Прежде чем
окунуться в пучину увлекательных событий, произошедших с самым узким проливом на Земле – Малым Бельтом, я решил провести маленькое расследование.
Пролив Малый Бельт, связывающий своими водами большую часть Дании, официально признан самым узким проливом на Земле. Ширина в самой узкой его части составляет всего 500 м. Но так ли это?
Самый узкий пролив на Земле – Малый Бельт протекает между полуостровом Ютландия и островом Фюн на западе, островами Фюн и Альс на северо-западе и островами Фюн и Эрё на севере.
Малый Бельт (вид со спутника)
Достаточно просто посмотреть на карту мира, чтобы понять, что на Земле наберется десяток, а может быть, и несколько десятков или сотен более узких проливов шириной 300, 200 и даже 100 метров. Они настолько узкие, что их не видно на картах с большим масштабом.
Кто уже Малого Бельта?
Возьмем для примера Бангладеш, окаймленный с трех сторон восточной Индией. Его южная часть – это сплошные острова, разделенные маленькими проливами и крошечными «проливчиками». Их названия неизвестны и даже неизвестны названия островов, побережья которых они омывают. На крупномасштабных картах мира этих проливов просто нет. Посмотрим на карту:
На этом снимке, сделанном со спутника – несколько бангладешских островов. В выделенной области расположен пролив, ширина которого в самой узкой части чуть больше 100 м, в самой широкой части — 200 м. А теперь посмотрим на уменьшенное изображение Бангладеша в целом.
Карта Бангладеша.
Здесь не только не видно пролива, но и существенно искажены очертания крошечного островка (что, разумеется, с точки зрения геодезии допустимо к небольшим объектам). Это говорит о том, что: во-первых, Малый Бельт не является самым узким проливом на земле; а во-вторых, для того, чтобы определить такой пролив, необходимо тщательно исследовать каждый квадратный километр суши. Но это нереально. Другое дело, если говорить о судоходных проливах. Так, может быть, Малый Бельт является самым узким судоходным проливом? Ответ «нет!» на этот счет говорит Книга рекордов Гиннеса:
«Самым узким из судоходных проливов является пролив Дофути, разделяющий японские о-ва Содо и Мае. Там, где два этих острова соединены мостом, ширина пролива всего 9,93 м».
Подумать только, морские суда массово проходят по проливу, ширина которого чуть больше классной комнаты. Но, к сожалению, ни на одной карте мира, даже на самой подробной, вы не найдете этих островов, скрытых просторами Японского моря. Предположительно они являются частью архипелага Лианкур, расположенного в 87 км к юго-востоку от корейского острова Уллындо. Остров Мае мы так и не нашли, однако нашли остров Содо.
Выделенная овалом область – архипелаг Лианкур.
На обычных картах мира, поскольку там Лианкур отсутсвует, вы можете наметить его используя координаты 37°14′30″ с. ш. 131°52′00″ в. д. А вот так выглядит архипелаг Лианкур в увеличенном размере:
Острова имеют двойное название, поскольку являются
спорной территорией Южной Кореи и Японии.
Однако на нашем пути вновь несовпадение, тот ли объект мы нашли? Аргументы «за»: во-первых, название Содо (если исходить из фонетических особенностей корейского и японского языков) является чисто корейским. Но в книге Гиннеса говорится о японских островах. Значит, мы имеем дело со спорной территорией. Понятно, что двух спорных островов с одинаковым названием, в одном регионе просто не может быть. У Японии есть остров Садо, но Содо только один и в этом не может быть никаких сомнений.
Во-вторых, будь эти островки территорией, окончательно закрепленной за какой-либо одной страной (или Япония, или Корея), возможно, проливы между ними вовсе не являлись бы судоходными, поскольку они находятся посреди Японского моря и не представляют особой ценности. С таким же успехом можно было бы пройти в открытом море. Но это спорная территория и именно поэтому здесь довольно часто проходят корейские и японские патрульные суда . Вроде бы все сходится. А теперь аргумент «против». Посмотрите на следующую фотографию:
Это все тот же архипелаг Лианкур, теперь уже с высоты птичьего полета. На первом плане, судя по размерам, вероятнее всего, запечатлен остров Содо. Но мало того, что здесь нет никакого моста, о котором говорилось в Книге Гиннеса, его округа, «усеянная» рифами представляется малопригодной (я бы даже сказал, совершенно непригодной) для плавания даже небольших суден. Да, суда здесь ходят, но только между двумя самыми крупными островами: Содо и Токдо (яп. Отокодзима и Оннадзима).
Одним словом, раз пролив Дофути между островами Содо и Мае официально зарегистрирован в Книге Гиннеса как самый узкий судоходный пролив, значит это, действительно, так. Но вопрос, где же он находится точно, как выглядит этот крошечный мостик, и как там умудряются проходить корабли, для нас остается загадкой. И поскольку ни о Дофути, ни о вышеупомянутом проливе в Бангладеше, нет никакой информации, мы все же остановимся на проливе Малый Бельт, не самом узком, но самом популярном из самых узких проливов.
P.S.
Факт не касающийся темы – посмотрите на очертания, указанного стрелкой, острова.
Не знаю, как вам, но мне он явно напоминает ступню человека. Это всего лишь маленькое наблюдение, ограниченное рамками темы. Но буквально на днях я выложу в блоге свою более полную и более интересную коллекцию, в которой покажу, какие спецэффекты может применять природа к очертаниям суши.
Последние комментарии
потом скажеш что получилось?