fund.potanin.ru Комплексный рейтинг ведущих российских вузов
6 Окт 2009

Благотворительный фонд В. Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей. Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2007/08 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие 14 157 отличников и 333 преподавателя. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.

Высшие позиции рейтинга заняли:

Полностью рейтинг опубликован на www.fond.potanin.ru

К конкурсным отборам допускались студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии, т. е. те, которых сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора был не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап — тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники — проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур — ролевые игры — выявлял лидерские и организаторские качества соискателей.

По завершении конкурсных отборов последовательно в первом полугодии в западной части и во втором — в восточной части страны, Благотворительный фонд проводит Зимнюю и Летнюю школы. Участниками Школ становятся самые активные стипендиаты, которые были готовы стать волонтерами и реализовать свои инициативы по направлениям: студенческое самоуправление; студенческие научные общества и развитие профессиональных компетенций; общественно-полезная деятельность. Состав участников Школ формируется по результатам конкурса проектных заявок, присланных стипендиатами — Фонд приглашает авторов лучших из них. По условиям программы, лучшие проекты, разработанные на Школах и прошедшие публичную защиту, Фонд поддерживаются грантами.

В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы, в числе которых были и научно-популярные лекции. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась в пропорции: 40% — мнение студентов и 60% — экспертное заключение. При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.

В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес:

  • данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36 %);
  • данные по итогам второго тура — ролевых игр среди студентов (18 %);
  • конкурс грантов для молодых преподавателей (40 %);
  • оценки проектной активности стипендиатов на основании присланных заявок на участие в Зимней и Летней школах (6 %).

Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок.

Комментарии к рейтингу

1.  О чем свидетельствует высокая преподавательская оценка.

Самые высокие преподавательские баллы оказались у вузов:

Как правило, высокие места в рейтинге у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают Советы молодых ученых.

2.О чем свидетельствует студенческая оценка первого дня (тестирование).

Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты следующих вузов:

На тестирование допускаются отличники за две последние сессии. Тест является единым для всех вузов и состоит из 80 вопросов. Из них 20 вопросов — на эрудицию, 60 — на пространственный, речевой и логико-математический виды интеллекта. Позиция вуза в рейтинге зависит от общего уровня интеллекта и эрудиции обучающихся там отличников. Это может также свидетельствовать об уровне требований к студентам в том или ином вузе.

3. О чем свидетельствует совокупность баллов ролевого тура отборов и баллов проектной активности стипендиатов.

В соответствии с рейтингом, самые активные отличники учатся в:

  • Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (4,09);
  • Курском государственном медицинском университете (3,97);
  • Воронежском государственном университете (3,95);
  • Белгородском государственном университет (3,92);
  • Новосибирском государственном техническом университете (3,88);
  • Новосибирском государственном университете (3,86);
  • Тверском государственном университете (3,85);
  • Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул (3,84);
  • Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (3,82).

Самые высокие совокупные баллы оказались у студентов лучших региональных вузов. Это говорит об их восприимчивости к новому, более активной жизненной позиции в сравнении со студентами столичных вузов, желанию развиваться самим и развивать мир вокруг себя. Таким образом, это свидетельствует об их высокой конкурентоспособности после окончания вуза.

Данный рейтинг Благотворительный фонд В.Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов-участников программы на 2009/10 учебный год.

В составлении рейтинга принимал участие главный специалист журнала «Эксперт» Ю. Полунин. Параметрические данные предоставлены ООО «Центр интенсивных технологий обучения», компанией «ЕВМ», проводившими конкурсные отборы и Зимние и Летние школы.

Источник: www.fund.potanin.ru

Материалы по теме

Статьи по теме


			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
Московская командная олимпиада по программированию (7–11 класс)
В этом году олимпиада пройдет в двух лигах: лига A ориентирована на команды, которые уже имеют опыт участия в олимпиадах по программированию, лига B предназначена для тех, кто только начинает изучать программирование и принимает участие в олимпиаде впервые.
 
Интернет-карусель 11 классов по математике
Оптимальный состав команды: 3-4 человека. Для участия команды в соревновании понадобится один компьютер с постоянным (в течение игры) выходом в Интернет. Команды, не имеющие выхода в Интернет, могут принять участие в карусели из ЦДО «Дистантное обучение».
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.