Граффити: от истоков в море драйва
16 Июл 2010

Как ни крути, а все новое — это хорошо забытое старое, просто несколько модернизированное в соответствии с современными тенденциями. Например, древние люди, мы уже писали, любили украшения не меньше нас с вами. Правда, сначала «висюльки» для них выполняли другую функцию. Или взять наскальные рисунки: ведь это не что иное, как граффити наших далеких предков. Только раньше не было аэрозолей и других достижений, с которыми человечество сейчас так стремительно вступает в нановек. И — то ли еще будет!..

граффити

Пока же — как раз о граффити века ушедшего, а также наступившего столетия мы и поговорим.

Итак, как мы уже выяснили, граффити — искусство древнее. Само это слово в археологии означает надписи и рисунки на стенах, иными словами наскальную живопись. Первыми граффити считаются рисунки, высеченные в пещере Кроманьон.

Art Crimes

Слово «граффити» (от греческого γραφειν (graphein)) означает «писать». На итальянском «graffiato» — «нацарапанное».

Райтеры, конечно, наскальные рисунки не высекают и уж тем более ничего не выцарапывают, зато много рисуют маркерами (они же в народе — вандалайзеры) и баллончиками (бомбами), краску которых не смоешь и не отскребешь. Зато можно закрасить новым произведением искусства.

Когда граффити-райтеры рисуют картинки, то это называется бомбинг, а нанесение подписей и надписей — тэгинг. На Западе же любой вид граффити часто именуют «Art Crimes»: ведь этот вид современного искусства сопровождается нарушением прав собственности.

Нацарапанные легенды

Вряд ли кто-то может сказать точно, как, когда и благодаря кому появились первые граффити-шедевры. Но легенда гласит, что граффити впервые было обнародовано в Нью-Йорке в конце 60-х. (Хотя далее вы сможете убедиться, что это не так.) Именно тогда обыкновенный американский подросток грек Деметриус исписал своим псевдонимом «TAKI» и номером своей улицы ужасающее количество уличных стен и станций метро по всему Манхеттену.

К сведению, после Второй мировой войны в Англии, США и Австралии уже имелись свои метки «Kilroy», «Foo», «Chad». А в СССР, между прочим, существовал корпоративный тэг «УШАЦЪ» — еще до появления меток Деметриуса. «УШАЦЪ»ом были помечены практически все памятники русской архитектуры уже к 60-м годам. А принадлежал тэг студентам Московского архитектурного института.

Поветрие началось. Почти все подростки считали своим долгом «увековечить» собственные имена в памяти прохожих. Естественно, как и любым тинейджерам в любой точке планеты, им было важно выделиться, а получить признание среди равных и вовсе стало пределом мечтаний для многих.

Особенно из-за этого «самоутверждения» пострадало нью-йоркское метро. Поезда, как снаружи, так и внутри, были испещрены непонятными никами, буквы которых сплетались в каракули и узоры. В 1975 году люди впервые увидели этакое «художественное полотно» размером в вагон, а год спустя — целый состав.

Полиция боролась с райтерами, но все бесполезно. Муниципальные власти Нью-Йорка даже запретили продажу баллончиков с краской несовершеннолетним. Граффити-работы нещадно закрашивались, но практически сразу на том же месте появлялись новые тэги.

Высшим пилотажем считалось нанести свою подпись самодельными маркерами, которые изготавливались из банки дезодоранта, напичканной «копиркой» и спиртом с ацетоном. Отверстие затыкалось старым носком.

Рисунки начали «переползать» в подъезды, постепенно меняя свои очертания. Вместе с тем, граффити сливалось с хип-хоп культурой.

Вскоре СуперКуль из Бронкса испробовал новый метод нанесения рисунка. Он начал использовать разные колпачки баллонов, комбинируя узенькие и широкие. Так он стал основоположником новаторского стиля под названием Bubble.

Но настоящая революция в граффити произошла, когда мир узнал первый 3D-рисунок. Автором его был бруклинский мастер по прозвищу Пистол. Именно с появлением объемных шедевров мода на граффити вскрикнула и еще долго орала на улицах американских городов, не смолкая. Однако постепенно повальное увлечение прошло, и творить продолжили только истинные приверженцы культуры граффити, благодаря которым появилось немало шедевров на улицах родных городов.

«Blockbuster» — огромные квадратные буквы, слегка наклоненные вперед или назад и выполняющиеся обычно в двух цветах.

Начались войны стилей... Они сопровождались не только честными соревнованиями в мастерстве. Конкурирующие команды закрашивали рисунки друг друга. Поверх рисовали специальным шрифтом «blockbuster», которые позже преобразовался в абсолютно нечитаемый «wildstyle». Так конкурирующие банды «маркировали» свою территорию.

Иногда поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест-накрест. Такие «коллективы» стали называть «tagbangers».

Слово пришло из Южной Калифорнии, производное от «tagger» и «gangbanger», что на местном сленге означает членов различных группировок криминального толка.

Но чаще всего команды предпочитали соревноваться. Например, соперникам предлагалось «заполнить» часть стены за определенное время. Выигрывал тот, чья работа будет признана лучшей. Но могли соревноваться не за качество, а за количество. Райтерам отводился определенный участок в городе, и оговаривалось время. Тот, кто «освоил» большую площадь, провозглашался победителем. В качестве арбитра приглашали стороннего райтера или целую команду. Проигравшие расплачивались с победителем красками. Иногда поступали более жестоко: банду или отдельного участника лишали права подписываться своим именем или подвергали физическому наказанию, правда, скорее символического характера.

«Wild style» — именно так назывался первый граффити-фильм Чарли Ахерна, снятый в 1982 году. Главный герой занимался «росписью» поездов в Южном Бронксе. Два года спустя вышел фильм «Beat Street» — более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стенли Латана. Он стал культовым в хип-хоп среде.

граффити

Особый шарм принадлежности к культуре граффити придавала опасность. Например, когда в 1983-м Майкла Стюарта застала полиция за бомбингом, его забили до смерти... Тогда же брейкерам запретили танцевать в метро. Заборы обносили колючей проволокой, и даже такие, уже недоступные, ограждения патрулировали полицейские с собаками.

Но мало ли объектов для пронырливых тинов? Художники стали разрисовывать все, что плохо лежит и стоит. Особенно им приглянулись машины. Кстати, «роспись по машине» стали называть соответственно — «Whole-car». А уж как отрывалась на них черная молодежь, протестуя против репрессий!

граффити

Процветали итальянское и французское граффити, раскрашивались Польша и Чехия, в Берлине открыт специальный граффити-салон, куда могут обращаться и заказчики, и художники.

В Россию граффити «просочилось», как и любое западное течение, намного позже — в конце 80-х годов, одновременно с модой на брейк-данс, и через десять лет им уже бредили. По стране волной прокатились фестивали брейк-данса, где райтеры оформляли декорации. Скоро рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. Позже дошла очередь и до Москвы. Причина долгой неприживаемости нового поветрия проста — краска-аэрозоль в России была дорогим удовольствием. Ну, и конечно, власти...

Однажды райтер Макс по прозвищу Навигатор пришел в мэрию города Калининграда, где он жил на тот момент, с фотографиями своих работ, а также снимками, ярко иллюстрирующими стены домов с общеизвестными ругательствами. Инициатору было отведено несколько мест в городе с целью облагородить их.

А уже сейчас в России творят около 100 команд, на Москву и Питер приходится порядка 70 коллективов. Довольно известны такие команды, как Moby Crew, BFG Team, Uptown Moscow Crew, Depict Crew, SPP Crew, STC и GZ Crew.

Граффити привнесло долю экстрима в жизнь современных подростков. Ведь стены разрисовывать запрещено, рисовать приходится ночью, а в случае опасности — бежать от милиции или чересчур активных и сознательных граждан. Именно поэтому считается делом чести разрисовать труднодоступный и заметный объект.

граффити

В России этот жанр пока не стал демократичным и, скорее всего, еще долго таковым не будет. Потому что занимается граффити молодежь, знакомая с течениями Запада. (Первые райтеры учились у западных представителей субкультуры.) К тому же увлечение требует немалых материальных вложений. Может, поэтому в отечественном граффити пока что преобладают «советские» примитивные надписи вроде «Марина, я люблю тебя» или, скажем, «Спартак».

Сегодня звезда граффити, может, даже кумир молодежи — художник Роберт Банкси, родом из Бристоля. Подробнее читайте в статье «Арт-террорист Банкси».

Кроме того, если на Западе граффити можно встретить в основном в бедных районах и метро, то в России эти рисунки дислоцируются в большинстве своем в центре. Впрочем, это лишь общее наблюдение. Творчество местной молодежи можно увидеть и на стенах зданий, в подземке, на гаражах, автомобилях и асфальте, в подъездах на лестницах, дверях и почтовых ящиках. Молодежь отрывается, где может.

Увидеть можно и рисунки, и просто забавные, хотя порой и не очень приличные, надписи. Давно выделилась и ветвь политического граффити в виде лозунгов или черно-белых, будто бы газетных, изображений.

А вот гангстерское граффити можно увидеть только в крупных городах. Его легко отличить от всех остальных благодаря строго стилизованной каллиграфии. Это стиль, имидж, почерк, если хотите, определенных группировок.

Хип-хоп граффити, или граффити в нью-йоркском стиле — самый старый вид современного искусства, как вы уже поняли, вышедшего из трущоб и подземки Нью-Йорка. Это самое широкое движение, так как напрямую связано с рэп-музыкой, брейк-дансом. Представителей этой субкультуры много и в России. Но, в любом случае, этот вид до сих пор наиболее характерен для американских городов.

Граффити различается и по начертаниям:

  • Writing. Основной вид граффити, то, что рисуется райтерами на стенах: разнообразные фрагменты в различных стилях.
  • Bombing. Считается экстремальным видом граффити, так как изначально рисовался в метро. Сейчас разрисовываются разные виды транспорта (это касается в основном России), в частности, наземные поезда. Изображения рисуют очень быстро, а потому часто небрежно.
  • Tagging. Именно с этого вида началась история данной субкультуры. Тэг в этом случае — подпись художника, его ник. Считается, что любой рисунок должен быть подписан автором.
  • Scratching, или scrabbing. Наносится точильным камнем или чем-нибудь острым и жестким на стеклах, чаще всего в транспорте. Преимущественно имеет не слишком-то эстетичный вид.

Стили граффити

Каждый граффити-райтер старался выделиться и придумывал свое собственное «начертание» тэгов. Но большую роль здесь играла и мода. История «царапанья» узнала много стилей. О трех из них мы уже написали:

  • Bubble. Как видно из названия, все буквы в этом стиле округляются и получаются дутыми, словно пузыри. Используются всего два-три цвета. Сюда же относится «Phasemagorical phantastic» — граффити со звездами и «bubble cloud» — надписи с облаками.
  • Wild Style. Опять же название говорит само за себя. Для этого стиля характерна нечитаемость букв: они запутаны, а потому их трудно разобрать.
  • Blockbusters. Крупные, широкие, часто трехмерные буквы. Их любят наносить с «подсветкой» из белой и серебряной красок. Обычно в работе такого стиля участвует целая команда.

Теперь о других:

  • FX, или 3D style. Буквы и другие объекты рисуют трехмерными, объемными. Для того, чтобы получился такой рисунок, нужна очень развитая фантазия и, конечно, незаурядное мышление.
  • Messiah Style. Символы будто написаны на отдельных листах и наложены друг на друга. «Изобретателем» стал житель Нью-Йорка по прозвищу Vulcan.
  • Character. Райтеры в этом стиле изображают персонажей, словно сошедших со страниц комиксов. В рисунке могут присутствовать соответственно рамка речи или речь персонажа. На заднем фоне может быть видна надпись, выполненная в другом стиле. Обычно такие куски — командная работа.
  • Throw up. Этот стиль предпочитают бомберы, которым изображение нужно выполнить очень быстро. Для Throw up характерны кривые линии. Создается впечатление, что буквы грубо заполнены белым или серебряным цветом.
  • Кислотный стиль. Изобретен в России UБN?ом. Для него характерны кислотно-яркие цвета, чем-то похож на Bubble из-за круглых форм, но буквы должны быть похожими на кляксы.
  • Zoo, или Zooman. В этом стиле используются элементы образов животных.
  • Broadway Elegant. Буквы этого стиля длинные, тонкие и тесно «утрамбованные», стоят на маленьких платформах.
  • Pieces. Собственно, это и есть само граффити в современном понимании. Самый прогрессивный вид, в рамках которого создаются целые «полотна» либо используется большое число букв.
  • Roller. Обычно занимает целую стену. Иногда художники используют стикеры для быстроты.
  • Stencils. Это рисунки, сделанные на кусочке картона или другой жесткой бумаги. Потом их вырезают лезвием, чтобы получился трафарет, который можно закрасить спрей-краской.
  • Computer Roc Style. Появился в Нью-Йорке. Этот стиль предполагает разделение букв, наклоненных в разные стороны, на отдельные фрагменты.
  • Камуфляж. Естественно, цвет хаки здесь рулит, а еще райтеры в этом стиле любят «играть» с loop?ами (петлями). Петли выводят в нескольких местах букв, следуя за предыдущими. Очень трудно повторить.
  • Freestyle. Сочетает в себе другие стили. Рисуется без скетча и на любую тему. Хорошо, если это свежая и неординарная идея. Но можно ли это выделять в отдельное направление?

Трафареты

граффити

О трафаретах, или Stencil art, одной из разновидностей граффити, хотелось бы рассказать отдельно. Обычно трафареты очень лаконичны. Зато, приложив шаблон к стене, можно оставить на ней свою метку очень быстро. Для таких «шедевров» свойственны контрастные цвета.

Настоящие райтеры не слишком-то жалуют трафареты. Но, несмотря на простоту этого стиля, его история заслуживает внимания.

Первые политические трафареты появились в Париже во время народных волнений 1870-х годов. Недорогой и вместе с тем эффективный метод пропаганды в первой половине ХХ века использовали итальянские фашисты: они рисовали на стенах портреты Муссолини. Волна трафаретного граффити прокатилась в 1960-х годах по юго-западной Европе и странам Латинской Америки.

Особенно трафареты полюбились парижским студентам и пролетариям 70-х, которые заполонили ими стены улиц, примыкающих к площади Бастилии.

Самый знаменитый наш отечественный трафарет находится в Санкт-Петербурге, в самом начале Невского проспекта. Он гласит: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Сейчас это — часть памятника блокаде Ленинграда. В 1943 году такие трафареты покрывали всю четную сторону Невского.

Первым художником, который начал заниматься трафаретным граффити, были Блэк ля Рэт, студент парижской Эколь де Буа Арт, и его сокурсник по имени Жерар. Однажды друзья устроили на стенах Pompidou Centre целое нашествие крыс, тараканов и даже вторжение танковой дивизии... Что, безусловно, оценили поутру жители Парижа.

Блэк любил рисовать в стиле политических трафаретов начала ХХ века и работал исключительно ночью: на него охотилась полиция. А после того, как в 1990 году ему пригрозили тюрьмой, он выставлялся только в галереях.

Тогда же под псевдонимом Miss Tic творила одна девушка, приятельница Блэка, которая считала себя райтером в другом смысле этого слова. Она была поэтессой. А потому все ее трафареты — это дневник в стихотворной форме. Граффити Miss Tic были построены на игре слов и стилизованы под автопортрет.

В 1984 году у ребят появились конкуренты — Marie Rouflet и Surface Active. Они спорили друг с другом рисунками, покрывая все новые территории.

Немо — очень популярный персонаж среди парижских трафаретчиков. Первую работу он создал для своих детей в 1980-м году. Его рисунки похожи на иллюстрации к детским книжкам. Глядя на его тигров, кошек, бегемотиков, черных человечков, окруженных роем бабочек, цветов и маленьких птичек, будто погружаешься в другой мир, уходишь от реальности. Он часто рисовал со своим другом — Джеромом Меснэджером.

граффити

Джерома нельзя назвать трафаретным райтером, ведь все свои картины он рисует от руки и они всего лишь похожи на stencil art. Однако же он внес огромный вклад в французскую культуру граффити.

Меснэджер — специалист по скоростному рисунку, он может создать шедевр всего за 26 секунд. А его любимый герой — это «белый человек», или фантом, которого он изображал на штукатурке в самых причудливых позах. Его же стараниями этот самый фантом побывал и в Европе, и в Америке, и в Китае, и даже в Египте.

Автор большинства политических трафаретов в Париже, он же мастер провокации, Ле Бательер, наотрез отказался выставлять свои работы в картинных галереях. Он пошел дальше и создал свой музей уличного искусства, собственно там, где ему самое место, — на улице! Почему же он мастер провокации? Его трафареты полны сатиры, естественно, политической, а рисует он исключительно в часы пик, когда улицы полны народа, — так легче уйти от полиции.

Несанкционированное нанесение трафаретных рисунков на стены, в зависимости от обстоятельств, квалифицируется законом как умышленная порча чужого имущества (167-я статья УК РФ), хулиганство (213-я статья) или вандализм (214-я статья). Эти деяния караются крупным штрафом, а в случаях особо циничной порчи общественно ценных сооружений — и тюремным заключением.

Граффити и музеи — понятия... совместимые

Уже в 80-х годах прошлого века к граффити-работам начали проявлять интерес владельцы галерей. Но для того, чтобы работы экспонировать и в других городах, было необходимо перенести некоторые «полотна» на холсты.

Выставки организовали в галереях «FashionModa» Стефана Эйнса, «FunGallery» Пети Астор, «Gasgallery», «51x», «SidneyJanis» и «ESSES studio». И тогда мир узнал такие имена, как Жан-Мишель Баскиа и Кейт Харинг.

Увидеть работы уличных художников в настоящее время можно в Британском музее, музее «Метрополитен», Нью-Йоркском музее современного искусства, Музее современного искусства в Чикаго.

Россия тоже активно включилась в эту популярную во всем мире деятельность. 2006 год стал знаковым для российских представителей граффити. В 2006 году прошла акция «Стрит-арт», после чего фонды Третьяковской галереи пополнились рядом десятиметровых холстов с работами российских райтеров.

Одной из самых успешных московских выставок, ярко демонстрирующих творчество талантливых представителей граффити-культуры, считается проект «Граффити-винзавод», который включил в себя сразу несколько мероприятий: историко-документальную видеопрограмму, фотовыставку, выставку работ райтеров, а также граффити-джем. В ходе джема художники разрисовали специально отведенную территорию, чтобы продемонстрировать многообразие стилей и обменяться тонкостями своего мастерства.

В том же 2006 году в Питере прошел международный фестиваль граффити «Meeting of Styles», где местные и зарубежные поклонники и профессионалы смогли заценить уровень нашего уличного искусства.

Ежегодно во многих городах страны проводится урбан-фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит всероссийский конкурс граффити.

К сожалению, выставки на улице проходят редко, исключение составляет лишь берлинский фестиваль «Backjumps». Стрит-арт на этом фестивале представлен во всех формах, не только граффити.

Но прогресс движется, райтеры ликуют: их работы теперь издаются в альбомах и книгах, куда входят лучшие образцы этого искусства. Особенно ценно издание «Graffiti world», где можно узнать об основных направлениях, ответвлениях и тенденциях граффити.

Статьи по теме

7 комментариев

no guest photo

Гостья

12.06.2009 15:37:57 #

		
Супер интересно! покажу своему парню, он увлекается граффити!! ответить

	
no guest photo

Гость

14.06.2009 21:38:06 #

		
крутняк.
блин.
это же способ самовыражения.
значит круто)
ответить

	

Александра

16.06.2009 15:09:45 #

		
понравилось про первопроходцев в СССР в области граффити :)
и про трафареты интересно
ответить

	

		
Зачиталась )) заодно отдохнула немного... Пока читала, в голову приходили мысли кое-какие. Спасибо за интересный материал! ответить

	

Евгения

02.11.2009 13:45:01 #

		
Цитата
Екатерина Маслакова пишет:
Зачиталась )) заодно отдохнула немного... Пока читала, в голову приходили мысли кое-какие. Спасибо за интересный материал!

Спасибо тебе огромное :))))
Реально сама писала с интересом.
ответить

	
no user photo

ДМИТРИЙ

24.04.2010 16:55:57 #

		
супер!хотелось бы связатся с граффити-райтером,пообщатся! ответить

	
no user photo

prank

16.09.2010 12:39:18 #

		
"Шрифты" уже настолько приелись, что раздражают. Это для выпендрежа друг перед другом. Вот политическое граффити - это круто. Правда это экстрим, за это, наверно, могут сказать ай-яй-яй:) Слабо? ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.