В защиту преподавания латыни

Было в Древней Греции такое уникальное и загадочное явление — Элевинские мистерии, которые проходили при полной секретности, лишь для узкого круга посвященных. История гласит, что великий трагик Эсхил был, якобы, наказан за разглашение каких-то таинств этих мистерий. Короче говоря, больше про это культурно-историческое явление ничего неизвестно — хорошо хранили секреты!

Похоже, подобными принципами руководствуются некоторые специалисты по классическим языкам и Античной культуре, считая, что это знание нельзя допускать в массы, и необходимо сохранять лишь узкий элитарный круг посвященных. Таким образом создался определенный имидж классика-античника, никого к себе не подпускающего. Окружающие уже с трудом себе представляют, чем он там занимается.

Из-за ощущения собственной элитарности возникает «классический», если можно так выразиться, снобизм, некий эгоизм, который просто отпугивает новое поколение от изучения древних языков. А между тем ситуация, на мой взгляд, изменилась, такое отношение уже не бесспорно и расходится с общеевропейской традицией преподавания существовавшей также и в дореволюционной России.

Забылось, кажется, одно из важнейших назначений любого просвещенного человека — просвещать других, донести свое знание до окружающих людей. Особенно в этом знании Античной цивилизации сейчас нуждаются подростки, которые немного потерялись в современном обществе, в море информации, выпустив из вида интеллектуальные ориентиры.

Совершенно необходимо в конце ХХ века с особым смыслом распространять идеи и ценности Античного мира среди школьников, давая им понять, что это так же нормально и нужно, как теорема Пифагора и «У Лукоморья дуб зеленый». К сожалению, это пока им еще надо объяснять, в отличие от Оксфорда, куда на юридический факультет берут уже со знанием латыни. А иначе придется признать, что победили те, кто усердно искоренял классическое гимназическое образование дореволюционной России, когда вся страна зубрила одни и те же латинские глаголы под чутким руководством министра просвещения, страницами цитировала Гомера в оригинале. Не нужно бояться, что такой широкой пропагандой классического образования мы можем как-то снизить, опошлить эту культуру, низведя ее до уровня масскультуры. Для этого она слишком великая, сложная и глубокая. Эпигонство ей не страшно. Из нее можно черпать бесконечно.

Почему именно сейчас возникает потребность в общей, хотя бы элементарной `античной грамотности`? Если присмотреться, следы этой культуры встречаются на каждом шагу в нашей повседневной жизни, но так как для большинства это остается тайно, то возникает огромное количество ошибок, непонимания, даже глупых ситуаций. Направо и налево используются латинские слова, мифологические имена в названиях фирм, товаров, обществ. Часто — не к месту и даже неграмотно. Например, почему агентство юношеского туризма называется «Орфей»? Или ночной клуб «Tabula rasa» — «Чистая доска»? Или атлетический клуб «Марк Аврелий» — причем тут римский император-философ, отличавшийся хилостью фигуры? !

Если опустить то огромное значение и пользу, которую приносит знание древних языков для науки и духовного развития, немаловажным остается утилитарное применение латыни в повседневном быту. Здесь незнающий не просто проигрывает во много раз больше, но и просто мучается. Чего стоят одни латинские сокращения, общепринятые и легко понимаемые во всем мире: a.m./p.m., A.D., e.g., c.a., etc.!

В средней же школе знание латинского языка и Античной культуры, как мне думается, намного повысило бы коэффициент интеллекта и знания. До сих пор таблица латинских сокращений химических элементов для некоторых так и остается загадкой, так же как и многие биологические, физические термины. Школьники зубрят теоремы Фалеса, Пифагора, законы Архимеда, не зная, что эти философы прославились далеко не только в области углов и окружностей.

Сейчас появилась уникальная возможность поправить положение, восстановить существовавший некогда уровень образования. В наши дни заметен определенный интерес к древним языкам и культуре. Возможно, это связано в том числе и с некой общей духовной опустошенностью и зыбкостью, усталостью от «новейший технологий и достижений». Сейчас главное — не упустить этот момент (Carpe diem! — «Лови день!», Гораций), поддержать, сделать доступным это знание, удовлетворить к нему интерес и желание молодежи. Каждый год в группах, изучающих латинский язык, я провожу анонимные опросы, задавая только один вопрос: «Зачем мне изучать латынь?» (Точно знаю, что об этом гимназистов часто спрашивают их друзья и родственники, этот вопрос задают они себе и сами). Все отвечающие на первое место ставят искренний интерес к, как выражаются некоторые, «вымершему» языку, на котором говорили загадочные древние люди («он нужен, чтобы развивать мозги», «латынь помогает мне самовыразиться»). Многие задумываются об общекультурном образовании («хочу знать древнюю мифологию», «люблю античное искусство», «увлекаюсь западноевропейским Средневековьем и католицизмом») и об эстетической стороне («это красиво», «необычно», «все культурные люди должны знать латынь!»).

В ответах все без исключения задумываются, пригодится ли им латынь в будущем. Половина опрошенных приходит к выводу, что обязательно пригодится — в языковых, медицинских и юридических вузах («это язык ученых», «он разумен и понятен, изучая его, начинаешь понимать другие языки»). А другие считают, что на практике латынь им понадобится вряд ли, но учат ее они все равно с удовольствием («может, когда-нибудь латынь поможет мне в жизни»).

Большая потребность и хотя бы в начальном знании латинского и древнегреческого языков связана именно с растущим интересом у современных молодых людей к православию и даже католицизму. Достоин размышления и тот факт, что в популярных ныне среди молодежи интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» 50% всех вопросов связаны с древним миром. Причем это, как правило, самые сложные, интересные и красивые вопросы. Как долголетний участник одной из студенческих команд, скажу, что античность здесь является неисчерпаемым рогом изобилия (как, впрочем, и в остальных областях нашей жизни и творчества!).

В Европе никогда не отказывались от этой культуры. В гимназиях Германии, Италии, Великобритании, Франции латынь, а кое-где и древнегреческий — обязательные предметы. В этой ситуации латинский язык воспринимается уже почти как международный. Кроме заучивания парадигм склонения, на Западе латынь процветает и в других областях жизни. В Англии пользуется успехом латинских перевод «Винни Пуха» для школьников «Winnie Ille Pooh», а в Германии и Франции — латинские комиксы об Астериксе и Обеликсе.

Популярна латынь и в небольшой Финляндии. Уже шесть лет по финскому радио передаются выпуски новостей на латыни. А недавно один профессор финского университета выпустил компакт-диск с хитами Элвиса Пресли, переведенными на латынь. Уж прагматичный и расчетливый Запад знает, что делает.

Надо и нам приблизить античность к современности, к нашим реалиям — в разумных пределах, конечно, принимая во внимание ментальность и миропонимание современных людей. Это не значит — опустить ту великую культуру до нашего быта, это значит — найти связь с тем временем, раскрыть новый смысл той культуры. И наша жизнь станет немного богаче и разносторонней. Образование и преподавание получат мощный стимулирующий заряд, богатейший материал.

Всем, к сожалению, известно, что преподавание латинского языка в наших ВУЗах превратилось в нудную обязанность, мучительную как для студентов, так и для профессоров. Вся надежда — на среднюю школу. Не только в специализированных гимназиях, где сейчас модна латынь, но и в простых школах необходимо вводить курсы «Античной цивилизации», где было бы всего понемногу: основы латинского языка, греческие корни слов, афоризмы, факты истории, мифология, философия, искусство, эпиграфика.

Как необходим и востребован курс популярной практической латыни, где бы ее изучали как живой, почти разговорный язык. И очень полезно приучать к этому нашу школу, чтобы учащиеся (да и сами учителя) могли всегда с легкостью, на любом шагу жизни применить свои знания. Чтобы могли тут же находить латинские корни в сложных научных терминах, иностранных словах, понимать дериваты, читать многочисленные эпиграфы на латыни, цитаты, надписи на домах и предметах, девизы компаний и государств. «Классики» гарантируют: даже если внешне вы будете далеки от античности, полученные знания в этой области никогда не будут лежать мертвым грузом на вашей душе. Когда-нибудь обязательно пригодятся и помогут вам. Я призываю директоров школ и учителей других предметов удостоить латинский язык и античную культуру должного внимания и интереса (интерес со стороны учеников вам будет обеспечен!), по возможности задействовать латынь в школе — ведь это и огромное поле деятельности для межпредметных связей и интеграции областей знаний, и верный способ повысить внутренний духовный и интеллектуальный уровень, и новый стимул для оживления процесса обучения.

С каким энтузиазмом мои ученики участвуют в латинских играх и соревнованиях, собирают повсюду латинские надписи, девизы, интересные дериваты, с радостью переводят в стихах латинскую поэзию, разыгрывают сценки из римской жизни, размышляют над портретами людей древности, заполняют латинские анкеты и кроссворды, решают ребусы и античные загадки, рисуют иллюстрации к тому, что только что узнали. Они с удовольствием пишут латинские сочинения на затертые, стандартные, но получающие новое неожиданное звучание и значение темы — «Моя родина» и «Как я провел лето».

Поверьте, уважаемые коллеги, игра стоит свеч. Поколение ХХI века заслуживает того, чтобы ему рассказали о Сократе и Цезаре.

Источник — «Наука и образование» на RIN.ru

Материалы по теме

Статьи по теме


			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников
В 2009-2010 учебном году в 7 федеральных округах Российской Федерации компания «Сименс» проводит IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов среди старшеклассников. Тема конкурса - «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни».
 
XII открытый конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Ежегодный конкурс, который позволяет раскрыть творческий потенциал молодежи, используя разнообразные формы подачи информации.
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.