ЕГЭ-2010. Коварные слова
24 Авг 2010

В своем личном блоге преподаватель описывает свои впечатления после проверки работ по ЕГЭ:

«Сегодня весь день проверяла ЕГЭ по русскому языку... дети написали ТАКОЕ... Предлагаю вашему вниманию отдельные перлы. Может быть, кому-то они не покажутся смешными, но — на вкус и цвет... Как было верно подмечено в одном из сочинений, «для кого-то прекрасное — это "The Телки" Минаева, а для кого-то — "Тихий Дон" Тургенева» :)

Что могу сказать? В прошлом году мне достались сочинения, написанные по замечательному тексту о том, как класс сбежал с урока химии. Читать такие работы было одно удовольствие: чувствовалось, что тема нашла живой эмоциональный отклик в душе каждого выпускника :) А нынче... Исходный текст был, мягко говоря, сложноват для одиннадцатиклассников: отрывок посвящен так называемой «нравственной брезгливости».

Один из выпускников честно признался в своем сочинении: «С проблемой брезгливости, которую я так и не понял, нужно бороться». Не знаю насчет проблемы брезгливости, а с текстом Искандера школьникам пришлось побороться основательно.

Во-первых, в сочинениях основательно досталось автору (Фазилю Искандеру):

«Автор подбирается к основной теме через вопрос нравственной брезгливости».

«Автор данного текста утверждает, что брезгливость — это плот цивилизации и культуры».

«Этот очерк — крик души Ф. Искандера, он ни к чему не призывает, но самопроизвольно задумываешься».

Некоторые считали, что мог бы Искандер написать о чем-нибудь другом, «ведь есть много других тем: взаимствование иностранных слов, концеляриты, вандализм».

Во-вторых, в исходном отрывке встретились коварные выражения «Евангелие» и «брезговать»: школьникам потребовалось немало труда, чтобы в своих текстах поставить эти слова в нужную форму. Вариантов получилось... не сосчитать:

«Евангелем»;

«проводя ассоциативный ряд с Еванглие и Иудой»;

«Так, например, Евангелия, упомянутая в тексте, на самом деле является массовой культурой, так как она понятна и доступна широким массам».

«Я думаю, что каждый человек может брезгать, но когда он смотрит на общество, то понимает, что надо делать так же, как остальные.

«... и раньше я очень брезгал стольных тряпок, пока не начал работать в кафе».

«Во время Второй Мировой войны никто ничем не брезгал, и я хочу, чтоб и щас не брезгали и не внушали себе всякую ерунду в голову».

«Человек брезгует человека, отсюда следует конфликт, один конфликт за собой ничего не ведет, но стоит группе людей проявить неуважением к другой, развивается скандал».

«Особоопасных преступников, жертвами которых стали уже десятки людей, можно считать отклонившимися от религии, но мы не можем их, грубо говоря, не брезговать».

В-третьих, немало интересного было сказано в адрес современной молодежи (и общества в целом):

«Молодежь теперь разговаривает матом, книги печатают непечатные статьи, телевидение выпускает на эфир запрещенные программы».

«Основная масса людей доходит медленно или вообще не доходит».

«Например, некоторые люди, подростки, приходя с гулянки и садясь за стол, забывают или даже не горят желанием вымыть руки».

«В наше время невозможно представить жизнь без глупых книг, средств массовой информации, озабоченных телепередач».

«Как может развиваться этическая сторона людей, если государство не заботится об этом?»

«Наше поколение считает театр в какой-то мере даже позорным местом.»

«К примеру, городские жители. Они имеют возможность в разнообразных музеях, театрах, читать какие-либо редкие книги, но не всегда этим пользуются».

«Каждый день, идя со школы или с работы, мы видим, как увядает наше общество».

«Люди напичканы всякой пакостью, которая встречает нас с улыбкой на страничках газет и на электронных страницах».

«Развитие ума человека вырвалось вперед и грозит человеку гибелью».

«А если честно — все зависит от родителей. Как приучат ребенка — такой он и будет, культурный или технический».

«Технические возможности приводят к ликвидации человеческого ума».

«Развиваются средства массовой информации, из-за этого молодежь не склонна к рассуждениям, за них отвечает интернет».

«Каждое утро люди получают стог информации».

«Подводя итог, я хотела бы сказать, что в развитии цивилизации не культура виновата, а общество».

«Ведь мы постоянно сталкиваемся с брезгливыми людьми. Каждый раз даже в простом транспортном средстве. Возьмем к примеру троллейбус».

«Я полагаю так, что люди должны больше знать и понимать друг друга, тогда они не станут бояться пользоваться чужими вещами, и мы перестанем бояться невидимого врага».

«К тому же если человек духовен из нутри, он может сказать о бескольтурье с той самой нравственной брезгливостью».

«Многие ответили, что культура и цевилизация очень влияют на наши этнические нормы...»

«С возрастом человека понимается, насколько он культурный, показывая свое нутро».

«Культура расширивает наш кругозор».

«Через много лет даже культурные люди перестанут пользоваться культурой».

В общем, «детские умы прорезиниваются», а Искандеру этим текстом удалось нанести существенный «урон дедской психике».

Еще немного перлов. Сборная солянка:

«Эту проблему поднимают в своих трудах многие философы, например, Маркс, Энгельс, Гете, и большинство из них утверждает, что золотой век, который был рассвет духовных качеств человека и культуры, уже прошел. Дак что же получается, что общество регрессирует?»

«Вспомним начальную стадию творчества поэтов. Оно было поначалу известно только в узких кругах. А у некоторых до широких масс и вовсе не доходит».

«Джульетта благодаря своему воспитанию покончила жизнь самоубийством после смерти возлюбленного».

«И лишь улыбка Монолизы может спасти их от неминуемой гибели цивилизации».

«Редко увидишь тех, кто слушает Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву».

«Описание березы проходит с высокой художественной точностью».

«Тем не менее все поэты сопоставляют человека в слиянии с природой».

Вообще очень интересно было читать сочинения: эти школьники в сентябре придут учиться к нам в университет. Хоть буду знать, к чему готовиться. Ведь «еще древнегреческие философы и мыслители говорили: "Скажи мне что-нибудь, чтобы я тебя узнал" :)»

Материалы по теме

Статьи по теме

2 комментария

no guest photo

Гость

26.06.2009 17:18:27 #

		
Перлы они конечно еще те... но мне кажется, самое главное, что за ошибками скрываются отнюдь не глупые мысли ответить

	
no user photo

Гость 2

17.02.2010 13:39:31 #

		
очень интересно )) А у нас в школе сегодня проводился пробный экзамен по русскому языку, мне тоже пришлось писать сочинение на эту тему.. Получилось неплохо, но тема, и вправду не из легких... ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.