Домашняя работа вызывает стресс
10 Окт 2008

Поступление в школу является наиважнейшим моментом в жизни ребенка. С этого момента ребенок завершает этап своей жизни под названием «детство» и делает первые шаги в новый мир под названием «взрослая жизнь». И изменения, которым подвергается жизнь ребенка, весьма внушительны — это и новый распорядок дня, и огромное количество новых, ранее неизвестных событий и лиц. Не удивительно, что большинство школьников, начиная с младших классов, начинают испытывать стресс. Причиной стресса может послужить практически все: непонимание учителей, ссоры с друзьями, постоянный прессинг со стороны родителей, огромная учебная нагрузка.

Так что же такое стресс и почему он возникает?

Стресс — это ответ организма на любое интенсивное физическое, эмоциональное или ментальное воздействие. Общими признаками стресса являются: нарушение режима сна, усталость, раздражительность, нерегулярные приемы пищи, увеличенная подверженность инфекциям, невозможность сконцентрироваться. Кроме этого, исследования показали, что в случае стресса может уменьшиться способность ребенка к запоминанию. А исследования на магниторезонансных томографах установили, что в условиях хронического стресса может наблюдаться атрофия отельных участков мозга.

Скептики спросят — почему стресс должен вредить школьникам и снижать их производительность в классе. Их заявления основываются на том факте, что ситуации, провоцирующие стресс, — часть ежедневной жизни студентов, и как всем людям, ученикам нужно учиться это преодолевать.

Возьмем хоть саму идею «домашней работы» — она направлена на обучение школьников тому, как надо учиться. В первом классе вся домашняя работа объясняется на уроке, а дома школьнику остается только повторить пройденный на уроке материал. Во втором классе домашнее задание полностью разбирается на уроке, в третьем учитель останавливается на самых важных моментах, в четвертом классе, при разборе домашнего задания, учитель лишь отвечает на вопросы учеников. Таким образом, к концу обучения в начальной школе ребенок способен подготовиться к уроку самостоятельно, без помощи взрослых. Без сформированного умения самостоятельно работать, дети среднего звена школы просто не справятся с дальнейшими программными требованиями.

Однако ассоциация учителей и лекторов Великобритании установила, что выполнение домашней работы вызывает слишком сильный стресс у учеников младших классов. Помимо этого, количество часов, проведенных за выполнением домашней работы, никак не сказывается на оценках. Оптимальным количеством времени для выполнения домашнего задания для школьников 9—10 лет является один час в неделю, а для школьников 10—11 лет — три-четыре часа в неделю. Если сравнить эти цифры с реалиями российской системы образования, то перед нами предстает достаточно страшная картина — среднестатистический российский школьник 9—11 лет тратит около трех часов каждый день на выполнение домашнего задания. Это, конечно же, можно объяснить различием британской и российской систем образования. В то время как в Британии ученики младших классов тратят большинство своего времени на обучение навыкам письма, чтения и счета, то в России, уже в первом классе, школьное расписание включает в себя около десятка дисциплин в год. Следовательно, российский школьник должен выполнять домашние задания по двум-трем предметам в день.

Со временем, школьная нагрузка школьника увеличивается в геометрической прогрессии, и к средней школе количество предметов в год достигает пятнадцати, что означает, что каждый день школьник должен делать домашнее задание по 2—5 дисциплинам. А в старших классах, это число возрастает до 4—7 уроков в день.

Большинство предметов в старших классах проходят всего лишь раз или два в неделю, и поэтому ученики старших классов, в большинстве случаев, подходят к выполнению домашнего задания избирательно. Зачастую, они «забивают» на одни и те же предметы, которые представляются им менее интересными. Результатом будет то, что школьник будет развиваться в одном направлении, совершенно не обращая внимания на другие предметы. И это не потому, что школьник совершенно не интересуется этой областью, это просто потому, что у него не всегда хватает времени на выполнение заданий и изучение материала. В отличие от западных систем образования, где у учеников есть возможность выбора предметов, которые они хотели бы изучать, в России старшеклассники обязаны изучать по 17—20 предметов в год.

Стресс является неотъемлемой частью школьной жизни. Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности — симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

Как определить, что ребенок перегружен?

  • Следует обратить внимание на выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться отношения с взрослыми и сверстниками.
  • Нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; проблемы с засыпанием).
  • Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания «все надоело, устал» и т.п.
  • Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  • У некоторых «младшеклассников» переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение — следствие нервного перевозбуждения.
  • Крайние проявления со стороны нервной системы — такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка ранее.

Следствие перегрузок — не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки («не справляюсь — значит, неспособный»).

Что могут сделать родители?

  • Постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении;
  • Не пытаться полностью оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым и понимающим, где он может найти поддержку;
  • Оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);
  • Научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у каждого индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, медитация, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе — например, в книге Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс».

Статьи по теме

  • Спасти и сохранить
  • Школьные знания языком цифр
  • 1 сентября под знаком «плюс»

1 комментарий

ответить

barbaris

10.10.2008 20:10:44
у вас вообще че-нить веселое бывает или нет? ;-)

			

Написать комментарий


		
Международный литературный конкурс "Русская Премия"
«Русская Премия» будет присуждена в трех номинациях: «крупная проза» (повести и романы), «малая проза» (повести и сборники рассказов) и поэзия. Победитель в каждой номинации получит премию в размере 5000 долларов США.
 
Всероссийский конкурс СМИ "PRO Образование"
К участию в конкурсе приглашаются журналисты (в том числе и внештатные) средств массовой информации, а также средства массовой информации, зарегистрированные на территории России. На конкурс предоставляются материалы, опубликованные или вышедшие в эфир в 2008 году.
Премия «Лучший экологический проект года»
Премия присваивается юридическим и физическим лицам – резидентам Российской Федерации: коммерческим и общественным организациям, научно-исследовательским институтам, ученым, изобретателям, высшим учебным заведениям, журналистам, студентам, аспирантам и экспертам.
 
Стипендии на стажировку во Франции
Стажировки на срок от двух недель до четырех месяцев предлагаются студентам и специалистам с высшим образованием, желающим повысить квалификацию в сфере своей профессиональный деятельности.