Гость заморский.


05.06.2011 17:28:56
« Гость заморский, злой и неприступный…»

«…Он злой и неприступный и звать его ЕГЭ и от него избавиться непросто» именно так даёт короткую, но ёмкую характеристику ЕГЭ в своей песне Светлана Копылова.

Наверное, нет ни одной темы, которая бы так массово обсуждалась как тема школьных экзаменов. Спросите у простых обывателей знают ли они кто у нас министр лёгкой промышленности или сельского хозяйства (хотя и в этих отраслях проблем хватает, а может быть ещё и больше), скорее всего, большинство ответит – «нет», а вот кто такой А.А.Фурсенко знают практически все. Только ленивый не обсуждал его деятельность, не приклеивал всевозможные ярлыки, или не использовал довольно крепкое словцо в характеристике министра. Стоило только в новостях Интернет появиться заметке, что президент Д.А. Медведев возможно, я подчёркиваю возможно, предложит Фурсенко уйти в отставку, только сообщили как на это отреагировал сам министр и понеслось обсуждение с элементами недоверия, сарказма и даже с определённым злорадством.

А пока мы обсуждаем министра и его деятельность «гость заморский» жив и уходить не собирается, а что тогда делать нам: учителям, ученикам и их родителям, кто живёт вместе с этим «гостем» и ощущает его ежеминутно.

Выход есть и даже, на мой взгляд, не один.

1. Прогнать «гостя» всеми усилиями общественности. Создать общественные организации, сформировать протестное движение, писать, требовать, бастовать в конце концов. Но! Мы встречаем жёсткое противодействие со стороны правительства, да и Болонский процесс начатый в России как-то не вписывается в предложенные действия. Всё же хочется, что бы наши аттестаты и дипломы что-то значили в Европе.
2. Мириться и приспосабливаться. Путь конформиста, мне кажется, тоже один из выходов, но это же в себе личность подавить необходимо, примириться с тем, что душой не принимаешь.
3. Самый подходящий путь – это использовать ЕГЭ в своих целях, не мириться, а именно сделать его своим союзником, помощником и надёжным каналом для решения насущных проблем!

В чём же проблема, которую необходимо решать и каковы пути её решения? Проблема проста! Как с «меньшей кровью» поступить в ВУЗ и получить профессию, которая поможет обеспечить лучшее будущее, да хочется, чтобы профессия по душе, что бы труд ежедневный в муку не превратился. Путь решения один – ЕГЭ.

Однако, несмотря на всю ясность, остаётся много вопросов. Во-первых, в обществе настолько накалилась обстановка по поводу ЕГЭ, так много негатива и минимум позитива не всегда обоснованного, что возникает вопрос: «А зачем? Почему наше правительство вводит этакие новшества не обдумав, не посоветовавшись не только с мужами учёными, но и с простым рядовым преподавателем, которого теперь за труды копеечные ещё и коррупционером обзывают?» Волюнтаризмом попахивает. Споры не утихают, и вся эта информация неоднозначная, порой грязная, не обдуманная вылилась на головы выпускников и, как результат, привожу мнения среднестатистического старшеклассника о ЕГЭ (опрос проводился в МОУ « Брянский городской лицей №27 имени героя Советского Союза И.Е. Кустова):
1. «ЕГЭ - это зло, которое забирает много нервов и времени»
2. «ЕГЭ - это поступление в ВУЗ без вступительных экзаменов»
3. «ЕГЭ -это непредсказуемый итог»

А почему «зло», почему в песне поётся «гость неприступный» дети не осознают, а чаще объясняют цитатами из телевизионных передач.

Например, (всё те же десятиклассники, того же лицея)
1. «Я боюсь ЕГЭ, потому что боюсь завалить его» - ответственность перед родителями, друзьями, обществом, самим собой.
2. «Я боюсь ЕГЭ, потому что от волнения можно напороть множество ошибок» - синдром чужого помещения, первой парты, незнакомых педагогов, т.е. психологическая неготовность.
3. «Я боюсь ЕГЭ, потому что мне могут попасться непонятные задания» - неуверенность в себе, своих знаниях, слабо развита лабильность.
Вот причины такой трактовки ЕГЭ как «злого гостя» и выяснились сами собой. Человек с большим доверием относиться к негативной информации, чем позитивной, хотя хорошая информация в СМИ то же мелькает, но реже. Стобальники, увеличение количества учащихся, поступивших в ВУЗы по результатам ЕГЭ на бюджетную основу не только родом из столицы, но и тех, кто родился и учился в провинции, например из Брянска, наш лицей тому пример.

Как же ликвидировать причины боязни, как подружиться с «гостем», который прочно осел в нашем доме и, быть может, скоро хозяином станет? Выход один: принять, подружиться и сотрудничать. Связующим звеном, модератором между двумя антагонизмами (ученик-экзамен) должны стать педагоги и родители. Можно предложить возможный поэтапный путь подготовки к аттестации учащихся.

Шаг первый: определить ту профессию, которую хочет получить ребёнок, узнать какие экзамены могут быть востребованы в ВУЗе, а ещё лучше расширить круг этих экзаменов, так как стабильностью перечня требуемых сертификатов высшее образование не страдает и за полгода до ЕГЭ можно очень удивиться тому, что требует ВУЗ для поступления в текущем году.

Шаг второй: необходимо разработать план систематических занятий, любой педагог, в рамках своей компетентности, проконсультирует и поможет в составлении плана, так называемой траектории индивидуального развития ученика. В план необходимо включить теоретические вопросы, которые нужно повторить и практические задания, благо сегодня всевозможных источников множество и они доступны.

Шаг третий: самый длительный и ответственный. Необходимо выделить дополнительно от учебного времени минимум один час в неделю и заниматься. Сначала повторить теорию по конкретной теме, выделить трудные вопросы, найти на них ответы, разобраться и усвоить, а затем приступать к практической части. После решения тестов проверить их с помощью ключа, вернуться к неправильным ответам и искать в чём ошибка, не машинально исправлять, а именно искать причину ошибки, а если необходимо ещё раз изучить теорию. И так день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем. Монотонно, трудно и нудно, но кто сказал, что легко будет, как говорится «терпение и труд всё перетрут». Чем больше разных тестов решите, тем увереннее будете себя чувствовать на экзамене. В процессе такого сложного и монотонного труда, как правило, вырабатывается собственный стиль выполнения экзаменационной работы.

Шаг четвёртый: психологическая подготовка ученика к тому, что он обязательно сдаст экзамен на столько, на сколько готов. Необходимо участвовать в олимпиадах различного уровня. Вузы предлагают олимпиады по предметам и в режиме онлайн, и на территории ВУЗа, участие в них позволяет психологически подготовить выпускников к тому, что на экзамене будет тот же материал, который они изучили, однако вопрос нужно уметь читать и понимать, а ещё грамотно распределить время. Кроме всего, участие в олимпиадах различного уровня способствует избавлению от страха перед чужими людьми, чужими стенами и первой партой, а многие в этом даже видят преимущество.

Ребёнок должен знать, что сдача ЕГЭ – это социальный лифт, которым необходимо воспользоваться, если хочешь подняться выше, да, иногда можно и опуститься, однако это не смертельно и поправимо.

Срывы, провалы, стрессы и неудачи у выпускников были всегда, если не в школе на выпускных экзаменах, так в ВУЗе на вступительных, так что ЕГЭ здесь не причём. ЕГЭ необходимо воспринимать как иную форму итоговой аттестации и вступительных экзаменов в ВУЗы.

Однако, возвращаясь к нашему уважаемому министру, господину Фурсенко, пользуясь случаем передаю пожелания своих десятиклассников:
«Уважаемый А.А. Фурсенко, верните часть «А» по математике, для нас, гуманитариев это важно»

«Не вводите третий обязательный экзамен по иностранному языку, мы не подготовимся, как следует, не успеем за один »

«Не ставьте те вопросы, которых нет в школьной программе»

Подумайте, может быть, они правы? Только услышав учеников, педагогов и родителей, возможно, принять верное решения без «громогласных» потрясений в СМИ.

С уважением Калинина Татьяна Николаевна,
учитель истории и общественных дисциплин МОУ
«Брянский городской лицей №27 имени
Героя Советского Союза И.Е. Кустова».



	

14 комментариев

Федосей

06.06.2011 22:05:39 #

		
Help! У автора афтограф можно взять? ответить

	

Татьяна Калинина

07.06.2011 19:05:33 #

		
А если серьёзно? ответить

	

Камила

09.06.2011 10:47:14 #

		
Спасибо. Четко, конкретн , а главное дельные советы. Нам родителям остается только не линиться . И именно родителям так как дети (наши любимые ) нуждаются в хорошем кнуте ..... ответить

	

Татьяна Калинина

09.06.2011 19:37:20 #

		
То, что роль родителей огромна, с этим , наверное, никто спорить не будет. Однако, на мой взгляд, родители должны в первую очередь оказать психологическую поддержку, а так же контролировать и направлять деятельность выпускника. Без помощи и поддержки родителей детям очень сложно. ответить

	

Stella

09.06.2011 11:20:26 #

		
Хорошая статья!
Четко структурированная, как хороший урок по обществознанию, но...чего-то не хватает.
На мой взгляд, вашей статье не хватает немного живости, так сказать, более простого и доступного изъяснения для читателя разного уровня и возраста. А в целом, я с вами согласна.
Кстати, я ваша коллега, тоже учитель истории и обществознания. К тому же, мама двоих детей. Один мой ребенок сдавал ЕГЭ в прошлом году, другой будет сдавать в следующем.
Думаю, мне также, как и многим, уже давно надоели все эти споры вокруг этих экзаменов. Сколько можно? Пора уже принять их и перестать, наконец, спорить по поводу «их уместности в нашей российской действительности и компетентности в качестве итоговой оценки уровня знаний школьников». В этих спорах есть всего лишь один положительный момент: так, это то, что ЕГЭ вскрыл проблемы нашей современной (за последние 10 лет) системы образования. А всё остальное - это просто попытки, в очередной раз, сорвать все начинания и старания решить эти проблемы. После беспощадного развала в 90е, нашей старой, хорошо зарекомендовавшей себя, советской системы образования, просто стало необходимым создание новой, качественной системы, которая бы отвечала всем запросам современного общества. А кто сказал, что это будет так легко сделать? И почему, собственно, не обратить свое внимание на опыт других стран в этом вопросе? Почему не воспользоваться возможностью проанализировать их достижения и оценить все «+» и «-» их систем? К чему такое проявление шовинизма? Мы все стремимся к одному - дать нашим детям хорошее образование, которое в дальнейшем помогло бы им выбрать правильный путь в жизни; стать хорошими специалистами, заниматься любимым делом, обеспечивать свою семью, своих детей, приносить пользу обществу и своему государству, наконец! И ради этой цели, необходимо попотеть; трудясь приобретать все необходимые знания. А тогда, причем здесь, собственно, сам ЕГЭ? ЕГЭ — это всего лишь один из возможных видов экзамена, так сказать, формат! Да, именно так, просто формат!
Моя позиция в этом вопросе такова: для человека, который обладает хорошими знаниями, не имеет значения как продемонстрировать их и нет смысла волноваться по поводу того, в какой форме сдавать тот или иной экзамен. Если человек хорошо подготовлен и отлично владеет предметом своих знаний, то он сможет сдать любой экзамен, в любом виде; будь то устный экзамен, письменный или тестовый, как ЕГЭ. И хватит уже об этом!
Давайте, наконец, начнем хорошо учить и стараться хорошо учиться! А министр и его министерство, рособрнадзор, департаменты образования и прочие — пусть займутся своими делами! Если, конечно, они у них есть, помимо того, чтобы время от времени, портить всем нам нервы! ответить

	

Татьяна Калинина

09.06.2011 19:57:48 #

		
Уважаемая Stella, спасибо за комментарий, приятно общаться с коллегой,тем более, что я с вами полностью согласна. Когда среди коллег возникают споры по поводу ЕГЭ, я всегда говорю о том, что не обсуждать надо действия вышестоящих, а думать над тем как можно меньше вреда и больше пользы из этого извлечь для учеников. Вся шумиха, сознательно поднятая в СМИ, только вредит детям, рождает в них неуверенность в собственных силах и чувство страха. То, что возврата к старому не будет - это бесспорно, пятится не имеет смысла, нужно идти вперёд, пусть путём проб и ошибок, но вперёд. А учитель для этого и существует, чтобы детей к этому готовить. ответить

	

Артём

10.06.2011 10:05:10 #

		
интересно, добавляю в закладки ответить

	

Татьяна Калинина

10.06.2011 18:43:04 #

		
Спасибо на добром слове. ответить

	

Татьяна

10.06.2011 21:18:01 #

		
Спасибо! Хорошая статья. Её можно принять как руководство к действию, шаги в подготовке к ЕГЭ. Я думаю, что это ценные советы и для учителя,и для учащегося,причем, по любому предмету. Желаю успеха! ответить

	

Татьяна Калинина

12.06.2011 12:42:18 #

		
Спасибо, чувствуется, что писал учитель. Подготовка к ЕГЭ - это определённые универсальные действия, умения и навыки, а ещё огромный труд всех субъектов образовательного процесса. Успехов всем: детям, родителям и учителям, особенно сейчас когда идёт горячая пора экзаменов. ответить

	

Василий

14.06.2011 09:51:02 #

		
Спасибо, интересно. Вроде бы всё известно, однако. в статье просматривается системный подход, что очень важно. Конечно, есть особенности в подготовке по каждому предмету, но понимание психолого-педагогической готовности всё же едино.
Удачи Вам и Вашим ученикам. ответить

	

Татьяна Калинина

14.06.2011 17:29:12 #

		
Спасибо за комментарий. система должна быть во всех делах, без системы не будет и результата. Самая тяжёлая работа - это черновая каждодневная. ответить

	

Ирина Ц.

14.06.2011 10:23:07 #

		
Неплохо, стиль прост и доступен каждому. Наверное,автор постоянно готовит к ЕГЭ учащихся, т.к. четко расшифрованы действия учителя и ученика. Опыт великое дело!!! ответить

	

Татьяна Калинина

14.06.2011 17:32:03 #

		
спасибо, наверное сегодня уже нет ни одного учителя кто бы не знал, что такое ЕГЭ и как к нему готовить, поэтому накапливаются наработки, появляется опыт и, надеюсь будет результат. Всем желаю успехов и сдающим, и проверяющим!!! ответить

	

Написать комментарий