Надежда

			

Статья на конкурс


12.06.2011 10:17:05
Клинк Надежда Юрьевна,
учитель физики МОУ «Лицей №3» г. Чебоксары

X «Ужастик ЕГЭ» и педагогический коучинг.

Чувашия вступила в эксперимент по внедрению единого государственного экзамена среди самых первых регионов России. Поэтому аббревиатуру «ЕГЭ» у нас знает практически каждый житель старше семи лет, так как все мы как-то связаны с образованием: в качестве учеников, учителей, родителей. Как человек, хорошо знакомый с различными аспектами феномена «ЕГЭ», я хочу поделиться своими наблюдениями и ощущениями. Надеюсь, кому-то это будет полезно. Почему статья названа именно так? Надеюсь, это понятно: «страшилка» ЕГЭ преследует каждого ученика с начальной школы. О коучинге поговорим позже.
Итак, в 2001 году я была классным руководителем одиннадцатого класса, мы впервые участвовали в ЕГЭ. Это было ново для всех: и организаторов, и участников. Случались досадные неувязки, сбои программ. Например, были неправильно подсчитаны первичные баллы по математике, и мой класс в полном составе ходил на апелляцию. Я участвовала в проверке заданий части С по физике, а также была членом ГЭК и выезжала в районы Чувашской Республики для организации экзаменов по гуманитарным предметам. В первый год в КИМах (контрольно-измерительных материалах) нередко попадались некорректные задания. Кроме того, сама организация экзаменов была недостаточно отработана, но об этом уже много говорилось. Быть членом ГЭК было очень ответственно: по инструкции, передав КИМы операторам, члены комиссии не имели права даже заглядывать в классы, только в случае конфликтов или ЧП.
Мы в Чувашии ощутили преимущества нашего участия в эксперименте по внедрению ЕГЭ. По результатам экзаменов многие выпускники из нашей республики поступили в вузы Москвы, принимавшие сертификаты. Например, в ВШЭ. Высшую Школу Экономики, именуемую в народе «Вышка», даже в шутку стали называть «Чувышка»: так много было там наших ребят. Учителя, участвовавшие в ЕГЭ, тоже получили приличную оплату своего труда (по-видимому, эксперимент финансировался неплохо).
Наблюдая эволюцию ЕГЭ в течение десятилетия, можно констатировать, что происходит постоянная борьба между учениками и системой, которая основана на применении высоких технологий. Организация экзаменов приблизилась к совершенству в плане их проведения и проверки. Невозможны непосредственные подсказки в ходе выполнения теста, проверка работ происходит таким образом, что проверяющие (в большинстве - преподаватели вузов) получают выбранную компьютером стопку ксерокопий зашифрованных работ, причем каждую работу проверяют два независимых эксперта, которые обычно находятся в разных помещениях. Поэтому на этапе проверки изменить результат нереально. Однако когда появились мобильные телефоны с ММS и Интернетом, количество злоупотреблений увеличилось в разы: ученики фотографировали тесты и посылали их компетентным людям, а затем получали готовые ответы. Возможно, некоторые «стобалльники», которые не смогли подтвердить свои результаты при тестировании в вузе, именно так и получили свои баллы. Но я не думаю, что процент этих детей очень большой: учителя в это время обычно заняты на школьных экзаменах, а кто еще может «помочь» ученику в такой ситуации?
Мне кажется, злоупотребления были возможны на стадии обработки данных, особенно в первые годы. Об этом говорит хотя бы случай, который мне пришлось наблюдать, когда я участвовала в работе апелляционной комиссии. Пришел ребенок на апелляцию: решил все задачи части С, а ему поставили ноль баллов. Когда мы посмотрели копию его работы, оказалось, что это работа не его, а чужая. Обратились к Председателю комиссии, в результате работа была найдена, справедливость восстановлена. Но ведь тот человек, который получил не свои баллы, наверняка не пошел апеллировать завышенный результат. Я думаю, что такие случаи тоже не носят массовый характер: редко у кого есть тесное знакомство с «нужными» людьми.
Самое злостное злоупотребление - это доступ к тестам и передача сведений по Интернету. Хотя часто варианты, появляющиеся в сети, оказываются липовыми. Сама не проверяла, но так говорят ребята. Считаю необходимым использование средств предотвращения несанкционированной мобильной связи во время экзаменов. Если уж неэтично отбирать телефон, то можно поставить приборы, обнаруживающие наличие работающего мобильника в помещении. Такой прибор мы с моими учениками создали из подручных средств и успешно апробировали на контрольных работах. Наладить серийный выпуск аналогичных приборов - не проблема.
Теперь о коучинге и о том, как он связан с ЕГЭ. Существует множество определений этого понятия. Обычно говорят о бизнес-коучинге и лайф-коучинге. Понятие «педагогический коучинг» я не встречала, кое-кто может воспринять его как тавтологию, но я с этим не согласна. Если сформулировать кратко, то «коучинг» - это тренинг или консультирование со ставкой на реализацию потенциала обучающегося (в коучинге его называют «клиентом» или «игроком»). Ключевыми элементами коучинга являются осознание и ответственность.
На сайте творческих учителей ( http://www.it-n.ru) приведены результаты социологического опроса «Что думают россияне о ЕГЭ и школьном образовании» (ссылка: http://www.levada.ru/press/2011052400.html ). Отношение к ЕГЭ в целом ухудшилось за последние годы. Большинство опрошенных считают, что школа должна готовить мыслящих, ответственных и культурных людей.
Если ученик выбрал предмет, по которому собирается сдавать экзамен, встает проблема подготовки. Часто родители ищут репетитора по этой дисциплине. Репетитором обычно называется преподаватель, дающий частные уроки. Многие мои коллеги - успешные репетиторы. Для некоторых учителей на пенсии эта деятельность - основной источник дохода. Я сама регулярно занимаюсь подготовкой к ЕГЭ и ГИА, однако не являюсь репетитором, по сути я скорее «коуч».
Разберемся в разнице между этими понятиями. Репетитор - учитель, который систематизирует знания ученика, «натаскивает» его на выполнение определенных задач. Часто, когда ученик не заинтересован в предмете, а занимается лишь под давлением родителей, усилия репетитора тратятся впустую. И хотя он получает гонорар, нет никакого удовлетворения от такой работы. Я тоже стремлюсь систематизировать и структурировать знания, но начинаю с постановки цели и анализа текущей ситуации (то есть актуальных знаний, надобностей и возможностей). Часто этого оказывается достаточно, чтобы ребенок понял, что ему вовсе не нужно тратить время на занятия физикой, так как ему она не понадобится при поступлении. Если ученик осознает, что ему физика необходима (причем сам, а не родители с их амбициями), то мы анализируем пробелы в знаниях и начинаем заниматься ответственно. Я вижу свою задачу не в том, чтобы дать ученику какие-то новые знания, ведь если он ответственный человек, он получает их на уроках. Скорее, пытаюсь вооружить его приемами и технологиями, которые помогут ему в решении любой незнакомой задачи. Можно сказать, что это «волшебный щелчок», который необходим, чтобы ребенок сдвинулся с «мертвой точки» и начал усиленно стремиться к поставленной цели.
Возможно, я просто ленивый человек и мне скучно заниматься одним и тем же, но у меня накопился достаточно большой опыт успешного коучинга, когда после нескольких занятий ребенок «вдруг» начинает прекрасно учиться, хотя до этого у него были плохие оценки. Тогда я (с осознанием выполненного долга) отказываюсь от репетиторства, предлагая ему общение в режиме разовых консультаций при возникшей необходимости.
Коучинг очень эффективен при подготовке учеников к олимпиадам: такие ребята стремятся к высоким результатам, они мотивированы на занятия. При подготовке к ЕГЭ коучинг также необходим, так как только осознанность и ответственность ученика позволяют ему эффективно развиваться.
Хочу добавить несколько слов о новом для меня опыте дистанционного коучинга на сайте dist-tutor.info. Я несколько месяцев занималась с девочкой, живущей в Саратовской области. Ресурсы сайта позволяют сделать индивидуальные занятия интересными и разнообразными, главное - создать эффективный контент, чем я и занимаюсь ответственно и заинтересовано.
Таким образом, не столь важно, к каким экзаменам готовить детей, главное - воспитать в них осознанность и ответственность. Только при таком подходе «ужастик ЕГЭ» перестанет быть устрашающим, а сам единый государственный экзамен не будет вызывать столько нареканий со стороны общественности. Кроме того, воспитание навыков самоорганизации учащихся является основным трендом образовательной парадигмы, которая декларируется в новых образовательных стандартах.