Чтобы прекратить бардак в школах, нам нужно вернуться к 19 веку...


14.01.2010 10:22:07
Вчера мы опубликовали видеоролик с издевательствами учеников одной киевской школы над учителем химии. Это натолкнуло на некоторые размышления (возможно немного максималистские). Сначала была идея отправить не этот, а такого же рода ролики, но снятые в российской школе в Министерство внутренних дел для разъяснений, как же так получается, что в школе обстановка порой складывается хуже, чем в камере строгого режима? Опомнился. Ничего это не даст, а ответ, который я получу, будет заключаться примерно в следующем: «Учитель должен написать заявление в правоохранительные органы, чтобы участковый предпринял необходимые меры». По сути, верно. Милиция читать мысли и видеть на расстоянии не умеет.



Но я хочу обратиться к нашему нынешнему самосознанию (не люблю слово менталитет). Зачастую мы просто живем по принципу «промолчать – себе дешевле обойдется». Суды, показания, а потом угрозы вплоть до расправы и в результате от чего ушли, к тому пришли – все это умножает наше желание молчать. Вывод – глупо надеяться на самосознание людей. Они держат в руках флажки, на которых написано «Мне страшно, я устал, я не хочу». Вопрос: «Что делать?».

А сделать я предлагаю следующее. Сколько в целом по России безработных граждан? По последним данным, которые были озвучены Министерством здравоохранения и соцразвития полмесяца назад, – более 6 миллионов человек. Отнимем из этой цифры женщин и мужчин, цель которых получение перспективной высокооплачиваемой работы. Зачем? Нам нужны мужчины, которых интересует дополнительный заработок в размере порядка 10 тысяч рублей. Таких наберется, пожалуй, от 1,5 до 2 миллионов человек. А теперь, зачем они нужны?

За каждой классной комнатой, которых во всех российских школах по моим приблизительным подсчетам насчитывается около 2,7 миллионов (т.е. 54000 школ в среднем по 50 классных комнат) закрепить надзирателя. Его обязанности – контроль за дисциплиной и за исполнением, как учениками, так и учителем своих обязанностей. Уж во всей то России можно найти 2,7 миллиона безработных, которые с удовольствием возьмутся за надзирательскую деятельность, оплачиваемую в размере 10 тысяч рублей. Это могут быть не только мужчины трудового возраста, но и пенсионеры, и военные в отставке (самый лучший вариант).

Я долго сомневался, стоит ли мне озвучивать свои мысли, не покажутся ли они бредовыми? Подобную практику применяли, к примеру, в некоторых британских школах, но там выделяли на одну школу буквально двух-трех вышибал, которые следили за дисциплиной. У нас такой вариант не прокатит. Достаточно будет одного «Шухер пацаны!» и все, как ни в чем не бывало.

И тут один мой хороший знакомый рассказал потрясающую вещь. Оказывается, в 19 веке в русских гимназиях существовало как раз то, что я сейчас предлагаю, а именно, в каждой классной комнате был свой надзиратель (кстати говоря, и в Царскосельском лицее, где учился Пушкин тоже). Роль надзирателей выполняли чиновники, старые солдаты, ученики старших классов и некоторые другие лица влиятельные люди:

Цитата
«Надзиратели ночью не дежурили, но в виде надзирателей, в комнаты низших классов, назначались директором, на весь курс, благонравнейшие из воспитанников последнего, 4-го класса; им даваема была и надзирательская власть над воспитанниками, они могли наказать своих подчиненных. Старшие воспитанники должны были отвечать за беспорядки подчиненных, и за это с них строго взыскивалось».

И.В Селиванов «Воспоминания о Московском коммерческом училище»


Одним словом, идея моя, возможно, старомодная, но никак не бредовая. Хотя, старомодность я, в принципе, отбросил, я не предлагаю, чтобы нынешние надзиратели, как раньше, следили за тем, какие книги читают ученики, читали перед передачей любовные письма, ходили бы по домам и проверяли, чем занимается ученик. Нет, это все уже будет нарушением прав ребенка (= дикость) и за это я ни в коей мере не ратую, но обычный контроль за дисциплиной, воспитание, от которого на официальной уровне чиновники освободили наших учителей должны быть.

Старшеклассники, чиновники – сейчас это уже не про нас, а вот старые солдаты, которые являются наилучшим примером дисциплины и пенсионеры, находящиеся в хорошей физической форме – это вариант вполне идеальный. Многие из них хотят работать, но негде, а дома тоска смертная. Это на тот случай, если безработная рабочая сила потребуется в других отраслях, которые в ней ой как нуждаются.

По сути, воплотить эту идею в жизнь не так уж сложно. Власти каждого российского города при желании смогли бы обеспечить все свои школы надзирателями в месячный срок. Обеспечить двухнедельную профессиональную подготовку, где были бы озвучены все права и обязанности, а также методы работы на примере рассмотрения конкретных ситуаций, устроить на работу и исправно платить 10 тысяч рублей в месяц. Вот и все! Не такая это большая проблема.

Я заранее хочу обратиться к учителям, что я также ратую и за повышение учительской зарплаты и этот вопрос со счетов не скидываю, но поскольку тема иная, я не касаюсь сейчас этого вопроса.

И не надо вопить властям, что лишних 30 миллионов на всю страну (да, собственно, даже меньше, потому что 10 тысяч – это больше по московским расценкам, а в регионах в два раза меньше) – это неподъемная сумма. Чиновники жалуются на то, что молодое поколение стало бесконтрольным, деградирует и это заставляет с ужасом ожидать будущее страны. Так в чем проблема? Контроль, воспитание и в то же время без нарушения прав ребенка вы получите то, на отсутствие чего так жалобно сетуете. В противном случае, мне хотелось бы узнать, какими методами чиновники собираются искоренять беспредел (не во всех), но во многих российских школах?

Спасибо вам, если вы все это прочитали! И мне очень хотелось бы услышать мнение и родителей, и учеников, и учителей. Возможно, вместе мы даже найдем оптимальное решение проблемы и заявим о нем в соответствующие органы. А там уже кто знает!

	

14 комментариев

Юлия Астахова

14.01.2010 12:28:37 #

		

вот только в далекие времена видать не так было развито право.

А теперь, если поднимешь руку на ребенка - можно и под суд загреметь.

Впрочем, зверства со стороны учителей, оскорбления и прочее тоже имеют место быть. ответить

	

Марк Орлов

14.01.2010 12:48:57 #

		
Как раз для этого и нужны будут двухнедельные интенсивные тренинги, на которых необходимо будет досканально проинструктировать надзирателей, что они делать вправе, а что нет. Их основная задача - контроль и заявление в соответсвующие органы в случае нарушений, раз сами учителя и ученики не способны этого сделать.

И контроль будет идти, как за учителями, так и за учениками, а не однобокий. Это позволит убить двух зайцев одновременно. ответить

	

Юлия Астахова

14.01.2010 13:20:38 #

		
надо в законодательной базе покопаться прежде чем такие тренинги предлагать ответить

	

Марк Орлов

14.01.2010 13:32:15 #

		
Законодательная база у меня под рукой. А что именно тебя смущает здесь? То, что работа надзирателей полностью исключает рукоприкладство, я уже сказал. Контроль за дисциплиной абсолютно законен. ответить

	

Иван Князев

14.01.2010 16:13:42 #

		
идея грейт, а реализация под сомнением! но смысл есть в сказанном! без сомнения ответить

	

		
Категорически согласна с Ваней.
Марк, эту классную идею переслать нужно в соответствующие органы. Как ты на это смотришь?
У меня тоже есть одна мысль и она гораздо проще но не менее эффективна.
Все знают, что учителя периодически в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации. Мое предложение в том, чтобы проводить эти курсы в тренинговом режиме, чтобы разбирались такие примеры, как себя вести в таких ситуациях. В большинстве школ что происходит? Многие учителя говорят примерно так - "Не сделаешь уроки - вызову маму", "Будешь себя плохо вести - пожалуюсь директору". Т.е. сами они редко берутся решать проблему. Ведь в институтах обычно учат тому, как учить и правильно объяснить тему. А как наладить дисциплину и как вести себя в разных ситуациях - не учат. Те учителя, которых мы называем "от Бога" или "талантливыми" как-то сами интуитивно учатся это делать. А как быть простым учителям? Так что предлагаю в курсе повышения квалификации создавать искусственно проблемные ситуации и пробовать их решать, изучать дополнительную литературу, например психологию конфликта, книги по ведению переговоров, учить учителей применять игровые технологии, минимум лекций и объяснений, максимум практики. Потому что когда ученик занят практической задачей, у него меньше времени на всякие выходки, плюс, он лучше понимает материал.
Примерно так. ответить

	

Марк Орлов

15.01.2010 09:48:33 #

		
Я согласен, это тоже вариант. И очень хорошо, Василиса, что ты сказала об этом. Идеальный вариант получится, если объединить обе идеи в одно целое. Зачем? Причина опять же: где-то безответственность, где-то нежелание отстаивать свои права (то есть впутывать себя в юридические дела) и т.д. Поэтому нет никаких гарантий, что пройдя курс повышения квалификации педагог изменит свою позицию и свою методику преподавания. Нет гарантий, что у него получится эффективно следить за дисциплиной. Для этого и нужны будут надзиратели, которые независимо, беспристрастно смогут оценивать ситуацию и сообщать о любых нарушениях в соответствующие органы, как со стороны учителей, так и со стороны учеников. То есть суть в том, что нужны нейтралы.

P.S. Да я писал о том, что, возможно, эти мысли превратятся в проект-предложение, но пока об этом говорить еще очень рано. ответить

	

Сабиров Тимур

15.01.2010 21:45:44 #

		
Присоеденюсь к выше сказоному Ваней и Василисой!!!согласен идея интересная,но как вы думаете какова будет реакция школьников?и не думете ли вы что если даже ввели бы такую должность, то со временем когда учашиеся к ним привыкли бы, то над ними так же бы начали издеваться??? ответить

	

Марк Орлов

16.01.2010 12:03:59 #

		
Хороший вопрос, Тимур! Такая опасность, конечно, есть, но только в том случае, если набор кадров будет осуществляться по принципу "взять абы кого". Нужно определить четкие критерии, которым должен соответствовать будущий надзиратель (самый лучший пример - военный в отставке): строгость, беспристрастность, физическая сила (не для применения ее, а для устрашения), которые будут также нарабатываться на предварительных тренингах.

Более того, пока писал тебе ответ, понял, что этого на самом деле может не хватить. Поэтому мое предложение будет таким: во время исполнения своих обязанностей, т.е. на протяжении урока, надзиратель будет иметь статус лица исполнительной власти (равного милиционеру или участковому), за оскорбление или унижение достоинства (или не дай бог физическое насилие) которого ученику будет грозить серьезное наказание. Но в то же время, не имеющий права, злоупотреблять своими полномочиями. В противном случае жалоба будет поданы со стороны учителя или ученика уже на него. Как только надзиратель покидает стены школы, полномочия лица исполниельной власти уже не действуют.

Начинаем понемногу углубляться в эту тему и хорошо. Чем больше вопросов, тем лучше, что-то уберем, что-то внесем новое. ответить

	

		
Насчет издевательств над надзирателями - зависит от того, как они себя в самом начале поставят перед аудиторией. Думаю, идея хороша тем, что эти надзиратели - независимые. Они не будут принимать ни сторону учителей, ни сторону учеников, ни сторону администрации. Так называемая - нейтральная инстанция.
К тому же, они будут одинаково воздействовать и на учеников, и на учителей, т.е. пресекать всякие издевки, насмешки и пр. и у тех, и у других. ответить

	

Мавлит Толеков

17.01.2010 14:30:15 #

		
Отличная идея !!! Почему бы и не попробовать ??? ответить

	

		
Отличная идея! А ещё можно ввести своего рода штраф (для учеников и учителей) и тогда уже сами родители начнут принимать участие в воспитании своих чад, а то не воспитывают, сваливают на школу всю обязанность, а потом ещё и права качают! А так, когда устанут штрафы платить (бабло побеждает зло!) то найдут способ утихомирить своих отпрысков. А учителя... Учителя, думаю, особо не будут нарушать, так как обычно первыми нарушают тишину дети ответить

	

Марк Орлов

18.01.2010 12:59:18 #

		
Это да, согласен! Уголовный кодекс России предусматривает наказания в виде лишения свободы и штрафов за оскорбление личности и унижение достоинства человека. Это и есть те штрафы, которые ты предлагаешь. Но проблема в том, что учителя или не хотят себя загружать судебными разбирательствами или не знают, что проблему можно решить таким образом. Обязанность надзирателей как раз и будет сводиться к тому, чтобы заявить о нарушениях в милицию, прокуратуру и т.д. Вот здесь и начнутся штрафы. ответить

	

		
Вот... И я понимаю, что накладно, что те люди, которые имеют малый достаток будут сопротивляться, но... но они наконец-то утихомирят своих деток. И те учителя, которые в самом деле орут и оскорбляют учеников (а такие точно есть), тоже будут наказаны и на ту же сумму!
О! И, исходя из статистики стычек в школах, КРИЗИС в России будет побеждён! Посредством ссор, оскорблений и нарушений законов... Что-то мне кажется надо такое везде применять! А то как ещё заставить людей быть сдержанными?! ответить

	

Написать комментарий

Олимпиада по менеджменту для школьников в МГУ имени М.В.Ломоносова
Победителям и призерам Олимпиады предоставляются льготы при поступлении в МГУ имени М.В. Ломоносова и другие высшие учебные заведения Российской Федерации, принимающие участие в проведении Олимпиады.
 
IV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям
Целью Олимпиады является поиск и поощрение энтузиастов, желающих участвовать в развитии нанотехнологий в Российской Федерации. Попробовать в ней свои силы может каждый. Участие в Олимпиаде бесплатное.
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.