Глупости про… Выпуск 2. Музыка
28 Май 2009

Отличных всем каникул! Мы начинаем вторую серию сериала «Глупости про...». На этот раз в кадре — музыка и все, что с ней связано. Вы узнаете, как и где говорят на языке нот, как построить «музыкальный» монумент, а заодно — восьмой в мире по высоте памятник, и еще — какие секреты скрывают смычковые струнные инструменты...

№ 1: про язык нот

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для нас, за исключением фасоли (фа+соль = фасоль), это просто обозначение нот. Однако итальянцы при помощи этих семи коротеньких словечек могут при желании беседовать на совершенно незаурядные темы. Примеры и доказательства после, а пока вспомним интересный исторический факт.

В 1817 году Жан Франсуа Сюдр, рядовой французский музыкант с консерваторским образованием, изобрел на основе названий семи нот универсальный искусственный язык. Идея создания такого языка преследовала Сюдра не один год. В один прекрасный день чудо свершилось. Однако творческий поиск не прекратился: на усовершенствование изобретенного им языка композитору пришлось потратить практически все оставшиеся 45 лет своей жизни. Только в 1850-60-х годах Сюдр добился признания своего ноу-хау среди французов и мировой общественности.

Язык решили назвать просто — «сольресоль». Его рассматривали в качестве альтернативы эсперанто, однако вытеснить своего соперника сольресолю так и не удалось.

На языке сольресоль фраза, к примеру, «Я тебя люблю» звучала как «Доре миляси доми»: я — доре, ты — доми, любить — миляси. «Хороший день» — «Фаля дореми»: фаля — хороший, дореми — день.

А теперь теми же словами, но поговорим уже на реальном, итальянском, языке.

Doré mi fa si sola (доре ми фа си солля). В переводе на русский это означает «Золотистый цвет делает меня такой одинокой»...

Soldo fa soldo (сольдо фа сольдо). Так звучит на итальянском пресловутая шутка экономистов: «Деньги делают деньги», или «Деньги идут к деньгам».

Mila di dollari é soldo (миля ди доляр´е сольдо). В переводе на русский — «Тысяча долларов — это деньги».

Таким образом, можно перевести практически любое музыкальное произведение. Конечно, не всегда получается связный смысл, но даже в бредовом наборе слов можно отыскать что-нибудь интересное.

Мы решили перевести несколько первых тактов «Лунной сонаты» Бетховена для правой руки. И вот что получилось (с поправкой на небольшие неточности грамматики).

«Soldo mi, soldo mi, soldo mi, soldo mi, soldo mi, soldo mi, soldo mi, soldo mi. La domi, la domi, la re falla. Re fa sole, si fa sole. Domi. Soldo re fa, si re. Mi soldo, soldo mi, soldo mi, soldo mi».

«Деньги мне, деньги мне, деньги мне, деньги мне, деньги мне, деньги мне, деньги мне, деньги мне. Там купола, там купола, там король совершает ошибку. Король светит солнцем, он превращается в солнце. Купола. Король делает деньги, именно король. Деньги мне, деньги мне, деньги мне, деньги мне».

На первый взгляд — полнейшая бессмыслица, отдаленно напоминающая разве что скороговорку гадалки. Однако если все-таки поискать логическое истолкование, то можно вспомнить прозвище французского короля Людовика XIV — Король-Солнце, которое на итальянском звучит как «Re sole» (ре соль). Что же означают слова «Король светит солнцем, он превращается в солнце»? В юности Людовик танцевал в балетах театра «Пале-Рояль». Это были небольшие представления во время карнавалов эпохи барокко. Среди ролей, которые исполнял юный король, известны аллегорический образ восходящего солнца и древнегреческий бог Солнца — Аполлон.

«Деньги мне» вполне можно истолковать как подтверждение безграничной жадности Короля-Солнце. Постоянные военные кампании против соседних государств и областей требовали немалых затрат, и Людовик решил использовать самый легкий способ пополнения казны — увеличение налогов. Таким образом, практически все деньги населения отходили государству. А поскольку широко известна историческая фраза Людовика «Государство — это я», то и выходит, что «Деньги государству» означает именно то, что мы и получили: «Деньги — мне!».

Ситуацию с налогами и военную политику Короля-Солнце можно расценивать и как его главную ошибку («там король совершает ошибку»). К закату Великого века, как называли время правления Людовика XIV, экономика Франции рухнула и население обнищало.

Единственная загадка, на которую мы не смогли найти ответа, — «купола». С именем Людовика XIV связана история появления только одного купола — на Доме инвалидов в Париже. Однако об этом сооружении можно сказать лишь то, что оно является главной заслугой Людовика и наиболее значительным архитектурным сооружением периода его правления.

Под куполом центрального Собора инвалидов перезахоронен Наполеон Бонапарт.

Вот так и получается, что «Лунная соната», согласно нашему исследованию, — вовсе не Лунная, а Солнечная...

Если эта игра с языком нот вас заинтересовала, вы можете ознакомиться с небольшим нотным словариком здесь и попробовать сделать свой собственный перевод любого музыкального произведения.

№ 2: про то, как построить музей

Сегодня, когда удивить обычной архитектурой практически невозможно, мы предлагаем свой собственный проект, который мог бы стать рекордсменом среди самых забавных памятников мира. Главные задачи — восьмой в мире показатель по высоте, нестандартность и небольшие затраты. Главный вопрос — как это сделать? Об этом — прямо сейчас.

Что можно назвать главной визитной карточкой России в классической музыке? Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова. Сегодня в его составе насчитывается более ста музыкантов, играющих на 15 видах музыкальных инструментов. Соответственно, общее количество инструментов также переваливает за сотню.

Итак, начинаем строительство «музыкального» монумента в честь Государственного симфонического оркестра. Фундаментом нам послужит одинокое фортепиано (120 см в высоту), а далее, чередуя между собой и меняя угол, выстраиваем 31 скрипку (каждая 41 см), 13 альтов (45 см), 12 виолончелей (120 см), 8 контрабасов (190 см), 4 флейты (35 см), 4 гобоя (60 см), 4 кларнета (68 см), 4 фагота (230 см), 5 валторн (60 см), 5 труб (50 см), 3 тромбона (60 см), 1 тубу (107 см), 1 арфу (185 см), 5 ударных (~120 см). В итоге получаем сооружение высотой в 76,5 метра.

Такой «музыкальный» монумент проиграл бы в высоте волгоградской скульптуре «Родина-мать зовет», возвышающейся над Мамаевым курганом на 84 метра, однако статую Будды Майтрейи в китайском городе Лэшань сместил бы с восьмой строчки на девятую, — ведь ее высота составляет всего 71 метр...

№ 3: про струнные инструменты

Приходилось вам когда-нибудь спрашивать себя, что означают две зеркально расположенные эфы (f) на корпусе смычковых струнных инструментов? Конечно, можно ограничиться скучно-обоснованным ответом, что это просто резонаторные отверстия, обеспечивающие колебания звуковых волн. Однако почему они вырезаются именно в форме буквы f? 

Мы нашли собственный ответ на этот вопрос.

Традиционно буква f еще со времен повсеместного распространения латыни являлась сокращенным обозначением женского рода — femininum. Вырезанная на корпусе инструмента, она указывает нам на некое наличие женского начала. Но что бы это могло обозначать? Продолжаем поиски.

На всех смычковых струнных инструментах находится четыре струны — ни больше, ни меньше. Вспоминаем четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля. Каждую из них можно отождествить с четырьмя типами человеческого темперамента: огонь — холерик, вода — сангвиник, воздух — флегматик, земля — меланхолик. Теперь соединяем полученные данные. У нас имеются: буква f, указывающая на женское начало, и четыре струны, характеризующие четыре типа темперамента. Это наводит на мысль о том, что смычковые струнные инструменты представляют собой модель зарождения жизни. Буква f — это утроба матери, в которой формируется тот или иной темперамент, то есть та или иная струна.

Однако для полного доказательства этого недостаточно.

Обратите внимание на то, куда направлены струны. Они идут вдоль грифа, на конце которого расположены колки. А теперь внимательно всмотритесь в завиток в виде ракушки на конце грифа. По форме он похож на человеческое ухо. А ухо наше, согласно анатомии, в точности повторяет форму человеческого эмбриона!

Таким образом, мы «прочитали» на смычковых струнных инструментах схему зарождения жизни: верхняя дека — это утроба матери, ракушкообразный конец грифа — эмбрион, четыре струны, проходящие от «утробы» к «эмбриону» -типы темперамента, передаваемого от матери ребенку... Вот это открытие! Может, стоит более внимательно приглядеться и к фаготу с кларнетом?..

На этом завершим наш второй выпуск сериала «Глупости про...». Мы продолжаем поиск необычных истин в обычных предметах и явлениях. Ждите очередных результатов!

Статьи по теме

2 комментария

no guest photo

Гость

28.05.2009 17:15:32 #

		
Офигеть... автор вы че Шерлок Холмс или Пуаро? Вы случайно криминалистикой не занимаетесь? ответить

	

Марк Орлов

28.05.2009 17:27:34 #

		
Нет, Гость, я не Холмс и не Пуаро... и даже не с Петровки 38))). Просто по долгу профессии приходится замечать и анализировать многие вещи. Попробуйте и вы, у вас обязательно получится, а свои находки вы можете присылать нам и мы их обязательно опубликуем. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.