Что тебя ждет при переходе в новый класс
27 Мар 2010

«Ребята, с сегодняшнего дня у нас в классе будет учиться новый ученик. Встань, пожалуйста, покажись…» - приподнятым, дежурно радостным голосом говорит учительница. Ты стоишь и, будто голый, оказываешься в центре всеобщего внимания, почти физически ощущая на себе взгляды незнакомых ребят, их перешептывания и смешки…

Ты надеешься, что они примут тебя по-доброму, что с кем-то удастся подружиться… Но ведь никогда не знаешь заранее, как примут тебя в новом коллективе. Страшно переступить порог нового класса, а сердце уходит в пятки. Они-то ведь все уже друг друга знают. Это тебе предстоит знакомиться, вписываться, налаживать мосты — ты в этом особо заинтересован, а они пока что нет.

В твоей голове рождаются вопросы: А как я впишусь в новый коллектив? Примут ли меня? Стану ли я в этой группе «своим» человеком? Действительно, первые дни учебы в новом коллективе самые сложные. Но… может быть, все не так страшно? Давай рассмотрим, с какими проблемами ты можешь столкнуться в новой обстановке?

Во-первых, ситуация неопределенности при переходе в новый коллектив, рождает ряд чувств: волнение и тревогу, неуверенность в себе, сомнения в своих способностях расположить к себе незнакомых пока сверстников, опасения перед возможными насмешками, холодностью и «проверками на вшивость». Кроме того, конечно же, грусть о покидаемых друзьях и налаженных взаимоотношениях, и неуверенность в правильности предстоящего шага.

Однако, стоит смотреть на эту ситуацию позитивно и учитывать, что переход в новый коллектив дает тебе шанс что-то начать с “чистого листа«. Наверняка далеко не все в предыдущем классе, где ты учился, устраивало тебя. Возможно, было что-то, что не устраивало или тяготило тебя. Это может касаться и учебы, и какой-то затянувшейся вражды с одноклассниками или учителями, и отношений с противоположным полом. А переход в новый класс даст тебе возможность пересмотреть свои прежние ошибки в отношениях и начать строить отношения правильно.

Придя в новый класс, конечно же, ты чувствует себя в этот момент не самым лучшим образом, находясь в центре внимания незнакомых пока сверстников. В этот момент возможны и шушуканья, и смешки, и вопросы «с подколом», и попытки тут же наклеить на тебя какой-нибудь ярлык: «рыжий», «очкарик», «ботаник», клички, обыгрывающие имя или фамилию. Это естественная реакция детского (а зачастую и взрослого) коллектива на вторжение чужака, о котором пока ничего не известно. Вот и приходится им цепляться за внешние признаки, доступные с первого взгляда — встречают, как говорится, по одежке. Тебе следует быть готовым к этому, и не реагировать остро и обозлено. Ты должен понимать, что на появление чужака не всегда происходит доброжелательная и корректная первая реакция ребят, и по ней нельзя судить ни о них самих, ни о дальнейших отношениях с ними. А веселые розыгрыши по отношению к вновь прибывшему — это скорее всего показатель сплоченности класса. И если они устроили тебе какой-нибудь розыгрыш, как новенькому, не обижайся и посмейся вместе с другими.

Тебе надо постараться настроиться на ситуацию общения и быть самим собой. Если же у тебя есть проблемы в завязывании контактов, можно обратиться к школьному психологу, задача которого — помочь новичку раскрепоститься, почувствовать, что он такой же, как и все остальные.

Не спеши красить людей в черные и белые цвета, давать им какие либо оценки и характеристики. Если внимательнее присмотреться к каждому в отдельности, в любом обнаружатся и положительные, и отрицательные черты. А если класс, в который ты пришел, отличается склоками и тяжелой атмосферой, нужно прежде всего определить срок давности «боев местного значения» и характер «боевых действий».

Выдели для себя хотя бы несколько конкретных шагов, наметь стратегию достижения. Продумай, к примеру, как ты подойдешь к ребятам познакомиться с ними. В любом случае не жди, пока кто-то подойдет к тебе, а проявляй инициативу. Знакомства легче начинать с конкретных, можно сказать, «бытовых» вопросов и поводов: где находится такой-то кабинет, как пройти в столовую или туалет, что задали по математике и тому подобное. Обращение за помощью позволит одноклассникам проявить себя в роли гостеприимных хозяев и позволит легче преодолеть психологический барьер недоверия, естественно возникающий при первом контакте. Для того чтобы появились новые друзья, нужно доверять людям, а это всегда значит идти на небольшой риск, который в большинстве случаев оправдывается. Если ты склонен доверять людям, то достаточно быстро появятся знакомые, а впоследствии и друзья. Если ты никому не доверяешь, эти друзья не появляются.

Также тебе стоит понять следующие моменты:

- какие традиции существуют в школе и в данном классе (например, в какой одежде и с какими сумками/рюкзаками принято ходить в школу);
— есть ли в классе группы и группировки, каковы формальные и неформальные лидеры;
— престижно ли в этом классе хорошо учиться или быть приятным во всех отношениях «раздолбаем»;
— принято ли здесь помогать друг другу на контрольных и, например, просят ли списать;
— существует ли в классе жесткая иерархия статусов и ролей;
— насколько свободно все одноклассники общаются друг с другом или класс разделен на несколько групп, внутри которых и замкнуто общение;
— как строятся отношения с учителями, между мальчиками и девочками.

Это только часть того, что тебе придется понять. Все эти нормы складываются годами. И для тех, кто давно учится в данном классе, являются совершенно естественными и во многом даже незаметными. Точно так же в своем прежнем классе не замечал их существования и ты. Однако теперь, перейдя в новый коллектив, ты получаешь возможность осознать существование этих неявных правил и внимательно отнестись к ним.

Еще одна сложность, поджидающая тебя, как новичка, – это стремление старожилов коллектива придать тебе более низкий статус. Новичок входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, поделены зоны компетентности. Но найти свое место в новом коллективе вполне возможно. Лучший способ завоевать доверие окружающих – это показать собственное хорошее отношение к ним. В норме человек склонен отвечать взаимностью. Правда, при таком установлении доверительных отношений велика вероятность получить эмоциональный отпор, а не взаимопонимание, поэтому демонстративное доверие должно быть умеренным.

Для нормальной адаптации в новом коллективе важно не только «попасть в струю», но при этом оставаться самим собой, отстаивать свои границы, проявлять свою индивидуальность, стремиться к общению и поиску общего с другими людьми.

Помни: переход в новый класс — это, конечно же, кризисный момент и в данной статье все выглядит как стратегии военных действий. Но недаром в китайском языке понятие «кризис» описывается сочетанием двух иероглифов: «трудность» и «благоприятная возможность». Столь резкая смена привычного хода вещей — это действительно благоприятная возможность для тебя, шанс лучше понять и себя самого, и природу взаимоотношений между людьми, расширить свой кругозор, в конце концов.

Статьи по теме

3 комментария

no user photo

Аня Нежная

09.04.2008 15:40:49 #

		
Не загадывай ничего заранее и не настраивай себя изначально негативно к новому классу. Присмотрись к ним, разберись для начала какие они, и не делай поспешный выводов. ответить

	
no guest photo

Гость

05.08.2009 00:47:53 #

		
Спасибо!)но все рано боюсь в новый класс-а как же я выгляжу?эти прыщи... ответить

	
no user photo

света

10.07.2010 16:01:23 #

		
вот-вот!эти прыщи просто ужас..
в моей школе уж никто внимания не обращал,главное всем нравится как я рисую)))но хочу перейти потому,что некоторые одноклассники завидовали мне,обсуждали,кароче следили за моей жизнью.а это мне ужасно надоело!ужасно!
как-то боязно все-таки в новый класс......
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.