|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сологуб
Обычно в творчестве поэта легко проследить изменение формальных навыков. Разнятся темпы таких изменений: у некоторых поэтов медленнее, у других быстрее; у одного и того же поэта смены происходят в разные периоды с неодинаковой скоростью. Разнятся и направления, в которых совершается эволюция формы: один поэт идет от сложности к простоте, другой от простоты к сложности; одни расширяют словарь свой, другие суживают; одни модернизируют свои приемы, другие архаизируют; одни поэты становятся самостоятельны после ряда по-дражаний, другие (это случается совсем не так редко, как принято думать) - напротив, утрачивают самостоятельность и делаются подражателями. Я намечаю лишь для примера самые основные линии творческих путей. В действительности, конечно, их несравненно больше, и главное - они несравненно сложнее. Каждая поэтическая судьба представляет собою единственный и неповторимый случай поэтического развития. Впрочем, все это, разумеется, слишком общеизвестно, и я бы не стал говорить об этом, если бы не то обстоятельство, что поэзия Сологуба мне кажется едва ли не исключительным случаем, когда проследить эволюцию формы почти невозможно. По-видимому, она почти отсутствует. Сейчас нам известны стихи Сологуба за сорок лет.
[Скачать в формате MS Word] |
|
Стихи
Есть что-то мистическое как в поэзии Мирры Лохвицкой, так и в ее судьбе. Это было замечено сразу после ее смерти. Молодою ждала умереть, И она умерла молодой писал Игорь Северянин, перифразируя известные ее строки. Мистикой проникнуто и само ее имя Мирра. Вообще-то ее звали Марией, Миррой она стала только в юности почему, точно неизвестно...
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
Стихи
А все-таки—почему? Как случилось, что Александр Михайлович Гликберг, сынпровинциального провизора, родившийся в Одессе, детство проведший в Белой Церкви, а отрочество, юность и значительную часть молодости в Житомире,переехав в столичный город Петербург, стал знаменитым писателем Сашей Черным? И почему именно Черным, а не Белым? Белый в литературе уже был. Андрей Белый к тому времени был хорошо известенкак символист, то есть поэт, весьма далекий от проблем не только Житомира,но и самого Петербурга. А поэт Александр Гликберг был близок к этимпроблемам. Так, может быть, для контраста с возвышенным — Андрей Белый, —это приземленное, будничное, не из книг, а из житейских разговоров: Саша Черный? «Это ты, Саша? Ну, что скажешь? Мы тебя слушаем»...
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
Стихи
Творчество Осипа Мандельштама принято относить к поэзии Серебряного века. Эта эпоха отличалась своей сложной политической и общественной ситуацией. Как и каждый из поэтов Серебряного века, Мандельштам пытался мучительно найти выход из тупика, создавшегося на рубеже веков.
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
Стихи
Русский поэт. Последние четыре года жизни формально советский. Единственный из великих поэтов Серебряного века, казненный Советской властью по приговору суда.
В излюбленном его мире царит солнце ослепительное и всепоглощающее. С первого опубликованного стиха (1902 год, Тифлисский листок) до пистолетной вспышки последнего мгновенья огненным столпом проходит через тексты свет беспощадный, свет слепой. Гумилевское солнце первоначально загорается от рассыпанных искр Константина Бальмонта, которым юный Гумилев увлечен. У самого Гумилева солнце не столько греет, светит и радует, сколько прожигает мир насквозь...
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
Стихи
Лирическому сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия - неустанная погоня за мигами красоты. В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как правило мимолетны и неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его сознании той или иной гранью реальности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство, своеобразную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.
Основой лирики он считал "магию слов", под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой позиции - неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы.
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
Стихи
Никто до Анны Ахматовой не писал о любви так пронзительно откровенно и просто. Ее поэзия столь совершенна, что даже небольшое стихотворение передает целый любовный роман.
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
Стихи
Асеев - один из лучших современных мастеров стиха. Асеев напевнее и лиричнее Маяковского, хотя нередко пользуется ораторским синтаксисом и лозунговостью последнего. Сам Асеев говорит о своих стихах как «о напеве» (Полярное путешествие), а Свердловскую бурю начинает признанием: Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути.
[Скачать в формате MS Word] |
|
|
|
Цветаева
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…" Эти слова совсем еще юной Марины Цветаевой оказались пророческими - ее стихи обрели и популярность, и признание. Жизнь и стихи Марины Цветаевой неразделимы. От первых рифмовок годовалой девочки до "Ничего не записываю" в предсмертном дневнике.
[Скачать в формате MS Word] |
|