2.
8. Владислав 1.
2.
9. М.В. Скопин-Шуйский 1.
2.
10. Марина Мнишек 1.
2.
3.
11. Гермоген 1.
12. Козьма Минин 1.
2.
13. Дмитрий Пожарский 1.
14. Михаил Романов 1.
3. Работа со схемой
Заполните схему.

4. Работа с картой
Найдите на карте:
маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопин-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;
территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;
города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
Смутное время _____________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________.

6. Работа с источниками
Определите, о ком идет речь в отрывках, расставьте их в хронологической последовательности.
А. «Рострига же той приде во царствующий град, и стретоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И седе Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец».
Б. «И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву».
В. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру».
Г. «Боляре же и началницы Московского царства, вкупе же и весь народ, обещание даша царице: да служат ей и сыну ея и возведут его на царский престол вместо отца его; и тако утвердиша быти и разыдошася в домы своя. Царь же погребен бысть честно в пречестнем храме архистратига Михаила с прочими первоначальствующими цари и князи».
Д. «В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того… внезапу случися ему смерть и пад… И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начаша воинскии людие умы своими колебатися».
Е. «В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить ________ . Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?»

___→___→___→___→___→___
7. Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка С.Ф. Платонова. О каком явлении идет речь? Какие точки зрения на причины этого явления вы знаете?
«Началась она явлением случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах».

проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
A1



Какой ряд дат отражает события во взаимоотношениях России со Швецией?


1 1604 г., 1606 г.
2 1605 г., 1612 г.
3 1607 г., 1618 г.
4 1609 г., 1617 г.





A2



Прозвище «Тушинский вор» получил

1 Лжедмитрий I
2 Лжедмитрий II
3 И. Болотников
4 Василий Шуйский





A3



Михаил Романов был избран на царство…

1 «Советом всей земли»
2 Земским собором
3 Боярской думой
4 патриархом




A4



Падению авторитета Бориса Годунова в начале XVII в. способствовал(о)

1 принадлежность в прошлом к опричнине
2 сведения о низком происхождении
3 поражение в войне со Швецией
4 голод и неурожай


A5



Открытая польская интервенция началась непосредственно после

1 убийства Лжедмитрия I и избиения поляков в Москве
2 заключения Василием Шуйским союза со Швецией
3 прихода к власти Лжедмитрия I
4 смерти Бориса Годунова





A6



Одним из руководителей Первого ополчения был

1 Михаил Скопин-Шуйский
2 Дмитрий Пожарский
3 Прокопий Ляпунов
4 Григорий Отрепьев





A7



Движение под руководством И. Болотникова в исторической литературе иногда характеризуется как

1 национально-освободительное движение
2 антимонархическое восстание
3 демократическое движение
4 крестьянская война





A8



При «семибоярщине»

1 был заключен союз России со Швецией
2 И. Болотников потерпел поражение
3 образовался Тушинский лагерь
4 поляки вошли в Москву





A9



Деулинское перемирие

1 фиксировало отказ Владислава от претензий на русскую корону
2 оставляло Польше Смоленск и ряд других русских земель
3 закрепляло зависимость России от Речи Посполитой
4 лишало Россию выхода к Балтийскому морю





A10



Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события.
«Ян Сапега двинулся на север и привел к Троице-Сергиевому монастырю 15 тысяч польских ратников с десятками осадных орудий. За сте­нами монастыря оборону держали крестьяне из окрестных сел, местные иноки и монас­тырские слуги – всего около 2200–2400 человек. Большая часть их впервые взяла в руки оружие… [Но] беспрерывный грохот осадных орудий и многочисленные штурмы не сломи­ли осажденных – натиск поляков был сильным, но мужество защитников оказалось сильнее».

1 1605-1606 2 1608-1610 3 1611-1612 4 1617-1618





A11



Даты 1605, 1606, 1610 г. относятся к

1 организации народных ополчений
2 появлению новых самозванцев
3 договорам России с Польшей
4 смене власти в Москве





A12



С призывом решительно бороться с захватившими Москву поляками выступил патриарх

1 Филарет
2 Гермоген
3 Игнатий
4 Иов





A13



Какие социальные силы составили основу Второго ополчения?

1 бояре и дворяне
2 дворяне и казаки
3 посадские люди и крестьяне
4 дворяне и посадские люди



A14



Лжедмитрий I

1 пытался распространить западные обычаи
2 отдал часть русских земель Речи Посполитой
3 правил с помощью массового террора
4 уничтожил Боярскую думу





A15



Одна из причин Смутного времени

1 падение авторитета Русской православной церкви
2 таинственная смерть царевича Дмитрия
3 прекращение правящей династии
4 появление самозванцев





A16



Какие из перечисленных населенных пунктов имеют прямое отношение движению под руководством И. Болотникова?

А Троице-Сергиев монастырь
Б Тушино
В Тула
Г Коломенское
Д Смоленск
Е Калуга

Укажите верный ответ.

1 АБД 2 АДЕ 3 АВД 4 ВГЕ




A17


Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите дату событий, о которых идет речь.
«В Ярославле сформировали «Совет всей земли», свои приказы… Оскудевшие дворяне наделялись новыми поместьями. Регулярно собирались налоги. Устроили даже собственный Двор, учредили новый герб (все самозванцы использовали прежний герб – двуглавого орла). Большая земская печать имела изображение «двух львов стоячих», а меньшая дворцовая печать – льва одинокого».

1 1607 г. 2 1610 г. 3 1612 г. 4 1618 г.





A18



Пример героической обороны от интервентов в годы Смуты дал город

1 Нижний Новгород
2 Новгород Великий
3 Смоленск
4 Тула





A19



Земский собор 1613 г. уникален тем, что

1 в нем участвовали представители черносошных крестьян
2 на нем отсутствовали члены Боярской думы
3 это единственный собор, избравший царя
4 он собрался не в Москве





A20



Бояре согласились пригласить королевича Владислава на русский престол при условии

1 возвращения России ранее захваченных поляками русских земель
2 объединения России и Речи Посполитой в одно государство
3 совместной борьбы против Швеции
4 принятия им православия






Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________
А) битва при Клушино
Б) поход королевича Владислава
В) вступление в Москву Лжедмитрия I
Г) восстание Хлопка
B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Религиозный деятель Факт биографии
1. Гермоген А. Участник обороны Троице-Сергиева монастыря
2. Филарет Б. Первый русский патриарх
3. Иов В. Провозглашен патриархом в Тушине
4. Авраамий (Палицын) Г. Убит сподвижниками И. Болотникова
Д. Заморен поляками голодом
B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, о котором идет речь.
«То, что пережил [он] – жизнь с казаками, годы невольничества в Турции, освобождение из плена, скитания по Европе, – закалило его и обогатило его жизненный опыт. Именно в эти годы [он] прошел путь, превративший его… в вождя народного восстания».
_________________________
B4. Установите соответствие между историческим деятелем и его сословной принадлежностью. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятель Сословие
1. К. Минин А. Титулованная аристократия
2. Д. Пожарский Б. Дворянство
3. П. Ляпунов В. Черносошное крестьянство
4. И. Болотников Г. Посадские люди
Д. Холопы
B5. Прочтите обращение и напишите фамилию его автора.
«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником».
______________________

ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов [доносов] ложных мне, великому государю, не слушати».
C1. Что это за документ, кто его автор, когда он был принят?
C2. Почему был принят этот документ?
C3. В чем уникальность данного документа?

ОТВЕТЫ
Тренинг
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п Событие Дата
1. Восстание И. Болотникова 1606-1607
2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию 1604
3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию 1608
4. Второе ополчение 1612
5. Избрание Михаила Романова на царство 1613
6. Неурожай и голод 1601-1603
7. Первое ополчение 1611
8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска 1609
9. Поход Владислава и Деулинское перемирие 1618
10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол 1610
11. Свержение Лжедмитрия I, избрание царем Василия Шуйского 1606
12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I 1605
13. Столбовской мир 1617

6→2→12→11→1→3→8→10→7→4→5→13→9
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический
деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
1. Борис Годунов 1598-1605 царь 1. Неудачно боролся с голодом
2. Неожиданно умер во время борьбы с Лжедмитрием I
2. Лжедмитрий I до 1606 г. самозванец (Григорий Отрепьев) стал царем 1. Захватила власть при помощи поляков
2. Убит в результате боярского заговора
3. Василий Шуйский правил в 1606-1610 гг. князь, стал царем 1. Организатор заговора против Лжедмитрия I, стал царем после его свержения
2. Свергнут боярами в 1610 г.
4. Иван Болотников 1606-1607 вождь восстания 1. Потерпел поражение, казнен
5. Прокопий Ляпунов до 1611 г. рязанский дворянин 1. Соратник Болотникова, затем от него отошедший
2. Организатор Первого ополчения, убит казаками
6. Лжедмитрий II до 1610 г. самозванец неизвестного происхождения 1. Осадил Москву, сидел в Тушинском лагере
7. Сигизмунд III 1609-1611 польский король 1. Осаждал Смоленск
2. Хотел стать царем России
8. Владислав 1610-1618 польский королевич 1. Был приглашен на царство «семибоярщиной»
2. В 1618 г. безуспешно пытался стать царем
9. М.В. Скопин-Шуйский 1609-1610 князь, полководец 1. Во главе русско-шведской армии нанес ряд поражений тушинцам
2. По-видимому, был отравлен братом Василия Шуйского
10. Марина Мнишек 1605-1613 дочь польского магната 1. Жена Лжедмитрия I
2. Признала в Лжедмитрии II своего супруга
3. Умерла в заточении, сын Иван («воренок») казнен
11. Гермоген до 1611 патриарх 1. Призывал бороться с поляками
12. Козьма Минин 1612-1613 нижегородский купец 1. Призвал к организации Второго ополчения
2. Во втором ополчении отвечал за решение хозяйственных вопросов
13. Дмитрий Пожарский 1612-1613 князь, полководец 1. Военный руководитель Второго ополчения
14. Михаил Романов с 1613 г. боярин 1. В 1613 г. Земским собором избран царем
3. Работа со схемой

5. Работа с понятиями
Смутное время — период ожесточенной внутриполитической борьбы в России в начале XVII в., имевший следующие особенности: 1) вовлечение в борьбу всех слоев населения; 2) крайнее ослабление российской государственности в ходе борьбы; 3) открытое вмешательство иностранных держав в русские дела.

6. Работа с источниками
Рострига — Лжедмитрий I, царь — Борис Годунов. Правильная последовательность:
В→Д→Г→А→Е→Б

7. Работа с суждением историка
Речь идет о причинах Смутного времени. Всю совокупность точек зрения на этот вопрос можно (и нужно) свести в две группы: 1) Смута есть результат действия случайных обстоятельств (прекращение правящей династии, неурожай и голод, и пр.) или она есть 2) результат действия объективных факторов (недовольство различных групп населения правительственной политикой, например, крестьян — закрепощением, бояр — усилением единовластия царя и пр.).


проверочный контроль
Часть 1
А1–4
А2–2
А3–2
А4–4
А5–2
А6–3
А7–4
А8–4
А9–4
А10–2
А11–4
А12–2
А13–4
А14–1
А15–3
А16–4
А17–3
А18–3
А19–1
А20–4

Часть 2
В1. ГВАБ
В2. 1Д2В3Б4А
В3. Болотников
В4. 1Г2А3Б4Д
В5. Минин

Часть 3
Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1. «Крестоцеловальная запись» (клятва) (1) Василия Шуйского (1), 1606 г. (1) (Всего – 3.)
С2. Бояре пытались ограничить себя от произвола нового царя (1) и воспользовались шаткостью его положения (1). (Всего – 2.)
С3. Первая в истории России попытка ограничения власти царя. (Всего – 1.)
































Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player