Гость заморский.


05.06.2011 17:28:56
« Гость заморский, злой и неприступный…»

«…Он злой и неприступный и звать его ЕГЭ и от него избавиться непросто» именно так даёт короткую, но ёмкую характеристику ЕГЭ в своей песне Светлана Копылова.

Наверное, нет ни одной темы, которая бы так массово обсуждалась как тема школьных экзаменов. Спросите у простых обывателей знают ли они кто у нас министр лёгкой промышленности или сельского хозяйства (хотя и в этих отраслях проблем хватает, а может быть ещё и больше), скорее всего, большинство ответит – «нет», а вот кто такой А.А.Фурсенко знают практически все. Только ленивый не обсуждал его деятельность, не приклеивал всевозможные ярлыки, или не использовал довольно крепкое словцо в характеристике министра. Стоило только в новостях Интернет появиться заметке, что президент Д.А. Медведев возможно, я подчёркиваю возможно, предложит Фурсенко уйти в отставку, только сообщили как на это отреагировал сам министр и понеслось обсуждение с элементами недоверия, сарказма и даже с определённым злорадством.

А пока мы обсуждаем министра и его деятельность «гость заморский» жив и уходить не собирается, а что тогда делать нам: учителям, ученикам и их родителям, кто живёт вместе с этим «гостем» и ощущает его ежеминутно.

Выход есть и даже, на мой взгляд, не один.

1. Прогнать «гостя» всеми усилиями общественности. Создать общественные организации, сформировать протестное движение, писать, требовать, бастовать в конце концов. Но! Мы встречаем жёсткое противодействие со стороны правительства, да и Болонский процесс начатый в России как-то не вписывается в предложенные действия. Всё же хочется, что бы наши аттестаты и дипломы что-то значили в Европе.
2. Мириться и приспосабливаться. Путь конформиста, мне кажется, тоже один из выходов, но это же в себе личность подавить необходимо, примириться с тем, что душой не принимаешь.
3. Самый подходящий путь – это использовать ЕГЭ в своих целях, не мириться, а именно сделать его своим союзником, помощником и надёжным каналом для решения насущных проблем!

В чём же проблема, которую необходимо решать и каковы пути её решения? Проблема проста! Как с «меньшей кровью» поступить в ВУЗ и получить профессию, которая поможет обеспечить лучшее будущее, да хочется, чтобы профессия по душе, что бы труд ежедневный в муку не превратился. Путь решения один – ЕГЭ.

Однако, несмотря на всю ясность, остаётся много вопросов. Во-первых, в обществе настолько накалилась обстановка по поводу ЕГЭ, так много негатива и минимум позитива не всегда обоснованного, что возникает вопрос: «А зачем? Почему наше правительство вводит этакие новшества не обдумав, не посоветовавшись не только с мужами учёными, но и с простым рядовым преподавателем, которого теперь за труды копеечные ещё и коррупционером обзывают?» Волюнтаризмом попахивает. Споры не утихают, и вся эта информация неоднозначная, порой грязная, не обдуманная вылилась на головы выпускников и, как результат, привожу мнения среднестатистического старшеклассника о ЕГЭ (опрос проводился в МОУ « Брянский городской лицей №27 имени героя Советского Союза И.Е. Кустова):
1. «ЕГЭ - это зло, которое забирает много нервов и времени»
2. «ЕГЭ - это поступление в ВУЗ без вступительных экзаменов»
3. «ЕГЭ -это непредсказуемый итог»

А почему «зло», почему в песне поётся «гость неприступный» дети не осознают, а чаще объясняют цитатами из телевизионных передач.

Например, (всё те же десятиклассники, того же лицея)
1. «Я боюсь ЕГЭ, потому что боюсь завалить его» - ответственность перед родителями, друзьями, обществом, самим собой.
2. «Я боюсь ЕГЭ, потому что от волнения можно напороть множество ошибок» - синдром чужого помещения, первой парты, незнакомых педагогов, т.е. психологическая неготовность.
3. «Я боюсь ЕГЭ, потому что мне могут попасться непонятные задания» - неуверенность в себе, своих знаниях, слабо развита лабильность.
Вот причины такой трактовки ЕГЭ как «злого гостя» и выяснились сами собой. Человек с большим доверием относиться к негативной информации, чем позитивной, хотя хорошая информация в СМИ то же мелькает, но реже. Стобальники, увеличение количества учащихся, поступивших в ВУЗы по результатам ЕГЭ на бюджетную основу не только родом из столицы, но и тех, кто родился и учился в провинции, например из Брянска, наш лицей тому пример.

Как же ликвидировать причины боязни, как подружиться с «гостем», который прочно осел в нашем доме и, быть может, скоро хозяином станет? Выход один: принять, подружиться и сотрудничать. Связующим звеном, модератором между двумя антагонизмами (ученик-экзамен) должны стать педагоги и родители. Можно предложить возможный поэтапный путь подготовки к аттестации учащихся.

Шаг первый: определить ту профессию, которую хочет получить ребёнок, узнать какие экзамены могут быть востребованы в ВУЗе, а ещё лучше расширить круг этих экзаменов, так как стабильностью перечня требуемых сертификатов высшее образование не страдает и за полгода до ЕГЭ можно очень удивиться тому, что требует ВУЗ для поступления в текущем году.

Шаг второй: необходимо разработать план систематических занятий, любой педагог, в рамках своей компетентности, проконсультирует и поможет в составлении плана, так называемой траектории индивидуального развития ученика. В план необходимо включить теоретические вопросы, которые нужно повторить и практические задания, благо сегодня всевозможных источников множество и они доступны.

Шаг третий: самый длительный и ответственный. Необходимо выделить дополнительно от учебного времени минимум один час в неделю и заниматься. Сначала повторить теорию по конкретной теме, выделить трудные вопросы, найти на них ответы, разобраться и усвоить, а затем приступать к практической части. После решения тестов проверить их с помощью ключа, вернуться к неправильным ответам и искать в чём ошибка, не машинально исправлять, а именно искать причину ошибки, а если необходимо ещё раз изучить теорию. И так день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем. Монотонно, трудно и нудно, но кто сказал, что легко будет, как говорится «терпение и труд всё перетрут». Чем больше разных тестов решите, тем увереннее будете себя чувствовать на экзамене. В процессе такого сложного и монотонного труда, как правило, вырабатывается собственный стиль выполнения экзаменационной работы.

Шаг четвёртый: психологическая подготовка ученика к тому, что он обязательно сдаст экзамен на столько, на сколько готов. Необходимо участвовать в олимпиадах различного уровня. Вузы предлагают олимпиады по предметам и в режиме онлайн, и на территории ВУЗа, участие в них позволяет психологически подготовить выпускников к тому, что на экзамене будет тот же материал, который они изучили, однако вопрос нужно уметь читать и понимать, а ещё грамотно распределить время. Кроме всего, участие в олимпиадах различного уровня способствует избавлению от страха перед чужими людьми, чужими стенами и первой партой, а многие в этом даже видят преимущество.

Ребёнок должен знать, что сдача ЕГЭ – это социальный лифт, которым необходимо воспользоваться, если хочешь подняться выше, да, иногда можно и опуститься, однако это не смертельно и поправимо.

Срывы, провалы, стрессы и неудачи у выпускников были всегда, если не в школе на выпускных экзаменах, так в ВУЗе на вступительных, так что ЕГЭ здесь не причём. ЕГЭ необходимо воспринимать как иную форму итоговой аттестации и вступительных экзаменов в ВУЗы.

Однако, возвращаясь к нашему уважаемому министру, господину Фурсенко, пользуясь случаем передаю пожелания своих десятиклассников:
«Уважаемый А.А. Фурсенко, верните часть «А» по математике, для нас, гуманитариев это важно»

«Не вводите третий обязательный экзамен по иностранному языку, мы не подготовимся, как следует, не успеем за один »

«Не ставьте те вопросы, которых нет в школьной программе»

Подумайте, может быть, они правы? Только услышав учеников, педагогов и родителей, возможно, принять верное решения без «громогласных» потрясений в СМИ.

С уважением Калинина Татьяна Николаевна,
учитель истории и общественных дисциплин МОУ
«Брянский городской лицей №27 имени
Героя Советского Союза И.Е. Кустова».