Весьма обыкновенный, рядовой с виду приказ издан в Минобрнауки РФ под номером 2106 (от 28 декабря прошлого года) – «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
В принципе тема документа не нова. Кто сегодня не пишет, не говорит о колоссальных информационных перегрузках школьников, чуть ли не стопроцентном сколиозе, близорукости, нервных припадках во время ЕГЭ...
И все же принятый свод требований заставляет посмотреть по-новому на старые проблемы. Впервые на уровне нормативного акта признана прямая связь качества и состояния детского здоровья с эмоциональным климатом, царящим в школе.
Само смысловое поле текста приказа находится в зоне пересечения валеологии, педагогической поддержки, воспитания. Именно здесь сегодня идет бурный поиск нетрадиционных практик сохранения здоровья и предотвращения детских недугов. Опыт передовых учебных заведений убеждает, что объединение усилий медиков, психологов, освобожденных классных воспитателей – это отнюдь не чье-то благопожелание, а, как говорят эксперты, «самый быстрый путь к ребенку».
Подписанный министром документ охватывает и классифицирует всю громоздкую систему факторов, влияющих на самочувствие ученика. Из них-то и вытекает предъявляемый учебным заведениям набор «защитных» требований. Так, например, ведомство обязывает использовать в ходе занятий здоровьесберегающие приемы, формы и технологии, динамические паузы; проводить спартакиады, соревнования; развивать внутришкольное пространство творческих студий, секций, мастерских. Администрация ОУ должна прослеживать динамику показателей здоровья каждого учащегося, регулярно проводить социологические опросы, чтобы понять, что тревожит ребят. И далее: обеспечивать (цитируем) «благоприятные психологические условия образовательной среды: демократичность и оптимальную интенсивность, благоприятный эмоционально-психологический климат».
В качестве главного регулировщика, ответственного за физическое и нравственное состояние детей, назван не специалист-одиночка, а команда «Скорой помощи», включающая тьютора, логопеда, социального педагога, психолога, медицинского работника. Этот факт и позволяет (с некоторыми оговорками) надеяться, что наше министерство вплотную подошло к неотложной задаче создания в каждой школе службы индивидуального сопровождения ученика.
«Проблемы, которыми болеют дети, возникают на стыке педагогики, психологии, физиологии, медицины, социальных отношений. Ни одна детская проблема вне этого клубка не существует, – говорит доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Елена Казакова. – Вот почему нет никакого смысла создавать разрозненные, изолированные друг от друга службы медиков, коррекционных работников или психологов, чтобы затем объединяться, долго и мучительно выстраивать общую идеологию и налаживать сотрудничество».
Что такое «индивидуальная настройка»?
Сегодня в каждом из 18 округов Северной столицы работает комплексный межшкольный психолого-педагогический медико-социальный центр (ППМСЦ). Кроме того, чуть ли не в каждой пятой школе есть собственный ППМСЦ.
Инициатором крутого поворота к личности ученика выступила 56-я гимназия – школа-гигант, самая крупная в Северо-Западном регионе (2500 учеников, 50 учителей). Уже 16 лет своих ребят гимназия поддерживает через мощный психолого-педагогический медико-социальный центр, расположенный на одном из ее этажей: группа психологов, шесть логопедов, социальный педагог и медик-консультант. В течение года специалисты этой службы успевают выполнять от 100 до 150 запросов на индивидуальную настройку. За этот же период к помощи логопедов прибегают более 200 (!) учащихся, страдающих от заикания, дефектов речи, дислексии в разных формах.
Степень загрузки здешних мастеров сопровождения и впрямь феноменальна. Елена Меттус, руководитель гимназического ППМСЦ, с трудом выкроила четверть часа, чтобы ответить на мои вопросы.
– Цель всей нашей работы, – говорит Елена Валентиновна, – возвращение подростку веры в свои силы. Ведь от этого зависит и его физическое самочувствие: проблемы со здоровьем у детей часто провоцируются неудачами в общении, конфликтами с учителями, постоянным страхом оказаться в аутсайдерах. Вы можете спросить: что же здесь нового? Действительно, педагоги везде и всегда оказывают помощь ученикам в преодолении разного рода барьеров. Но речь о сопровождении, педагогической поддержке идет лишь в том случае, когда проблемы решаются не за ребенка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение осознанному самоопределению, умению делать выбор в сложной ситуации. Наша задача, следовательно, сводится к координации усилий всех лиц, заинтересованных в преодолении детской проблемы.
Как же работает эта система? Вот живой пример из практики одной из школ Санкт-Петербурга.
В школьную службу поддержки девятиклассница Мария обратилась с жалобами на боли в животе, недомогание, подавленное настроение и некоторые трудности в отношениях с подругами. Позже, в беседе со специалистом, к этим симптомам прибавился «страх быть смешной в глазах ребят», зацикленность на своем внешнем виде («Каждая складочка или морщинка на платье сводит меня с ума, я стала бояться ходить в школу»). При этом парадокс – Маша отлично учится, пользуется уважением одноклассников. Далее, шаг за шагом, выяснилось: Маша общается в классе с несколькими девочками, но «постоянно об одном и том же», и это ее раздражает. И еще: ее разрыв с одной из одноклассниц, Анной, длится уже четыре года.
Анализ этой информации позволил специалистам по поддержке выдвинуть план «спасательных работ».
- Осмысление вместе с Машей причин произошедшего разрыва, взгляд со стороны вернет ей веру в свои силы и в то, что проблема решаема.
- Аналогичная работа с Аней (если она захочет принять помощь сопровождающих) может способствовать примирению бывших подруг.
В дальнейшем активное подключение родителей, классного воспитателя Маши помогли успешно реализовать этот, теперь уже их общий, план. Девочки помирились. Больше того, как показало социометрическое исследование, в классе, где учится Мария, исчезли «отвергаемые личности». Так работа с одним человеком благотворно отразилась и на общем эмоциональном фоне класса. Если даже у внешне успешных учеников возникают подобные кризисы, сколько их обрушивается ежедневно на детей обыкновенных, неблагополучных!
Грамотная адаптация – залог здоровья
Все трудности, с которыми сталкиваются дети, в 56-й гимназии поделили на системные («синдром ЕГЭ», «логопедическая эпидемия») и личностные.
Скажем, переход на каждую следующую ступень образования (из детсада в первый класс и дальше, вверх по социальной лестнице) практически всегда вызывает массовый стресс у детей. Это системная проблема, несомненно. Она обусловлена неправильной организацией работ «на стыках» между разными периодами обучения.
Типичные проблемы адаптационного периода – нервное напряжение, режимные трудности, пропуски уроков по болезни – особенно остры при переходе из «началки» в пятый класс. Чтобы устроить мягкий переход ребенка в новый коллектив и к новым «правилам игры», необходимо загодя знакомить его с будущими учителями, а учителей с ребятами. А уже в процессе самой адаптации психолог (или тьютор) должен помочь ученикам запомнить имена новых друзей, учителей. Для этого в некоторых ОУ используются бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся прямо на их парты.
Могут сказать: так-то оно так, мечтать не вредно, но кому сегодня до описываемых здесь высоких технологий? И то правда: комплексный подход к сопровождению развития детей не всем по силам. Но вот факт. При поддержке авторов системы PPMS-сопровождения из Фландрии (Королевство Бельгия) в Республике Марий Эл такие, как их тут называют, «трехсторонние консилиумы» созданы уже в 62% дошкольных и в 69% общеобразовательных учреждений. А в Ярославской области, следуя той же бельгийской модели, удалось создать систему из 14 ППМСЦ, работающих в девяти направлениях оперативной и профилактической поддержки детского здоровья.
И это, поверьте, только начало!
Источник: prosvpress.livejournal.com
Автор: prosvpress.livejournal.com
Статьи по теме:
- Школьные психологи должны вылечить 90% учеников
- Про погоду в школе и успеваемость
- Конфликты в школе. Что говорят адвокаты... Часть 2
- Травля в школах повышает риск психических заболеваний
- Нужны ли школе психологи?
- Психолог о психологах
- Три истории школьного психолога
Социальный педагог
- Я не знаю, кто я
- Отношения в моем классе!!!