Недостающие предметы школьной программы
23 Сен 2010

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери

Мы часто слышим от людей старшего поколения, что молодежь нынче пошла некультурная. Сплошь и рядом неуважение к людям пожилого возраста, неумение вести себя в общественных местах, исковерканный русский язык, плохое знание культуры своей страны и культуры в принципе. Причем акцент взрослые делают не на отсутствии или плохом уровне образования, а именно на поведении нашей молодежи. Но при этом наши родители, прародители, видимо, не озадачиваются вопросом, в чем причина этого «невежества». Ведь, прежде всего, стоит задуматься над вопросами: почему молодежь в массе своей не знает элементарных норм этикета? Почему в школьниках, а в последствие и студентах зачастую отсутствует умение грамотно строить свою речь и плавно излагать мысли? Почему молодое поколение не тяготеет к прекрасному и духовному, отдавая дань моде и считая верхом совершенства образы, навязанные рекламой и программами на телевидении? Дело не в ребятах, а в отсутствии ряда дисциплин в обязательной школьной программе.

школьники Школа — место, где мальчишки и девчонки проживают свой самый трепетный и самый ранимый возраст. Возраст, когда формируется личность и индивидуальность каждого. Пожалуй, это самый «впечатлительный» возраст в жизни каждого из нас, когда мы впитываем как губка любую информацию. И причина «бескультурья» нашего молодого поколения кроется как раз-таки в отсутствии информации, которая научила бы школьников вести себя корректно в общественных местах, и умению преподносить себя. В школах не хватает дисциплин, которые сделали бы ребят более добрыми, отзывчивыми и развитыми духовно. О них я и хочу поговорить.

Риторика

Нас учат писать, читать, считать. Мы усердно пытаемся понять законы физики и химии, зубрим даты всех существующих войн и сражений. Но во многих школах (исключим специализированные гимназии с гуманитарным уклоном) ученики не знают, что такое риторика. Мне в свое время очень повезло — я попала в экспериментальный класс с гуманитарным уклоном. И все преимущества риторики испытала на себе. Во-первых, давайте определим, что такое риторика. Это наука об ораторском искусстве, то есть наука, учащая нас говорить грамотно и красноречиво. На уроках риторики работают над дикцией, над тембром и интонациями голоса, учат писать, читать и разбирать тексты, обучают искусству вести диалог — слушать и слышать друг друга. Эти знания необходимы каждому школьнику в будущем, выбери он профессию переводчика или математика. Это знания, благодаря которым намного легче устроиться на любую работу, легче общаться с людьми и выражать свои чувства и эмоции, легче уметь понимать.

Этикет

Но помимо умения красноречиво говорить нужно еще и знать, как себя вести. И тут на помощь приходит этикет — дисциплина, отсутствующая в обязательной школьной программе. Этикет — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Этикет делится на множество видов: речевой, столовый, дипломатический, деловой, этикет «выходного дня», профессиональный, религиозный и т.д. Почему-то в нашей стране еще 10 лет назад этикет преподавали только на старших курсах в ВУЗах, и то далеко не во всех, и то только деловой. Правда, сейчас его начали вводить даже в детских садах, что очень и очень обнадеживает, но в школе по-прежнему его нет. На уроках этикета учат, как должно вести себя в той или иной ситуации, как обходить острые углы в общении, как правильно делать комплименты и приглашать на танец, как и чем подобает есть разные блюда и, главное, чем их запивать. Все это безумно интересно и полезно. Представьте, что однажды вы окажетесь на каком-то светском мероприятии, где благодаря полученным знаниям вам не придется скромно стоять в сторонке, а, наоборот, появится возможность блеснуть своими утонченными манерами.

Культура и психология наций

Знание культуры других стран вам пригодится, когда выберетесь на каникулы за границу.

Идем далее. Относительно недавно в школах ввели такой предмет, как мировая экономика. Замечательно. Действительно нужно. Только неплохо было бы к этому предмету добавить еще и такие дисциплины, как культура и психология наций. Невероятнейше интересные и важные дисциплины. Мы учим в школах мировую экономику и языки, чтобы в будущем работать с иностранцами. Но вы представить себе не можете, как отличаются и в бизнесе, да и просто в общении немцы от итальянцев, англичане от французов, японцы от арабов! И поверьте, если говорить о работе, то большая доля вашего личного успеха в компании зависит от знания культурных и психологических особенностей, будь вы маркетологом или системным администратором. Знаете ли вы, что немцы и японцы невероятно пунктуальны и педантичны в делах, а итальянцы допускают опоздание на самые важные переговоры на полчаса, испанцы — не более, чем на 15 минут? Знаете ли вы, что англичане считают верхом бестактности публичный комплимент вроде «какое у вас красивое платье»? А во Франции в обед обязательно включен бокал сухого вина? (интересное собрание из серии «А знаете ли вы, что...»). Обо всем это рассказывают на уроках по культуре и психологии наций. В дополнение ко всему, знание культуры не только своей родины, но и других стран позволит вам комфортнее себя чувствовать, выбираясь на каникулы за границу. И отдых станет более увлекательным, потому что, зная культурные особенности страны, в которой вы оказались, вы сможете сделать для себя гораздо больше интересных открытий.

«Планета школ»: Ну а если вы собираетесь поехать учиться в другую страну, то вам просто необходимо полистать наш раздел «Особенности обучения за рубежом».

Можно долго еще перечислять предметы, которые стоило бы ввести в школьную программу если не обязательными, то хотя бы факультативными. Это история музыки и танца, история искусства и мировых цивилизаций, основы дизайна и пр. Это те предметы, которые помогают развиваться духовно, а значит, становиться добрее и отзывчивее. Конечно, практически любую информацию сейчас можно при желании найти в Интернете. Но ведь одному это делать не так интересно, хочется и обсудить, и подискутировать.

Прекрасно, что сейчас по инициативе нашего президента и при содействии Министерства образования начинается модернизация системы образования и вводится, несомненно, важный предмет — основы религиозной культуры. Это дает надежду, что, возможно, скоро в школах ребята станут изучать не менее важные, чем алгебра и русский язык, предметы: этику, риторику и основы культуры. И, может быть, со временем они предпочтут «Дому 2» и сериалу «Школа» поездку в театр или интересную книгу. Станет меньше нелестных реплик в адрес школы со стороны учащихся, а взрослые перестанут называть молодежь некультурной. Потому что учиться станет интереснее!

Перед нами, родителями и учителями, старшими братьями и сестрами, стоит важная задача — воспитать молодежь, не только развивающую в будущем экономику России, но и преумножающую ее культурное наследие. А вы, ребята, скажу вам откровенно, и есть весомая часть этого культурного наследия. И во многом от нас, уже не школьников, зависит, какими вы будете.

Поэтому, пока правительство модернизирует систему образования, предлагаю вам делать интересные для себя открытия на портале «Планета школ», где с вами обязательно поделятся секретами красноречия, хороших манер и расскажут все о других нациях.

Материалы по теме

Статьи по теме

7 комментариев

Ольга Шевченко

30.03.2010 22:15:42 #

		
К сожалению, приходится сталкиваться и с той проблемой, что многие учителя сегодня тоже не очень грамотно говорят, причем речь не о военруках-физруках, а и о филологах. Как может ученик говорить грамотно, если учитель неправильно ставит ударения и путает падежи?! Не пора ли задуматься о том, какие учителя приходят в школу после пединститута, куда берут всех подряд? У них недобор, учителей в школах не хватает, вот и приходят в школу случайные люди. Чего ж мы от детей хотим? ответить

	

Наталья Журавлева

30.03.2010 23:08:32 #

		
Цитата
Ольга Шевченко пишет:
К сожалению, приходится сталкиваться и с той проблемой, что многие учителя сегодня тоже не очень грамотно говорят, причем речь не о военруках-физруках, а и о филологах. Как может ученик говорить грамотно, если учитель неправильно ставит ударения и путает падежи?! Не пора ли задуматься о том, какие учителя приходят в школу после пединститута, куда берут всех подряд? У них недобор, учителей в школах не хватает, вот и приходят в школу случайные люди. Чего ж мы от детей хотим?

Ольга, после Вашего комментария сразу вспомнилась одна из "русичек" в нашей школе, которая регулярно снимала нитку с "пальтА" и готовилась к первому "сентябрЮ". Но вон же говорят о сокращении пед. ВУЗов в стране. Может, и на образованность будущих педагогов внимание обратят.
ответить

	

ZZ Zanoza v Z...

31.03.2010 07:17:11 #

		
Культура и психология наций? Ого! Вот это интересно! Хочу! Особенно интересно узнать обычаи разных народов, например, африканских племен, мексикансикх индейцев, ну и просто разных народов. Еще Японская культура мне интересна, все так утонченно, восток, изящество... )))) ответить

	

Наталья Журавлева

31.03.2010 09:54:17 #

		
Цитата
ZZ Zanoza v Z... пишет:
Культура и психология наций? Ого! Вот это интересно! Хочу! Особенно интересно узнать обычаи разных народов, например, африканских племен, мексикансикх индейцев, ну и просто разных народов. Еще Японская культура мне интересна, все так утонченно, восток, изящество... ))))

Раз интересно, будем делать;)
ответить

	

NeSe

02.04.2010 15:33:55 #

		
Люди... То что вы тут пишите - бесспорно имеет свой смысл, тут я не сомневаюсь. Но вы самих детей спросили? Им итак времени свободного мало (поверьте, тем кто делает домашнюю работу по полной программе, его действительно не хватает), они домой приходят часа в 3-4 (и это я про 6-ти классников), а вы тут еще и про это рассуждаете... Сначала надо всякую дребедень викинуть из школьной программы, от нее там все равно ни жарко, ни холодно.

Причем акцент взрослые делают не на отсутствии или плохом уровне образования, а именно на поведении нашей молодежи.

Во-первых, переходный возраст. Мозги у них "переворачиваются". К 20 годам это пройдет.
Во-вторых. А Вы, уважаемые родители их воспитывали? Как вы повлияли на своих детей? Если бы Вы уделяли им то внимание, которое им необходимо, если бы Вы поддерживали с ними отношения не "родитель--->ребенок", а "друг--->друг", то это "невежество" было совершенно другим. Вспомните себя в их возрасте в конце-то концов. А теперь вспомните еще одно. На дворе 21 век. Со времени вашего дества кое-что изменилось, кое-что нет... Но не надо оскорблять детей, просто из-за того, что вы их не понимаете. Они - дети, а вы - родители (взрослые люди, верно?). Вы всегда должны помнить это.
ответить

	

Наталья Журавлева

02.04.2010 18:26:13 #

		
Цитата
NeSe пишет:
Люди... То что вы тут пишите - бесспорно имеет свой смысл, тут я не сомневаюсь. Но вы самих детей спросили? Им итак времени свободного мало (поверьте, тем кто делает домашнюю работу по полной программе, его действительно не хватает), они домой приходят часа в 3-4 (и это я про 6-ти классников), а вы тут еще и про это рассуждаете... Сначала надо всякую дребедень викинуть из школьной программы, от нее там все равно ни жарко, ни холодно.



Причем акцент взрослые делают не на отсутствии или плохом уровне образования, а именно на поведении нашей молодежи.



Во-первых, переходный возраст. Мозги у них "переворачиваются". К 20 годам это пройдет.

Во-вторых. А Вы, уважаемые родители их воспитывали? Как вы повлияли на своих детей? Если бы Вы уделяли им то внимание, которое им необходимо, если бы Вы поддерживали с ними отношения не "родитель--->ребенок", а "друг--->друг", то это "невежество" было совершенно другим. Вспомните себя в их возрасте в конце-то концов. А теперь вспомните еще одно. На дворе 21 век. Со времени вашего дества кое-что изменилось, кое-что нет... Но не надо оскорблять детей, просто из-за того, что вы их не понимаете. Они - дети, а вы - родители (взрослые люди, верно?). Вы всегда должны помнить это.


NeSe, спасибо за комментарий, который заставляет задуматься. По порядку.
О загруженности школьников можно говорить много и удивляться. Согласна. И о пересмотре школьной программы тоже можно спорить часами. И пересматривать, на мой взгляд, ее необходимо.
Далее...Вы полагаете, что в 20 хамят меньше, чем в 15? И скажите, пожалуйста, ГДЕ именно Вы увидели оскорбления в адрес детей?
Воспитание каждого из нас зависит от родителей и от социума, в котором мы живем. Неважно, какой век. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ никто не отменял. И вряд ли в будущем, обзаведясь своим потомством, в воспитании их Вы будете делать скидки или какой-то акцент на век;) Уж поверьте;)
ответить

	
no guest photo

Tsunade

25.04.2010 21:26:48 #

		
АБСУРД какой-то... Предмет М.Х.К.(мировая художественная культура), введенный не так давно, уже приелся всем ученикам нашей школы. Такие предметы лишь дают детям неоправданную дополнительную нагрузку! Пусть гуманитарии занимаются ими факультативно. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.