Голландская школа
8 Фев 2011

Мы уже писали о некоторых особенностях образования за рубежом, в том числе выкладывали фоторепортажи. Сегодня публикуем материал о голландской системе образования.

Голландская школьная система устроена таким образом, что все дети в примерно в 12 лет тестируются и, на основании результатов этого, единого для всей страны, теста и аргументированной рекомендации школы, могут поступать в различные типы средних школ.

Существует четыре основных типа средних школ:

  1. Подготовительное научное образование, обучение 6 лет, диплом дает право на поступление в университет.
  2. Подготовительное высшее общее образование, обучение 5 лет, диплом дает возможность поступления в высшее учебное заведение (институт), но не в университет.
  3. Подготовительное среднее профессиональное образование, обучение 4 года, диплом дает возможность получения среднего профессионального образования.
  4. Специальное образование для детей с серьезными физическими и психическими ограничениями.

В дальнейшем переход из одного типа школы в другую возможен, но на практике не очень распространен. После окончания 2 типа школы можно доучиться еще один год и получить диплом, дающий право на поступление в университет.

Так вот, в первый тип школ (подготовительное научное образование) берут только тех, кто имеет рекомендацию от школы для получения такого образования и балл по тесту выше 90%, то есть тех, кто сдал тест лучше чем остальные 90% учеников этого года обучения (без экзаменов, только на основе баллов и рекомендации).

Для тех, у кого бал немного ниже, существуют смешанные классы 1 и 2 типа школ, после первого года обучения учеников уже определенно раскидывают на 1 или 2 тип.

Школы этого первого типа, в целом, предлагают довольно одинаковую программу, как по количеству часов, так и по набору предметов, однако существует одно довольно сильное отличие.

Почти в каждой школе существует два отделения — гимназия и атенеум. Общие программы, в целом, одинаковы, однако, в гимназии дополнительно изучают латынь (6 лет по 3 часа в неделю) и греческий (5 лет по 3 часа в неделю).

Как обычно говорится в школьных описаниях, гимназические классы учатся на 2 часа в неделю больше, однако, по остальным предметам изучаются та же программа, что и в атенеуме, за счет более интенсивных самостоятельных занятий.

В большинстве школ в гимназические классы берут только с баллами 95% и выше, то есть, там учатся только верхние 5%. Гимназия не предполагает ориентации только на получение гуманитарного образования. После 4 лет обучения ученики и гимназии и атенеума должны выбрать специализацию по четырем направлениям — техническое, биологическое, социальное и культура.

Получается так, что отобранные в сравнительно раннем возрасте «самые умные 5%», которые, предположительно, будут входить в научную элиту страны, примерно 20% своего учебного времени (из 30-32 учебных часов в неделю) «тратят» на изучение древних языков (около 6 часов в неделю).

Нужно отметить, что, в целом, образование в Голландии очень демократичное, все, получившие высокий балл и рекомендацию от школы, могут попасть в гимназию или атениум. Подавляющее большинство средних школ финансируется государством в зависимости от количества учеников.

И, предваряя вопросы, да, уже в 12 лет для большинства детей намечается определенный маршрут обучения и получения профессии, для большинства обучение в школе первого типа не является признаком престижа, что, возможно, объясняется отсутствием прямой зависимости уровня жизни от уровня образования.

Как говорят власти, учителя и повторяют родители, главное — это правильно определить тот уровень, на котором ребенку будет наиболее комфортно развиваться и проявлять свои способности.

Люди разные нужны, люди разные важны. Соответственно, задачи образования для каждого типа школ видятся разные, и программы строятся исходя уже из довольно узких задач.

Обсуждения по конкретным вопросам ведутся довольно бурные, однако, по моим наблюдением, существенных разногласий в обществе по поводу системы в целом нет. Изначально принимается, что нет смысла из всех детей сначала делать одновременно недоученного ученого и парикмахера в одном лице, а потом уж, раз ученого не вышло, учить на парикмахера. И парикмахер — это не плохо учившийся ученый, а хорошо, для такого рода деятельности и жизни в обществе, образованный парикмахер, который может, в случае необходимости, довольно быстро переучиться другой профессии соответствующего уровня.

Для справки

В Англии была подобная система по закону 1944 г., продержалась (в гос .школах) где-то до конца 60-х (и самыми престижными были classical schools — именно с языками). Но там была внутринациональная конкуренция с шотландской, ирландской и уэльсской системой, где не было такого резкого деления на потоки, и для подтягивания общего уровня (т.е. и в Англии тоже) введен общенациональный стандарт экзаменов на аттестат зрелости (ранее же для неуспевающих были technical schools типа наших ПТУ, но с отбором туда уже в 11 лет). После аттестата — еще дополнительные классы для приобретения права поступать в вуз (фактически выходит 12-13-летка, правда, это с включением подготовительных классов с 5 лет). Однако фактически там по-прежнему есть деление на streams (как по системе 1944 г.), т.к. есть много частных школ, где можно добавлять к госстандарту АФАИК практически что угодно (также дисциплину поддерживать, еще пансион и раздельное обучение). И, кажется, это деление на потоки — в более позднем возрасте, чем раньше, т.е. в частные школы часто поступают в 13-14 лет (для получения хорошего аттестата) или в 15-16 (для хорошего A-level).

Во всяком случае, так поясняется заинтересованным родителям-иностранцам (т.е. возможно последнее —- не совсем верно, просто чтобы не комплексовали :-)).

В общем, голландская система выглядит более консервативной, возможно из-за отсутствия внутринациональной конкуренции моделей образования...

Автор: b_graf

Автор: yellowplayer

Источник: www.ivanov-petrov.livejournal.com

Материалы по теме

Статьи по теме

2 комментария

Ramazan

08.02.2011 12:00:19 #

		
Давно пора бы и нам смотреть в эту же сторону... У всех свои способности и каждый должен заниматься своей деятельностью. А нас заставляют 12 лет учить всё и сразу, а в итоге получается, что мы всего чуть-чуть подучили, нахватали, а реальный свой потенциал развивать особого времени нет, а делать это начиная с вуза, как ни крути, уже поздно =( ответить

	

Альберт

09.02.2011 17:36:48 #

		
Полностью согласен с Ramazan. Учим все подряд незная при этом надо оно нам или нет. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.