Тренинг и контроль
Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.»
Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.»1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п Событие Дата
1. Боярское правление
2. Введение заповедных лет
3. Введение урочных лет
4. Венчание Ивана IV на царство
5. Взятие Астрахани
6. Взятие Казани
7. Деятельность Избранной рады
8. Избрание царем Бориса Годунова
9. Ливонская война
10. Опричнина
11. Поход Ермака, разгром Сибирского ханства
12. Правление Елены Глинской
13. Правление Ивана IV Грозного
14. Принятие Судебника
15. Созыв первого Земского собора
16. Стоглавый собор
17. Учреждение патриаршества
18. Царствование Федора Ивановича
___→___→___→___→___→___→___
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический
деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)?
Что сделал? Что с ним произошло?
Елена Глинская 1.
2.
Сильвестр 1.
2.
А. Курбский 1.
2.
3.
А.Ф. Адашев 1.
Макарий 1.
Стефан Баторий 1.
Владимир Старицкий 1.
Филипп Колычев 1.
2.
Малюта Скуратов 1.
Девлет-Гирей 1.
2.
А. Чохов 1.
И. Федоров
Барма и Постник 1.
Дионисий 1.
Федор Конь 1.
Федор Иоаннович 1.
Борис Годунов 1.
2.
Царевич Дмитрий 1.
Иов 1.
3. Работа со схемой
1. Заполните родословную таблицу.
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
4. Работа с картой
Найдите на карте:
территорию Российского государства к середине XVI в.;
Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства;
земли, выделенные в опричнину, Александрову слободу;
район Ливонской войны;
Речь Посполитую;
города Рига, Ревель (Таллинн), Юрьев (Тарту), Полоцк, Нарва
5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
Избранная рада _________________________________________________.
Стоглавый собор ________________________________________________.
Приказ ________________________________________________________.
Губной староста _________________________________________________.
Служилые люди «по отечеству» и «по прибору»______________________ __________________________________________________________________.
Опричнина и земщина ____________________________________________ __________________________________________________________________.
Заповедные лета ________________________________________________.
Патриарх _______________________________________________________.
Урочные лета ___________________________________________________.
Крепостное право _______________________________________________.
6. Работа с источниками
О каких правителях идет речь в отрывках?
А. «Царь же … благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошед; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяще. Едино же имея неисправление и от Бога отлучение: ко врачем сердечное прилежание и ко властолюбию несытное желание; и на прежебывших ему царей ко убиению имея дерзновение, от сего же и возмездие восприят».
Б. «Царь … образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп… На рабы от Бога данные ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени. Тот же царь… многая и благая сотвори, воинство велми любляще и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше».
В. «Царь же … образ посничества нося, смирением обложен, и о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении. От младенства даже и до конца своего тако пребысть, за сие же спасение дело Бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно попаде».
7. Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О каком явлении идет речь? Какие еще точки зрения на это явление вы знаете?
«[Она] была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия… Задачей было «изводить государеву измену»… Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств».
проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
A1
Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?
1 1533 г., 1549 г.
2 1547 г., 1560 г.
3 1552 г., 1558 г.
4 1565 г., 1572 г.
A2
При Иване IV был построен собор
1 Архангельский в Москве
2 Софийский в Новгороде
3 Покровский в Москве
4 Успенский в Москве
A3
Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности?
1 Стрелецкий
2 Дворцовый
3 Дворянский
4 Разрядный
A4
До 1589 г. для того, чтобы стать главой Русской православной церкви, требовалось согласие
1 московского великого князя (позже царя)
2 константинопольского патриарха
3 Земского собора
4 Боярской думы
A5
Опричнина была введена непосредственно после
1 набега на Москву крымских татар
2 бегства А. Курбского в Литву
3 венчания Ивана IV на царство
4 взятия Казани
A6
Кто из деятелей русской истории вошел в историю как самый кровавый опричный палач?
1 Ф. Колычев
2 А. Адашев
3 М. Скуратов
4 Б. Годунов
A7
Урочные лета — это
1 срок выполнения «урока» (работы) кабальными холопами, после чего они получали свободу
2 годы, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому
3 минимальное время проживания крестьянина на земле помещика после перехода к нему в Юрьев день
4 срок сыска беглых крестьян
A8
При Борисе Годунове был построен
1 собор Василия Блаженного
2 Смоленский кремль
3 Казанский собор
4 Китай-город
A9
Судебник Ивана IV
1 сохранил переход крестьян
2 уничтожил вечевой строй
3 учредил Боярскую Думу
4 ликвидировал уделы
A10
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события.
«Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задохнулись «от пожарного зною» в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены».
1 1558 2 1564 3 1571 4 1580
A11
Даты 1533, 1584, 1598 г. относятся к
1 присоединению новых территорий к Русскому государству
2 войнам России с западными государствами
3 началу правления князей (царей)
4 основанию крупных монастырей
A12
Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся иконописец XVI в.?
1 Андрей Чохов
2 Филофей
3 Макарий
4 Дионисий
A13
Как назывались выборные главы местного самоуправления по реформам 1530—1550-х гг?
1 уездные предводители
2 губные старосты
3 земские исправники
4 наместные воеводы
A14
Отмена кормлений, создание стрелецкого войска, принятие нового Судебника относятся к деятельности
1 правительства Елены Глинской
2 «боярского правления»
3 Избранной рады
4 царя в период опричнины
A15
По мнению ряда историков, опричнина стала возможной благодаря поддержке части
1 верхушки посада
2 дворянства
3 боярства
4 церкви
A16
Какие из перечисленных городов и земель вошли в состав Русского государства при Иване IV?
А Казанское ханство
Б Крымское ханство
В Западная Сибирь
Г Полоцкая земля
Д Астрахань
Е Ливония
Укажите верный ответ.
1 АБД 2 АДЕ 3 АВД 4 ВГЕ
A17
Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите дату событий, о которых идет речь.
«В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным, возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя, легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ».
1 1533 г. 2 1547 г. 3 1560 г. 4 1565 г.
A18
С деятельностью Стоглавого собора непосредственно связано понятие
1 «старообрядчество»
2 «реформация»
3 «унификация»
4 «автокефалия»
A19
Созыв первого Земского собора произошел в
1 1538 г.
2 1549 г.
3 1565 г.
4 1583 г.
A20
Федор Иоаннович
1 правил с помощью беспощадного террора
2 проиграл войны со Швецией и Польшей
3 присоединил к Руси Урал и Западную Сибирь
4 не занимался делами государственного управления
A21
Для периода 1538-1547 гг. характерны(а)
1 многочисленные жестокие казни
2 борьба боярских группировок
3 многочисленные реформы
4 успешные войны
A22
Конец правления Ивана IV характеризуется…
1 укреплением внешнеполитического престижа России
2 возвращением к политике Избранной рады
3 продолжением политики репрессий
4 хозяйственным подъемом
A23
Одна из основных причин активной завоевательной политики России в середине XVI в. — стремление
1 распространить христианскую веру
2 обеспечить дворянство землей
3 уничтожить Золотую Орду
4 увеличить число холопов
A24
Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора.
«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?».
1 Владимир Старицкий
2 митрополит Филипп
3 Андрей Курбский
4 Сильвестр
A25
К правлению Федора Иоанновича относится
1 окончание Ливонской войны
2 удачная война со Швецией
3 поход Ермака в Сибирь
4 отмена опричнины
A26
Прочтите отрывок из рассказа иностранца и укажите название города, о котором идет речь.
Ивана IV «встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят; он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он… коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города… Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться и об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов».
1 Москва
2 Новгород Великий
3 Псков
4 Тверь
A27
Раньше, чем народный бунт в Москве, произошла(о)
1 венчание Ивана IV на царство
2 создание Избранной рады
3 введение опричнины
4 взятие Казани
A28
Прикрепление крестьян к земле было предпринято в первую очередь в интересах
1 крупных бояр-вотчинников
2 священнослужителей
3 дворян-помещиков
4 самих крестьян
A29
Жертвой опричного террора стал
1 митрополит Макарий
2 Филипп Колычев
3 Алексей Адашев
4 царевич Иван
A30
Что было одной из причин неудачи России в Ливонской войне?
1 образование против России коалиции западных государств
2 восстания против царской власти в Новгороде и Пскове
3 недооценка военного потенциала Ливонского ордена
4 всё вышеназванное
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке события военной истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________
А) битва при селе Молоди
Б) взятие Полоцка
В) поход Ермака
Г) взятие Казани
B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Религиозный деятель Факт биографии
1. Макарий А. Один из авторов «Домостроя»
2. Иов Б. Венчал Бориса Годунова на царство
3. Сильвестр В. Благословил опричнину
4. Филипп Г. Венчал Ивана IV на царство
Д. Убит М. Скуратовым
B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, к которому относится эта характеристика.
«Прежде всего следует отметить исключительную быстроту [его] возвышения. Внешним выражением этого является продвижение… вверх по лестнице чинов. Второе — это его «близость» к царю. Начиная с 1547 г. он участник почти всех военных походов Ивана IV… Политическим выражением «близости»… было включение [его] в состав «ближней думы», членом которой он является уже в марте 1553 г. Наконец, третья черта — это широта его деятельности».
_________________________
B4. Установите соответствие между иностранцами и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Иностранцы Факты биографии
1. Девлет-Гирей А. Борьба с Ермаком
2. Кучум Б. Открытие пути в Россию вокруг Скандинавии
3. Стефан Баторий В. Разорение Москвы
4. Ричард Ченслер Г. Осада Пскова
Д. Помощь во взятии Казани
B5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя человека, о смерти которого идет речь.
«В полдень 15 мая царица Мария стала обедать, а сына отпустила погулять и потешиться игрой с четырьмя сверстниками. Дети играли на небольшом заднем дворике — в углу между дворцом и крепостной стеной. За ними приглядывала мамка Василиса Волохова и две другие няньки. Обед только начался, как вдруг на дворе громко закричали. Царица поспешно сбежала вниз и с ужасом увидела, что ее единственный сын мертв».
______________________
B6. Напишите имя и фамилию русского первопечатника.
________________________
B7. Установите соответствие между деятелями русской культуры и созданными ими памятниками (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятели Сферы деятельности
1. Барма и Постник А. Колокольня Ивана Великого
2. Дионисий Б. Смоленский кремль
3. Андрей Чохов В. Фрески Ферапонтова монастыря
4. Федор Конь Г. Царь-пушка
Д. Собор Василия Блаженного
B8. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Иваном IV. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятель Родство
1. Никита Романович Юрьев А. Двоюродный брат
2. Владимир Старицкий Б. Брат первой жены
3. Михаил Глинский В. Брат жены сына
4. Борис Годунов Г. Племянник
Д. Дядя
B9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите, где произошли описываемые события.
«Отсюда… царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит»… В письме к Боярской думе Иван IV четко объяснил причины своего отречения. Он покинул трон из-за раздора с Боярской думой».
_____________________
В10. Распределите перечисленные ниже события: связанные с периодом деятельности Избранной рады – в группу А, связанные с периодом опричнины – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.
1 ограничение местничества
2 разделение государства на две части
3 уничтожение последнего удела
4 поход на Новгород
5 отмена кормлений
6 оформление приказов
Группа А Группа В
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом…».
C1. Что это за документ, кто его автор, кому он адресован, когда приблизительно составлен?
C2. О каком периоде русской истории вспоминает автор?
C3. Как в отрывке проявляется мировоззрение автора?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги деятельности Ивана IV Грозного в сфере внешней политики.
C5. Сравните политику Ивана III и Ивана IV в отношении Новгорода. Найдите черты сходства и различия.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
Различия
C6. Рассмотрите историческую ситуацию (избрание Бориса Годунова на царство) и ответьте на вопросы.
Почему возникла необходимость в выборах царя? Почему был избран именно Борис Годунов? В чем была уязвимость его положения как «избранного царя» по сравнению с «природным царем»?
C7. Опричнина вызывает различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
ОТВЕТЫ
Тренинг
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п Событие Дата
1. Боярское правление 1538-1547
2. Введение заповедных лет начало 1580-х гг.
3. Введение урочных лет конец 1590-х гг.
4. Венчание Ивана IV на царство 1547
5. Взятие Астрахани 1556
6. Взятие Казани 1552
7. Деятельность Избранной рады 1550-е гг.
8. Избрание царем Бориса Годунова 1598
9. Ливонская война 1558-1583
10. Опричнина 1565-1572
11. Поход Ермака, разгром Сибирского ханства начало 1580-х гг.
12. Правление Елены Глинской 1533-1538
13. Правление Ивана IV Грозного 1533-1584
14. Принятие Судебника 1550
15. Созыв первого Земского собора 1549
16. Стоглавый собор 1551
17. Учреждение патриаршества 1589
18. Царствование Федора Ивановича 1584-1598
12→1→4→7→10→18→8
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический
деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)?
Что сделал? Что с ним произошло?
Елена Глинская 1530-е гг. вторая жена Василия III, мать Ивана IV 1. Правила страной в 1533-1538 гг. Возможно отравлена
2. Провела финансовую реформу, ввела единую денежную систему
Сильвестр 1540-1550-е гг. священник, духовник царя 1. Член Избранной рады
2. Возможный автор или соавтор Домостроя
А. Курбский 1550-1560-е гг. воевода, князь 1. Член Избранной рады
2. Перебежал к литовцам
3. Обменялся с царем посланиями
А.Ф. Адашев 1540-1550-е гг. дворянин 1. Самый видный член Избранной рады
Макарий 1540-е гг. митрополит 1. Венчал на царство Ивана IV
Стефан Баторий 1570-1580-е гг. польский король 1. Нанес поражение русским, осадил Псков
Владимир Старицкий 1560-е гг. удельный князь, двоюродный брат царя 1. Убит в годы опричного террора, удел ликвидирован
Филипп Колычев 1560-е гг. митрополит 1. Осудил опричнину
2. Убит Малютой Скуратовым
Малюта Скуратов 1560-1570-е гг. главный опричник 1. Убил митрополита Филиппа
Девлет-Гирей 1570-е гг. крымский хан 1. Разорил Москву
2. Потерпел поражение у села Молоди
А. Чохов конец XVI в. оружейный мастер 1. Сделал Царь-пушку
И. Федоров 1560-е гг. первопечатник
Барма и Постник 1550-е гг. архитекторы 1. Строительство собора Василия Блаженного
Дионисий XVI в. иконописец 1. фрески Ферапонтова монастыря
Федор Конь конец XVI в. градостроитель 1. Смоленский кремль, Белый город
Федор Иоаннович 1584-1598 царь 1. При нем фактически правил Борис Годунов
Борис Годунов 1580-1600-е гг. боярин, с 1598 г. царь 1. Фактический правитель государства при царе Федоре
2. Избран царем
Царевич Дмитрий начало 1590-х гг. сын Ивана IV 1. Погиб в Угличе при таинственных обстоятельствах
Иов 1580-е гг. патриарх 1. Первый русский патриарх
3. Работа со схемой
1. Заполните родословную таблицу.
1 — Иван IV Грозный; 2 – Иван Иванович; 3 – Федор Иванович; 4 – царевич Дмитрий; 5 – Борис Годунов.
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.
1 – царь; 2 – Боярская дума; 3 – Земский собор; 4 – приказы; 5 – воеводы; 6 – губные старосты и другие избираемые представители населения.
4. Работа с картой
5. Работа с понятиями
Избранная рада – круг ближайших советников Ивана IV в 1550-е гг., фактически ставший неофициальным правительством.
Стоглавый собор – церковный собор 1551 г., книга постановлений которого содержала 100 глав (отсюда и название).
Приказ – центральный орган отраслевого или (реже) территориального управления.
Губной староста – выборный глава местного самоуправления из боярских детей или дворян после реформ 1530-1550-х гг.
Служилые люди «по отечеству» и «по прибору» - дворяне (служили по наследству) и стрельцы (служили по найму).
Опричнина и земщина – две части государства в 1565-1572 гг.
Заповедные лета – годы, когда переход крестьян в Юрьев день запрещался.
Патриарх – в православии глава автокефальной (самостоятельной) церкви.
Урочные лета – срок сыска беглых крестьян.
Крепостное право – прикрепление крестьян к земле с запрещением им покидать ее.
6. Работа с источниками
О каких правителях идет речь в отрывках?
А – Борис Годунов; Б – Иван Грозный; В – Федор Иоаннович.
7. Работа с суждением историка
Речь идет об опричнине. Автор называет ее бессмысленной, однако с точки зрения многих ученых смысл опричнины был в борьбе с пережитками феодальной раздробленности и привилегиями знати, в укреплении единовластия царя.
проверочный контроль
Часть 1А1–3
А2–3
А3–4
А4–2
А5–2
А6–3
А7–4
А8–2
А9–1
А10–3
А11–3
А12–4
А13–2
А14–3
А15–2
А16–3
А17–2
А18–3
А19–2
А20–4
А21–2
А22–3
А23–2
А24–3
А25–2
А26–3
А27–1
А28–3
А29–2
А30–1
Часть 2
В1. ГБАВ
В2. 1Г2Б3А4Д
В3. Адашев
В4. 1В2А3Г4Б
В5. Дмитрий
В6. Иван Федоров
В7. 1Д2В3Г4Б
В8. 1Б2А3Д4В
В9. Александрова слобода
В10. А — 1,5,6; В — 2,3,4.
Часть 3
Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1. Отрывок из письма Ивана IV (1) Андрею Курбскому (1), перв. пол. 1560-х гг. (1) (Всего – 3.)
С2. Период «боярского правления». (Всего – 1.)
С3. Все подданные (даже князья-Рюриковичи) – рабы царя. (Всего – 1.)
С4. Расширение государства на востоке за счет Казанского, Астраханского и Сибирского ханств (1), нерешенная проблема Крыма и набегов крымских татар (1), нерешенная проблема выхода к Балтийскому морю (1) и падение международного престижа России в связи с проигранной Ливонской войной и негативным имиджем страны (1) (Всего – 4.)
С5. (Всего – 4.)
Общее
1. Цель – сильнее привязать Новгород к Москве, искоренить сепаратизм
2. Использование насилия
Различия
Насилие в основном направлено против бояр, носило выборочный характер Чудовищные масштабы террора
Результат – город утратил политическую самостоятельность, но успешно развивался экономически Результат – хозяйственное запустение Новгородской земли
С6. Прекратилась московская ветвь династии Рюриковичей, т.е. потомство Даниила Александровича (ошибочный ответ – прекратились Рюриковичи вообще) (1). Борис Годунов был фактическим правителем государства при Федоре Иоанновиче, был его шурином (1), и смог организовать собственное избрание, подобрав нужный состав Земского собора (1). Его позиции подрывала зависть князей и бояр (1), а также настороженное отношение народа (по понятиям того времени люди при избрании могут ошибиться и избрать «не того»; Бог даст это понять, «явив свой гнев»; соответственно, любое бедствие могло быть воспринято как показатель ошибочности сделанного выбора) (1) (Всего —5).
С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)
Две противоположные точки зрения: опричнина была вызвана особенностями характера Ивана IV, его воспитания или даже его психической болезнью (1); опричнина имела глубокие социально-экономические основания и объективно способствовала централизации страны (1).
С моей точки зрения, Иван Грозный был, конечно, психически не вполне здоровым человеком (можно привести немало примеров его неадекватной жестокости) (1). Однако в истории известно немало случаев, когда психически больной и жестокий правитель, начинающий «чудить», достаточно легко отстраняется от власти. Яркий пример – современник Ивана Грозного шведский король Эрик XIV, с которым царь даже состоял в дружеской переписке. Он сошел с ума и был свергнут своим братом. Особо негативных последствий для страны это не имело. В России же Иван IV смог создать определенную социально-политическую структуру для реализации своих замыслов. Кто при этом был его опорой? Вопрос остается открытым. Наиболее распространенная точка зрения – худородные дворяне и младшие представители аристократических родов, желающие выслужиться на государевой службе (1) (Всего – 4.)
Онлайн-игры
0
Страсти по ЕГЭ 0