progenes Про немецкое образование. Личный опыт.
28 Янв 2011

Я тут ступила на тропу войны с начальной школой. Я из тех мерзких мамаш, которые вечно суют свой нос в образовательный процесс. Мне померещилось, что младшего ребенка недоучили.

Это я мягко выразилась еще. Мне четыре года пели в уши сладкие песни об оригинальной концепции и индивидуальном подходе, бла-бла-бла. Написала я с ребенком диктант и прозрела насчет оригинальных образовательных концепций.

В общем, принимаю немедленные непопулярные меры в индивидуальном порядке. Но мне этого мало, я еще собралась рассказать школе, что у них там все неправильно.

Готовлюсь к встрече, открыла земельный закон про школу, чтобы грозно проиллюстрировать, дескать школа не выполняет своих прямых обязанностей. И прозрела еще раз.

В законе есть куча бла-бла-бла про гармоничное развитие, социальную ответственность, терпимость к инакомыслию и распознавание глобальных мировых проблем. Но в законе НЕТ главного предложения: обязанность школы давать знания. И все.

Ну что ж. Прикинусь инакомыслящей и буду требовать терпимости, а также предложу распознать глобальную мировую проблему отсутствие базовых знаний. Однако сильно удивлена. Сильно.

Пара слов про школу и мои претензии

Суть концепции в отсутствии оценок и домашних заданий. Это выглядело как большой плюс. Нет оценок — нет эффекта демотивации от плохих отметок. Нет домашних заданий — тоже был бы плюс, если бы они в школе эффективно работали.

Но вылезли минусы — без оценок я сама не знаю, где есть пробелы, не знает и ребенок.

Когда на родительских собраниях потребовали от родителей дополнительно заниматься с детьми, то получилось, что я сама должна придумывать эти домашние задания, причем не зная, что именно надо доучить. Черти что.

А теперь сравним немецкое школьное образование

Во-первых, образование в Германии может быть настолько разным и программы настолько разные, что я не возьму на себя смелость говорить, что я что-то знаю о немецком образовании вообще. Я говорю исключительно на примере школ, где учатся мои дети и по наблюдениям за студентами, которые приходят к нам на дипломную практику.

Центральной общей всенемецкой образовательной школьной программы в Германии нет. Школы подчиняются земельным министерствам образования, которые находятся под непосредственным контролем победившей политической силы. Выборы могут поменять политическую силу в земле, что приводит к немедленной смене акцентов в образовании. Каждая новая политическая сила считает своим долгом вмешаться в процесс и оформить образование так, как ей кажется самым правильным. За те 10 лет, которые я общаюсь с немецкой школой, парадигма менялась несколько раз с головы на ноги и обратно.

Например, еще 10 лет назад в детском саду было категорически запрещено учить детей грамоте. Мой сын не учил в саду ничего, а в первом классе нежно начинали учить писать буквы пальцем на песке (не шучу).

Когда к школе созрела дочь, то вышел указ, обязующий начать обучение в детском саду совместно со школой. Поэтому она ходила в школу на ознакомительные занятия.

Точно так же с гимназией. 10 лет назад после начальной школы гимназия не предусматривалась, а начиналась только с 7го класса. Теперь гимназия предлагает свои услуги с пятого класса.

Еще 10 лет назад гимназия была в селе, где расположен институт. По слухам это была отличная гимназия с прекрасным уровнем образования, но сказалась демографическая яма, теперь в селе осталась только начальная школа. Все дети ездят в гимназию в райцентр.

Раньше в рацентре было две гимназии и несколько общих школ, но. Да-да, сказалась демографическая яма и в прошлом году одна гимназия закрылась. Осталась одна. Это что касается выбора школы.

Эти все политические веяния очень «любят» в самих школах, поскольку это связано с толстыми талмудами постановлений и распоряжений, изменением программ и отчетностью.

Есть также отличия в длительности обучения в разных землях. В одних землях в школу ходят 12 лет, в других — 13. В одних предмет «История» начинается с 10го класса, в других — с седьмого. Это приводит к серьезным несоответствиям, которые в крайнем варианте однажды проявилось в том, что некоторые ВУЗы не признали аттестатов из некоторых земель. После небольшого скандала этот вопрос утрясли, и больше такого нет.

Итак. Начальная школа. Длительность от 3х до 5ти лет. Это индивидуальные рамки не школы, но конкретного ребенка в школе. Я не встречала прецендентов, когда кто-то успел пройти за три года, но повтор какого-либо года встречается довольно часто. Начальных школ довольно много. Программы у них разные, учебные материалы разные, но на выходе должен быть какой-то общий минимум. Для этого проводятся министерские проверки.

После начальной школы пути детей расходятся. Одни идут в нормальную школу (их тоже несколько разных), другие — в гимназию. Разница нормальных школ и гимназии — только гимназия дает опцию абитур.

Абитур — это два последних года обучения с экзаменами, которые открывают двери для высшего образования. Нет абитур — в университет или институт не возьмут.

В гимназии немного продвинутее программа по сравнению с обычной школой. И еще, в гимназии нет такого предмета, как труд. Мне показалось, что это древние такие отголоски. Гимназия — это путь к академическому образованию, которое подразумевало работу головой, а не руками.

На практике это выглядит как серьезная сегрегация — обычные школы для детей «поглупее», а гимназии — для «умников».

Время от времени некоторые политические веяния пробуют разрешить эту несправедливость и предлагают отменить гимназию. Хотя бы с 5го по 7й класс. Это выливается в общий обвал успеваемости по земле, и следующая политическая сила вводит несправедливость обратно. Что с этим делать — непонятно, но социальная несправедливость имеет место.

Больше про обычные школы ничего сказать не могу, нет опыта. Слухи ходят разные, обычной школой пугают родителей. Но у сына есть друзья из такой школы, нормальные парни.

Хотя гимназией тоже пугают. Дескать, гимназия это тааак сложно.

Все упирается в абитур. По факту абитур это уже не столько пропуск в ВУЗ, сколько заглушка от полных идиотов. Сейчас и на столяра предпочитают брать с абитуром, это минимальная гарантия, что школьник способен хотя бы что-то усвоить.

По моим личным наблюдениям родители не сильно мотивируют детей получать высшее образование. Даже наоборот. Студентка рассказывала, что она из гимназиального класса оказалась единственной, кто решил связать свое будушее с высшим образованием. Это считается долгий и неэффективный путь в счастливую взрослость.

Вернемся к гимназии. Особенность гимназии (и это тоже похоже отголосок академического образования), по сравнению с советской школой: с самого начала намного меньше опеки. Я посещала уроки из любопытства. На доске пишут домашнее задание. Не прочитать параграф такой-то и ответить на вопросы, а проработать такую-то тему в целом. Сын хронически не делает домашние задания и это мало сказывается на отметках. За это не наказывают.

В отличии от той школы, которую посещала я: у учителей нет предубеждений касательно успеваемости. Если отличник не выучил урок, он получит неуд. Но если двоечник вдруг решил учиться, то его успеваемость гарантировано пойдет наверх. Поэтому у сына отметки напоминают американские горки: 1, 1, 5, 2, 1. Оценки от 1го (самый высокий бал) до 6ти (самый низкий). Ставят все. Тройка — вполне сносно, но неприятно.

Материала намного больше. Тут даже нечего сравнивать, но можно попытаться.

Недавнее задание для десятиклассника. Контрольная работа: написать эссе «Сравнительная характеристика колониальной политики Англии и Франции до первой мировой войны». На английском языке. Объем — лист А4 убористым почерком. Без грамматических ошибок. Желательно показать собственную интерпретацию. Я когда увидела результат, у меня отвисла челюсть. Действительно справился и единицу заслужил. Я так в школе не могла и сейчас у меня не получится.

Намного меньше читают литературы. Мы, кажется, читали и разбирали в школе десятки книг. В гимназии десятиклассники уже год терзают Фауста Гете. И наизусть, и в ролях, и в лесу в горах на Брокене, и в театре, и многчисленные интерпретации. Уже камня на камне не оставили на Фаусте.

Отдельным предметом «Приемы массмедиа», особенности операторской и актерской работы, композиция сцены, реклама, фото и так далее. Готов подискутировать и аргументировать. Этому их учат действительно много.

У гимназии гуманитарный уклон. Этим все сказано. С математикой, физикой и прочей химией-биологией дело швах. То есть, что-то преподают, но без фанатизма.

Если родители совсем свихнулись на образовании, то на землю есть две-три элитные гимназии-интерната. Я точно знаю три, может еще где есть. Одна с музыкальным уклоном, одна — с математическим, одна — с гуманитарным. Туда берут с 7го класса по успеваемости и с вступительными экзаменами. Некоторые дети специально повторяют перед этим гимназиальный класс, чтобы попасть туда. Обучение там бесплатное. Расходы — только на проживание. Уровень по слухам очень высокий. Но это означает, что ребенок уже в 14 лет окончательно уходит из дому под свою ответственность. Это подходит далеко не всем детям, но шанс получить действительно классное образование есть.

После школы пути тоже расходятся, но это совсем другая история.

Источник:progenes.livejournal.com

Материалы по теме

Статьи по теме


			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.