Самый узкий пролив на Земле: датская Золушка
10 Ноя 2009

Побывав в проливе Дрейка и узнав увлекательные истории о его первооткрывателях, перемещаемся в Данию, где причаливаем у берегов Малого Бельта — самого узкого пролива в мире.

О том, насколько он узок и оправдано ли звание «самого», читайте в материале «Самый узкий пролив: уже есть куда!».

Желтая линия — пролив Малый Бельт. Ширина в самой узкой части —
500 метров.

Хроники самого узкого

Чем объяснить относительно высокую популярность Малого Бельта среди европейских проливов? Прежде всего, причина кроется в его географическом расположении, а затем уже в вытекающих из этого положения значимых исторических событиях. Конечно, это не Ла-Манш и не Гибралтарский пролив, это всего лишь «маленькое море», что в переводе с кельтского означает Малый Бельт. Однако у всех этих проливов есть одна, но очень важная миссия — соединение. Малый Бельт является одним из трех звеньев, соединяющих Северное и Балтийское моря. Два других — пролив Большой Бельт и пролив Эресунн.

Малый Бельт соединяет Северное и Балтийское моря.

Однако, несмотря на то, что раньше, да и сейчас моряки предпочитают переходить из одного моря в другое при помощи «старшего брата» пролива — Большого Бельта, «маленькое море» неоднократно принимало в свои объятия суда самых разных мастей. Яркий тому пример — походы викингов в 8—9 веках.

Маршрут викингов через датские проливы в анимации. Красным
выделен путь по Малому Бельту, белым – по Эресунну,
зеленым – по Большому Бельту.

Если вы обратили внимание, корабли викингов так и не пересекли Малый Бельт полностью. Маршрут прекратился как раз недалеко от самой узкой части пролива. Почему? Взгляните на очертания Большого Бельта: он широкий (в среднем 20 км), его берега относительно ровные, лишь с небольшими выступами суши и путь через него значительно короче, чем через Малый Бельт. Последний — полная ему противоположность. Там, где проходил корабль викингов, ширина менялась от 10 до 20 километров. Однако по мере того, как он все стремительнее продвигался на север, картина изменялась не лучшим образом. Подобно воронке, пролив сузился до 900 метров и, вероятно, в этом самом месте викинги повернули назад. Неужели они приняли Малый Бельт за реку? Да, его неспокойное течение, узкие и извилистые берега представляют определенную опасность, но для кораблей, длина которых достигает 200, 300 и более метров (но это уже габариты современных суден). Ладьи викингов в длину были не больше 30 метров и могли спокойно пройти даже в самой узкой части пролива шириной 500 м, беспрепятственно преодолевая водную «змейку».

Здесь начинается самая узкая часть пролива. Ладья викингов была
в четыре-пять раз меньше крошечного островка, выделенного
красным кругом.

В дальнейшем главными обитателями Малого Бельта стали небольшие рыболовецкие суда, а в 20 веке к ним присоединились еще и многочисленные катера, и туристические яхты. К ним мы еще вернемся, а пока...

Другой важной миссией Малого Бельта стало самопожертвование в прямом смысле этого слова. «Маленькое море» открывало с континентальной части наиболее короткий путь, вернее единственный сухопутный маршрут, в Скандинавию для Германии. Если бы не южная соседка и не ее воинственное прошлое, возможно, нам нечего было бы сейчас вам рассказать.

Во время Второй Мировой войны, в рамках европейского блицкрига (молниеносной войны) 1940 года, предпринятого фашистами, объектами захвата стали Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Франция. Одним из важнейших стратегических пунктов при продвижении немцев на север стал Малый Бельт. В то время через пролив проходил мост (ныне он называется Старый мост или по-датски Лиллебельтсбро), который был единственной сухопутной переправой с полуострова Ютландия на остров Фюн.

Старый мост через пролив Малый Бельт. Построен в 1935 году.
Ширина — 10 м. Длина — 1178 м.

Ранним утром в апреле 1940 года, с началом операции по захвату Дании, немецкий десантный батальон высадился примерно в километре от пролива (город Миддельфарт) и, не встретив ни малейшего сопротивления со стороны датчан, в считанные минуты захватил Старый мост. Если даже на захват Нидерландов (целой страны!) фашистам потребовалось всего пять дней, то мост, протяженностью чуть более километра, был просто игрушкой в руках врага. Оккупация моста означала прекращение любого железнодорожного и автомобильного сообщения между Ютландией и островной Данией. Таким образом, у датчан и союзников оставались только морские пути сообщения. Однако использовать их Дания не стала, так как тогдашний ее король Кристиан Х ввиду бессмысленности сопротивления через несколько часов после нападения подписал акт о капитуляции Дании. Интересно было бы узнать, какой поворот принял бы блицкриг, если бы Старого моста не было?

А ведь вариант с отсутствием моста мог быть вполне вероятным. Дело в том, что впервые вопрос о его строительстве был поднят в 1883 году. Однако по неизвестным причинам процесс воплощения его в реальность тормозился год за годом. Официальное решение о начале строительства было принято только в 1924 году, через 41 год. Правда, проанализировав документы, можно сказать, что столь продолжительная задержка избавила датских архитекторов от дальнейшего переоборудования моста. Изначальная задумка заключалась в прокладывании на нем только железнодорожных путей. Однако позднее (видимо, в связи с началом активного развития автомобилестроения) архитекторы приняли решение создать универсальный мост, по которому мог бы проходить и автотранспорт. 11 лет напряженной работы и, наконец, наступает исторический момент — связь между Ютландией и Фюном отныне может осуществлять сухопутными путями.

Старый мост: справа — железнодорожные пути.

В самом начале я упомянул о том, что среди моряков Малый Бельт никогда не пользовался особой популярностью. А после того, как в 1935 году построили Старый мост, к нежеланию проходить его водами добавилась еще и невозможность. Теперь под мостом могли проходить только суда, высота мачт которых не превышала 33 метров. Возможно, раньше этот показатель не был особой преградой, скажем, те же ладьи викингов, появись они к середине 20 века, могли бы совершенно спокойно пройти под мостом, оставив в запасе расстояние, как минимум, 10 метров. Но сейчас, когда мачты очень многих кораблей достигают в высоту 40 — 50 метров и более, пройти под ним просто невозможно.

В современной Дании Старый мост является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Дании, тем самым увеличивая ценность самого пролива. И дело вовсе не в красоте, с виду это самый обычный из всех обычных транспортных мостов, дело в практичности. В 2010 году датский банк планирует даже ввести в обращение новую банкноту номиналом 100 крон (500 — 550 долларов США), на лицевой стороне которой будет изображен Лиллебельтсбро.

Банкнота номиналом 100 крон: на лицевой стороне — Старый мост,
на оборотной — кинжал неолитической эпохи,
обнаруженный в Дании в 1867 году.

Вид на малый бельт со Старого моста:

Окрестности Старого моста:

Спустя пять лет после захвата (на тот момент уже освобожденной) Дании, в 1945 году в проливе Малый Бельт произошло беспрецедентное по своим масштабам событие. В здешних водах было затоплено сразу несколько кораблей с химическим оружием. 69 тысяч тонн артиллерийских снарядов, содержащих табун (нервно-паралитическое отравляющее вещество), а также 5 тысяч тонн бомб, с большим содержанием табуна и фосгена (бесцветный удушающий газ) — все это в одном маленьком проливе. По прошествии достаточно большого периода времени, Германия расчистила дно Малого Бельта от затопленных ядохимикатов. Однако, почему Германия?

В водном пространстве Дании, в том числе и в Малом Бельте, постоянно проводятся работы по углублению дна. Его минимальная глубина составляет 12 м.

В некоторых источниках говорится о том, что химическое оружие опустил на дно пролива сам Вермахт, однако, объяснений этому я так и не нашел. Почему это произошло на закате или даже после окончания войны (точная дата не известна) и почему жертвой стал Малый Бельт? С одной стороны, в 1945 году действительно проводилось массовое затопление химического оружия, но СССР и союзными войсками, включая США. Они считали, что оставшиеся на свободе фашисты могут воспользоваться не уничтоженными ядохимикатами. С другой — было принято решение затоплять химическое оружие исключительно на глубоководье, то есть в Атлантическом океане (максимальная глубина 8742 м). Как место затопления, не рассматривалось даже Балтийское море с максимальной глубиной 450 м. Правда, несмотря ни на что, большая часть химического оружия все-таки оказалась «погребенной» именно на дне Балтики. Сейчас данный факт подвергается острой критике со стороны экологов. И, исходя из этого, будет полным безрассудством предполагать, что химическое оружие было затоплено СССР и союзными войсками в Малом Бельте, максимальная глубина которого составляет всего 75 м. Но и не понятно, зачем это нужно было немцам, тем более, что воды Малого Бельта связаны с водами Кильской бухты, омывающей берега самой Германии.

Желтая область — Кильская бухта. Соединяется с Малым Бельтом.

Были в истории Малого Бельта и другие военные действия против немцев и шведов, датированные, в частности, 16 × 17 веками, однако, особой исторической важности и интереса они не представляют.

Самый узкий «по-туристски»

В 1970 году у Старого моста появился молодой конкурент — датские архитекторы соорудили Новый мост, который объединил не только Ютландию с «садом Дании», как называют датчане остров Фюн, но и объединил Германию, Данию и Швецию. Сейчас по нему проходит международная трасса Гамбург — Копенгаген — Стокгольм. Правда, если говорить о соперничестве мостов, разделенных всего несколькими километрами, то касаться это будет только автомобильных путей. Новый мост — это двусторонняя скоростная автотрасса, поэтому здесь нет ни рельс, ни, сужающих полосы, железных ограждений.

Старый и Новый мост.

Вид на Новый мост. Длина — 1700 м. Высота — 120 м. Ширина — 31,2.

Малый Бельт — пролив во многом уникальный с точки зрения природных ресурсов и ресурсов развлекательных. Каждый километр на побережье и под водой добавляет одну-две, но новые интересные детали. Прежде всего, различаются сами берега. Как в сказке, пойдешь в Ютландию, встретишь крутые склоны и огромные пастбища; пойдешь на Фюн — познаешь радость жизни в шумных портах со старинными деревянными кораблями и подводными рифами возле самого побережья; пойдешь на Эрё, превратишься в волну, переходя с одного зеленого холма на другой; ну, а если пойдешь на Альс, окажешься в лесной чаще. Разумеется, поскольку мы живем не в древние времена, леса, холмы и т. п. — это всего лишь украшение современных прибрежных городов и их окрестностей.

Побережье острова Эрё со стороны Малого Бельта.

Небольшая гавань возле Старого моста (побережье острова Фюн).

Подводные рифы Малого Бельта у побережья о. Фюн стали
настоящей находкой для дайверов.

Климат на берегах Малого Бельта, возможно, — то самое место, где находится золотая середина, когда мы говорим о перепадах температуры. Одним словом, он для тех, кто любит приятную прохладу и легкий морозец. Летом температура, как правило, держится в пределах 15—17°С, зимой — от 0 до 1°С. Помните строки Тютчева «Люблю грозу в начале мая»? Майская гроза на берегах Малого Бельта во многом схожа с майской грозой в Москве. А вообще, если вы хотите, чтобы московская весна никогда не кончалась, тогда собирайте чемоданы и прямиком к «маленькому морю». Здесь круглый год стоит московский март и май.

Правда, любителям дождей и тумана, побережья Малого Бельта могут показаться немного засушливыми, так как среднегодовое количество осадков здесь составляет всего 450 мм. То есть, получается, что сильные продолжительные дожди будут идти всего лишь около 30 дней в году. Для примера, в дождливой Москве среднегодовая норма осадков составляет от 600 до 800 мм. 

Но если вам по силам перетерпеть отсутствие частых проливных дождей, то все же стоит уделить «маленькому морю» хотя бы немного внимания, особенно, его подводной жизни. Раньше, в первой половине 19 века и на протяжении 50-х годов прошлого века, воды Малого Бельта буквально кишели морскими свинками. Корабли переходили из Балтийского моря в Северное — Большим Бельтом, а морские свинки — Малым. И все было ничего, если бы не рыболовецкие суда, упрямо следовавшие по «маленькому морю». Ежегодно во время миграции морских свинок, датские рыбаки вылавливали их по несколько сотен голов, в результате чего популяция этих животных в проливе резко сократилась. Целью браконьеров была добыча натурального меха. Сейчас морские свинки Малого Бельта превратились в живой «раритет».

Гордостью подводного «маленького моря» является крупная камбала, вес которой здесь может достигать 3,7 кг. Это, конечно, не самый крупный экземпляр. К примеру, в Черном море водится уникальная разновидность камбалы весом 10 и даже 15 килограмм. Однако для обычной камбалы почти четыре килограмма веса — это явление относительно не частое.

Камбала на дне Малого Бельта.

Славится также форель, обитающая в водах Малого Бельта. Если масса одной «стандартной» форели, как правило, составляет не более 1,5 кг, то в Малом Бельте не редкость — особи массой до 12 кг. Это, опять же, не самый, но один из самых больших экземпляров в мире.

Вот такой он, Малый Бельт.

Счастливых путешествий на «Планете школ» по планете Земля!!!

Статьи по теме

5 комментариев


		
Класс! :-) В очередной раз Марк радует Планетчиков! :-) ответить

	

Марк Орлов

11.11.2009 13:56:41 #

		
Спасибо, Екатерина! Хорошо, что радует))) Хочу дать небольшой анонс: в следующий вторник нас ожидает встреча с индейцами, а если быть точнее, то с самой длинной рекой на Земле. Вопрос на засыпку: что это за река?))) ответить

	

ZZ Zanoza v Z...

13.11.2009 07:46:01 #

		
Вау! Классно!
Вроде индейцы плюс самая длинная река равняется Амазонка. Урррааа!!! Обожаю индейцев! Жду с нетерпением!
Ммм... а про самую широкую реку будет?
ответить

	

Марк Орлов

13.11.2009 11:06:14 #

		
Цитата
ZZ Zanoza v Z... пишет:
Вау! Классно!
Вроде индейцы плюс самая длинная река равняется Амазонка. Урррааа!!! Обожаю индейцев! Жду с нетерпением!
Ммм... а про самую широкую реку будет?


Спасибо!!! Совершенно верно - Амазонка! Вам +100!!! Да, конечно, о самой широкой реке, Ла-Плата, я обязательно расскажу через несколько материалов. Правда, к сожалению, под вопросом пока самая узкая река, дело в том, что так же как и с проливом - определить, какая из сотен тысяч является самой узкой очень сложно и на это потребуется вся жизнь. Но кто знает)))
ответить

	
no user photo

Любовь

06.12.2009 18:25:00 #

		
Огро-о-о-мное спасибо!!!Столько нужного и интересного! ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.