Новости школы

Профильные классы
В новом учебном году будут открыты профильные классы

Запись детей в 1 класс
С 1 апреля начинается запись детей в первый класс

Психолог
В школе  работает психолог.Расписание...

все новости

Поиск по сайту

Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Публикация

Тема: «Дворянская дуэль в России первой половины XIX века как социокультурный феномен»
Автор: Пащенко Ирина, 10 класс


Научный руководитель: зам. дир. по научной работе, учитель истории  
                                            Митрахович Ольга Анатольевна.


Объект исследования: русская дуэль как ритуал благородного разрешения и прекращения конфликтов, затрагивающих личную честь дворянина.
Предмет исследования: выявление степени социокультурной значимости дворянской дуэли в России первой половины XIX века
Цель исследования: раскрыть причины популярности дуэльного ритуала в России – как в качестве способа защиты и подтверждения чести дворянина, так и в качестве демонстрации «удали» и способа самоиндентификации дворянина. Продемонстрировать особое символическое значение и необходимость существования дуэльного ритуала для русского общества в рассматриваемый период.
Актуальность темы: современные представления о русской дуэли довольно фрагментарны и в значительной степени ложны, несмотря на то, что в самосознании русского дворянства XIX века этот ритуал занимал одно из наиболее важных мест. Количество литературных произведений, в которых так или иначе затрагивается тема дуэли, весьма велико, однако до недавнего времени тема дуэли, несмотря на свой публицистический потенциал, слабо затрагивалась в исследовательской литературе. До сих пор не до конца раскрытым остается вопрос о причине столь широкой популярности дуэльного ритуала в русском обществе. В этом свете необходимо попробовать выявить те социокультурные предпосылки, благодаря которым дуэль (или, по крайней мере, потенциальная готовность к ней) стала одним из важных способов самоиндентифкации дворянина.
Хронологические рамки: дуэль как институт регулирования отношений дворянской чести существовала на достаточно ограниченном отрезке русской истории. Условно можно поставить границы с середины XVIII до середины XIX века. До этого времени еще нельзя говорить о сложившемся европеизированном дворянском сознании, а во второй половине XIX века дворянство утратило главенствующую роль в постепенно распадающейся под напором буржуазных отношений сословной структуре России, и хотя дуэли ещё случались, суть явления в значительной степени изменилась. В качестве хронологических рамок работы избрана первая половина XIX века как период расцвета русской дуэли; именно в это время дуэль в наибольшей степени проявила себя как феномен, значение которого было обусловлено рядом социокультурных предпосылок.
Содержание работы:
- во Введении обосновывается актуальность темы, причина выбора темы, указываются объект и предмет исследования. Также обосновывается культурологическое значение избранной темы.
- в Основной части работы на основе документальных материалов, исторических исследований и мемуарных свидетельств рассматривается история происхождения и формирования дуэльного ритуала в России. ; обрисовывается система дуэльного ритуала на момент расцвета русской дуэли (первая половина XIX века): причины, участники, правила дуэли; рассматривается проблема отношения к дуэльному ритуалу российского общества, с одной стороны, и власти, с другой стороны; анализируется социокультурное значение дуэли и ее функция как одного из главных способов самоидентификации дворянина; рассматриваются причины заката и угасания «дуэльной эпохи» в России.
- в Заключении предпринимается попытка обоснования тезиса о том, что дуэль являлась не пагубным порождением излишне военизированного сознания дворянства, но одним из важнейших способов самоидентификации дворянина. Причиной тому являлась очевидная для каждого дворянина необходимость ежемоментно помнить о том, что каждый его поступок должен соответствовать его происхождению и общественному положению, так как одним из важнейших факторов самоидентификации дворянина было мнение о нем людей, равных ему по рангу и положению. Не уронить себя в глазах общества порой позволяла только дуэль; даже если она не была необходима, дворянин стремился продемонстрировать свою готовность к ней и подчас сам провоцировал конфликт (отсюда – так называемый феномен «бретёрства»). Кроме того, ритуал дуэли, запрещенный законом вплоть до 1894 года, самим своим существованием подтверждал особое положение дворянства в государстве, так как являлся законом дворянской корпорации, который, несмотря на официальный запрет, продолжал существовать, тем самым доказывая «самость» дворянского сообщества. Была в таком позиционировании, постоянно проявлявшемся в очередных дуэлях, и определенная доля фрондёрства, самым, пожалуй, значительным проявлением которого следует считать эпохальную «дуэль» декабристов и власти, состоявшуюся 14 декабря 1825 года.


Тема: «Охота как социальный феномен в восприятии московских старшеклассников»
Автор: Аксенова Софья, 11 класс


Научный руководитель: зам. дир. по научной работе, учитель истории  
                                            Митрахович Ольга Анатольевна.
Объект исследования:
общественная дискуссия по проблемам охоты
Предмет исследования: ценностные ориентации московской молодежи относительно проблем охоты (на примере учащихся 11-х классов школы 1270 г.Москвы).
Цели работы: выявить характерные черты восприятия московской молодежью феномена охоты, конфликтующие и параллельно существующие элементы данного восприятия.
Актуальность: в последнее время во многих странах мира появились заметные общественные движения, выступающие за пересмотр привычного отношения к такому давно существующему феномену как охота, требующие ее ограничения или полного запрета. Одновременно организуются противники данного подхода, а проблема нередко выходит на политический уровень. Подобный процесс связан со сложностями проходящей в различных обществах модернизации, когда ряд традиционных социальных практик, в том числе укорененных в истории и культурно легитимированных, подвергаются болезненной эрозии. Охота как раз стала одной из таких практик, наряду, например, с курением трубки (кальяна) или полигамным браком. Соответственно, изучение проблем охоты в современном мире как своего рода модели столкновения традиционалистских и модернистских ценностей представляется весьма продуктивным методологическим ходом. А поскольку именно молодежи предстоит строить будущее нашей быстро меняющейся страны, то и фокус на изучении ценностных ориентаций школьников является, на наш взгляд, вполне обоснованным.
Методология: анкетирование, социально-психологический подход, историко-социологическая ретроспекция
Содержание
В центре внимания нашего исследования – соотнесение «общей» ценностной ориентации индивидов и группы с их же взглядами на конкретные проблемы жизни общества. Иными словами, мы попытались выявить характер корреляции взгляда человека на феномен охоты и его культурными, идейными, этическими предпочтениями. Отдельное внимание было уделено той роли, которую в отношении респондентов к проблеме охоты играет знакомство с литературными и кинематографическими сюжетами, касающимися данной темы.
 Один из главных эмпирических выводов исследования состоит в следующем. Респонденты склонны строить свое отношение к охоте как традиционному занятию (в том числе широко практиковавшемуся в России) исходя не из «лояльных к традиции» представлений, но из «этических». При этом наблюдается явный разрыв с доминировавшими в прошлом социальными установками (охота как «естественная мужская работа») и переход к установкам, сформированными в значительной степени художественной культурой последних десятилетий. Отметим, смена социальных установок и стереотипов происходит крайне некритично и больше на эмоциональном, чем на рациональном уровне.
В ответах респондентов явно прослеживается «эффект Бэмби», но лишь в небольшой степени присутствует осознание проявления феномена охоты в различных вариантах (охота как способ физического существования отдельных малых народов, охота как развлечение, охота как способ менеджмента дикой природы – wildlife management, охота как способ обеспечения продуктивности сельского хозяйства в специфических условиях – отстрел грызунов и т.д.). Можно сказать, что если на эмоциональном уровне ответы московских школьников мало отличаются от ответов их сверстников из ряда западных стран (сравнение происходило с данными по Великобритании и США), то относительно характера конкретных мер, которые респонденты считают или не считают необходимыми принимать по отношению к охоте, мнения расходятся. Москвичи в меньшей степени готовы выступать за ограничение охоты в любых формах и с гораздо большим скепсисом относятся к деятельности различных организаций, борющихся против охоты.
В целом школьники как Москвы, так и США и Великобритании, настроены более критично по отношению к охоте, чем представители старшего поколения. Схожесть эмоциональной реакции наших респондентов и их сверстников в других стран мы склонны объяснять через формирование в значительной мере общего культурного пространства, в том числе через общеизвестность различных деятелей массовой культуры, выступающих против охоты. Необходимо, однако, отметить весьма низкий уровень информированности респондентов о возможности «разведения» понятий и практики собственно охоты от мероприятий, связанных с обоснованным вмешательством человека в экосистемы, поврежденные ранее и нуждающиеся в реабилитации. Ярким примером подобного вмешательства и «позитивной охоты» является отстрел животных для контроля популяции  (например, когда для поддержания стабильности экосистемы приходится отстреливать травоядных в условиях исчезновения достаточного количества естественных хищников).
Отметим также низкую информированность респондентов о таких относительно сложных концептах современного общественного дискурса, как, например, «права животных». Последний термин сейчас активно употребляется в СМИ, однако его значение не смогли адекватно объяснить ни сторонники, ни противники данного концепта. В частности, не было обращено внимание на принципиальную проблему невозможности существования любого права без корреляции с соответствующей обязанностью (а наложение обязанности, в свою очередь, невозможно на субъект, не делающий моральный выбор при совершении поступков).
В целом по результатам исследования ценностных ориентаций школьников по проблемам охоты можно говорить не только о тенденции конфликта традиционалистских и модернистских ценностей и картин мира, но и об их параллельном существовании и вообще малой определенности и сформированности в сознании респондентов. Учитывая прогнозируемое некоторыми экспертами усиление конфликта различных культурных норм в ближайшие десятилетия, имеет смысл увеличивать знакомство школьников с данной проблематикой. Споры по охоте еще относительно «безобидны» (хотя ее сторонники – в формате развлечения – крайне жестко реагируют на любые попытки ограничения данной традиции), а ведь есть и гораздо более болезненные процессы отказа от традиций – посмотрим, например, на проблемы адаптации иммигрантов из мусульманских стран в Европе. Таким образом, изучая споры по проблеме охоты, мы получаем, в том числе, возможность моделирования более сложных социальных конфликтов.
Мы предполагаем, что за счет ответов на вопросы по проблемам охоты респонденты продвинулись в осознании актуальности дискуссий по преобразованию культурных норм в меняющихся обществах. Появившийся же интерес у школьников можно использовать как на уроках гуманитарного цикла (обществоведение и т.д.), для дальнейшего увеличения представлений учащихся об актуальных дискуссиях современности, так и на уроках биологии/экологии, обсуждая уровень допустимого вмешательства человека в окружающую среду.

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Стипендии и гранты
  • Фонд имени В.И. Вернадского
    Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
  • Фонд некоммерческих программ "Династия"
    Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player