Иван Сергеевич Храповицкий Сдаем ЕГЭ по математике. Памятка абитуриенту
2 Июн 2010

7 июня 2010 года пройдет ЕГЭ по математике. Учитель математики Иван Сергеевич Храповицкий опубликовал в своем личном блоге «Памятку абитуриенту, выполняющему тест по математике». В ней изложена тактика сдачи тестового экзамена, перечислены специфические приемы (в том числе и уловки находчивых абитуриентов) и приводятся примеры для их закрепления:

— Прежде всего, скажите себе: да это же просто, это не раз решалось, я смогу. Сейчас сосредоточусь, и все получится.

ЕГЭ по математике— Решайте спокойно, поспешайте не торопясь. Решайте все по порядку. Если что-то не получается сходу, — пропустите, переходите к следующему заданию. Дойдя до конца теста, возвратитесь к первому из пропущенных заданий, попробуйте его решить. И т.д., то есть двигайтесь циклами (кругами).

— Решая задачу, запишите, если увидите, чего быть не может или напротив — что удовлетворяет условию. Возьмите это в рамочку и, прежде чем записывать ответ, — посмотрите, что в рамке.

— Изучайте структуру выражений: можно увидеть удобную замену, подстановку.

— Не забывайте о золотом абитуриентском правиле «четырех Д»:

  1. Д — D (f) область определения (здесь же и ОДЗ) функции, уравнения, неравенства, выражения;
  2. Д — дискриминант квадратного уравнения, его учет: есть корни уравнения или нет, квадратичное неравенство может иметь решение и для отрицательного дискриминанта;
  3. Д — достаточность: все ли учтено при решении задания, достаточно ли рассмотренных случаев, все ли выписано в ответ;
  4. Д — на эту букву называется тот, кто не учитывает первых трех Д (не обидным, но укоряющим белорусским словом «дурань»).

— Если задача показалась трудной, начните поиск решения с самого простого — с наблюдения особенностей алгебраических выражений или геометрических изображений.

— Не забывайте о функциональном подходе при решении уравнений и неравенств, т.е. когда можно увидеть корень и доказать функционально (для себя!), что больше их нет.

— Рациональные неравенства решайте только методом интервалов. Не стоит придумывать собственные «методы»! Помните, что следует проверить концы всех интервалов: не входят ли они в ответ.

— В геометрической задаче старайтесь выполнять рисунок, максимально соответствующий условию задачи, с помощью чертежных инструментов, их вы имеете право взять на экзамен.

— Вспомните об абитуриентских хитростях:

  1. может быть, правильный ответ можно усмотреть сразу, не выполняя вычисления;
  2. проанализируйте приведенные ответы (в части А), возможно, среди них есть неправдоподобные или, наоборот, похожие на правду: может быть, их можно как-то проверить;
  3. если в ответе требуется дать сумму или произведение корней квадратного уравнения с положительным дискриминантом, то разумнее будет воспользоваться теоремой Виета;
  4. если в ответе надо дать количество (сумму или еще что-то) целых решений уравнения (неравенства), то попробуйте использовать полный перебор допустимых значений переменной;
  5. в геометрической задаче посмотрите: может, решение получится для какого-то частного случая;
  6. в задании на упрощение выражения возможно получение ответа подстановкой в выражение и в ответ значений параметров и сравнение полученных значений;
  7. используйте по возможности графическую интерпретацию.

— Заполните, конечно же, весь бланк ответов. Если учтете все вышесказанное, то вы обречены на удачу: подавляющее большинство ваших ответов окажутся правильными.

Тестовые задания, которые легко решаются с использованием приемов, изложенных в Памятке

  1. Найдите наибольшее целое решение неравенства .

    Подсказка: ОДЗ все «решает».
  2. Найдите число, которое получится в результате упрощения выражения .
  3. При условии выражение равно

    1) -2; 2) 2; 3) ; 4) ; 5) 0.

    Подсказка: попробуйте взять а=±1 и подставить куда следует.
  4. Результат упрощения дроби равен

    1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
  5. Найдите наименьший корень уравнения .

    1) -1; 2) 1; 3) -2; 4) 2; 5) 0.

    Подсказка: не быстрее ли попробовать числа из ответов?
  6. Найти наименьшее целое решение неравенства .

    Подсказка: заметив, что функция в левой части возрастает, попробуйте взять какое-нибудь хорошее значение х (с которым легко считается).
  7. Отрезки, соединяющие середины сторон выпуклого 4-угольника, равны, длины диагоналей 4-угольника равны 5 и 6. Найдите его площадь.

    Подсказка: почему бы не взять какой-то знакомый 4-угольник?
  8. Найдите больший корень уравнения .
  9. Найдите сумму целых решений неравенства .
  10. Найдите наименьшее натуральное число из области определения функции .
  11. При каких значениях х графики функций и  имеют единственную общую точку?
  12. Найдите сумму всех целых решений неравенства .

Статьи по теме

3 комментария

Dante

29.03.2010 14:07:15 #

		
Интересная вещь)) Понравилась)) Только в нынешнем ЕГЭ нет части А, только часть В и С. ответить

	

Данки Шон

29.03.2010 14:21:34 #

		
Снова захотелась в школу. Не хвастаюсь, но многое могу решить без листика с ручкой. Нас, видимо, здорово учили по математике. ответить

	
no guest photo

Feya

02.06.2010 17:28:51 #

		
Я не знаю, кому это выгодно, но точно не бедным детям, которые сдают это ЕГЭ.... Я его тоже буду сдавать, но не знаю каким образом.... Я не говорю, что я самый тупой человек на свете, но все равно дико страшно... Если я не сдам экзамены, во-первых, посыплются упреки со стороны родителей, типа, мы стока денег отдали на репетиторов, а ты не сдала;во-вторых, я же никуда не поступлю и год пройдет просто так и стану я дворнкиом;в-третьих, я потом всегда буду думать, что я все-таки ошибалась и я самый тупой человек на свете...... :(( ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.