CrawlCatcher
Сеть твоих интересов! Сообщайся!
Вы на сайте:
Сообщество родителей
   
 

 

5 октября агрессия адвокат актуально Америка английский для детей английский язык букет буллинг воспитание время вузы выбор выпускнику высшее образование гигиена день Учителя деньги депрессия дети домашнее задание домашнее образование дополнительное образование дополнительные занятия жалобы законодательнтсов и право законодательство и право законы здоровье зрение
Топ статей
Что важнее ребенку: свободное время или дополнительные занятия?
18.10.2011
Учим детей делать уроки
14.10.2011
Какую школу выбрать ребенку
13.10.2011
Сценарий Хэллоуина для детей и взрослых
13.10.2011
Когда сбор денег в классе неоправдан
12.10.2011

Оффтопик

Планета школ
2
Снежинки, вязаные крючком и накрахмаленные
Klarinia
Снежинка вяжется примерно за 20-30 минут, в зависимости от схемы и вашей ловкости. Предлагаю симпатичные схемы, которые можно взять за основу...
0
Эксперимент в январском Вашингтоне
Apssara
45 минут неизвестный скрипач играет одно за другим произведения Баха. За это время мимо него по станции метро прошли около 2000 человек. Большинство спешили на работу...

Сообщество учителей
11500 участников
2611 записей

4 новых участников за неделю
Сообщество учеников
Аватар Сообщества
11502 участников
4161 записей

4 новых участников за неделю
Сообщество репетиторов
Аватар Сообщества
11406 участников
222 записей

2 новых участников за неделю
Сообщество выпускников
Аватар Сообщества
11423 участников
1873 записей

4 новых участников за неделю
письма праздники хэндмейд подготовка к школе
ЕГЭ Новый год Отцы vs дети учеба ребенка
здоровье любовь отношения родителям выпускников

Блоги
74bfdc7f-bb17-479d-b9cb-99c45c871aa7 df7c4fe9-74bf-4e8c-b409-cdf7a29c9e70 13884316-2c7f-497a-852d-739c010b7709

Весьма обыкновенный, рядовой с виду приказ издан в Минобрнауки РФ под номером 2106 (от 28 декабря прошлого года) – «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

 

В принципе тема документа не нова. Кто сегодня не пишет, не говорит о колоссальных информационных перегрузках школьников, чуть ли не стопроцентном сколиозе, близорукости, нервных припадках во время ЕГЭ...

И все же принятый свод требований заставляет посмотреть по-новому на старые проблемы. Впервые на уровне нормативного акта признана прямая связь качества и состояния детского здоровья с эмоциональным климатом, царящим в школе.

Само смысловое поле текста приказа находится в зоне пересечения валеологии, педагогической поддержки, воспитания. Именно здесь сегодня идет бурный поиск нетрадиционных практик сохранения здоровья и предотвращения детских недугов. Опыт передовых учебных заведений убеждает, что объединение усилий медиков, психологов, освобожденных классных воспитателей – это отнюдь не чье-то благопожелание, а, как говорят эксперты, «самый быстрый путь к ребенку».

Подписанный министром документ охватывает и классифицирует всю громоздкую систему факторов, влияющих на самочувствие ученика. Из них-то и вытекает предъявляемый учебным заведениям набор «защитных» требований. Так, например, ведомство обязывает использовать в ходе занятий здоровьесберегающие приемы, формы и технологии, динамические паузы; проводить спартакиады, соревнования; развивать внутришкольное пространство творческих студий, секций, мастерских. Администрация ОУ должна прослеживать динамику показателей здоровья каждого учащегося, регулярно проводить социологические опросы, чтобы понять, что тревожит ребят. И далее: обеспечивать (цитируем) «благоприятные психологические условия образовательной среды: демократичность и оптимальную интенсивность, благоприятный эмоционально-психологический климат».

В качестве главного регулировщика, ответственного за физическое и нравственное состояние детей, назван не специалист-одиночка, а команда «Скорой помощи», включающая тьютора, логопеда, социального педагога, психолога, медицинского работника. Этот факт и позволяет (с некоторыми оговорками) надеяться, что наше министерство вплотную подошло к неотложной задаче создания в каждой школе службы индивидуального сопровождения ученика.

«Проблемы, которыми болеют дети, возникают на стыке педагогики, психологии, физиологии, медицины, социальных отношений. Ни одна детская проблема вне этого клубка не существует, – говорит доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Елена Казакова. – Вот почему нет никакого смысла создавать разрозненные, изолированные друг от друга службы медиков, коррекционных работников или психологов, чтобы затем объединяться, долго и мучительно выстраивать общую идеологию и налаживать сотрудничество».

Что такое «индивидуальная настройка»?

Сегодня в каждом из 18 округов Северной столицы работает комплексный межшкольный психолого-педагогический медико-социальный центр (ППМСЦ). Кроме того, чуть ли не в каждой пятой школе есть собственный ППМСЦ.

Инициатором крутого поворота к личности ученика выступила 56-я гимназия – школа-гигант, самая крупная в Северо-Западном регионе (2500 учеников, 50 учителей). Уже 16 лет своих ребят гимназия поддерживает через мощный психолого-педагогический медико-социальный центр, расположенный на одном из ее этажей: группа психологов, шесть логопедов, социальный педагог и медик-консультант. В течение года специалисты этой службы успевают выполнять от 100 до 150 запросов на индивидуальную настройку. За этот же период к помощи логопедов прибегают более 200 (!) учащихся, страдающих от заикания, дефектов речи, дислексии в разных формах.

Степень загрузки здешних мастеров сопровождения и впрямь феноменальна. Елена Меттус, руководитель гимназического ППМСЦ, с трудом выкроила четверть часа, чтобы ответить на мои вопросы.

– Цель всей нашей работы, – говорит Елена Валентиновна, – возвращение подростку веры в свои силы. Ведь от этого зависит и его физическое самочувствие: проблемы со здоровьем у детей часто провоцируются неудачами в общении, конфликтами с учителями, постоянным страхом оказаться в аутсайдерах. Вы можете спросить: что же здесь нового? Действительно, педагоги везде и всегда оказывают помощь ученикам в преодолении разного рода барьеров. Но речь о сопровождении, педагогической поддержке идет лишь в том случае, когда проблемы решаются не за ребенка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение осознанному самоопределению, умению делать выбор в сложной ситуации. Наша задача, следовательно, сводится к координации усилий всех лиц, заинтересованных в преодолении детской проблемы.

Как же работает эта система? Вот живой пример из практики одной из школ Санкт-Петербурга.

В школьную службу поддержки девятиклассница Мария обратилась с жалобами на боли в животе, недомогание, подавленное настроение и некоторые трудности в отношениях с подругами. Позже, в беседе со специалистом, к этим симптомам прибавился «страх быть смешной в глазах ребят», зацикленность на своем внешнем виде («Каждая складочка или морщинка на платье сводит меня с ума, я стала бояться ходить в школу»). При этом парадокс – Маша отлично учится, пользуется уважением одноклассников. Далее, шаг за шагом, выяснилось: Маша общается в классе с несколькими девочками, но «постоянно об одном и том же», и это ее раздражает. И еще: ее разрыв с одной из одноклассниц, Анной, длится уже четыре года.

Анализ этой информации позволил специалистам по поддержке выдвинуть план «спасательных работ».

  1. Осмысление вместе с Машей причин произошедшего разрыва, взгляд со стороны вернет ей веру в свои силы и в то, что проблема решаема.
  2. Аналогичная работа с Аней (если она захочет принять помощь сопровождающих) может способствовать примирению бывших подруг.

В дальнейшем активное подключение родителей, классного воспитателя Маши помогли успешно реализовать этот, теперь уже их общий, план. Девочки помирились. Больше того, как показало социометрическое исследование, в классе, где учится Мария, исчезли «отвергаемые личности». Так работа с одним человеком благотворно отразилась и на общем эмоциональном фоне класса. Если даже у внешне успешных учеников возникают подобные кризисы, сколько их обрушивается ежедневно на детей обыкновенных, неблагополучных!

Грамотная адаптация – залог здоровья

Все трудности, с которыми сталкиваются дети, в 56-й гимназии поделили на системные («синдром ЕГЭ», «логопедическая эпидемия») и личностные.

Скажем, переход на каждую следующую ступень образования (из детсада в первый класс и дальше, вверх по социальной лестнице) практически всегда вызывает массовый стресс у детей. Это системная проблема, несомненно. Она обусловлена неправильной организацией работ «на стыках» между разными периодами обучения.

Типичные проблемы адаптационного периода – нервное напряжение, режимные трудности, пропуски уроков по болезни – особенно остры при переходе из «началки» в пятый класс. Чтобы устроить мягкий переход ребенка в новый коллектив и к новым «правилам игры», необходимо загодя знакомить его с будущими учителями, а учителей с ребятами. А уже в процессе самой адаптации психолог (или тьютор) должен помочь ученикам запомнить имена новых друзей, учителей. Для этого в некоторых ОУ используются бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся прямо на их парты.

Могут сказать: так-то оно так, мечтать не вредно, но кому сегодня до описываемых здесь высоких технологий? И то правда: комплексный подход к сопровождению развития детей не всем по силам. Но вот факт. При поддержке авторов системы PPMS-сопровождения из Фландрии (Королевство Бельгия) в Республике Марий Эл такие, как их тут называют, «трехсторонние консилиумы» созданы уже в 62% дошкольных и в 69% общеобразовательных учреждений. А в Ярославской области, следуя той же бельгийской модели, удалось создать систему из 14 ППМСЦ, работающих в девяти направлениях оперативной и профилактической поддержки детского здоровья.

И это, поверьте, только начало!

Источник: prosvpress.livejournal.com

Автор: prosvpress.livejournal.com

Статьи по теме:


Тэги: депрессия, дети, жалобы, здоровье, педагоги, подростки, помощь советы, психолог, психология, родители, учеба ребенка, учителя, школа, школьники 27.09.2011, 12:25
Просмотров: 212
 | 
 | 
     
 | 
Голосов: 0
 | 
 
Tweet
Нравится
Комментарии:


Для добавления комментария, вам необходимо войти или зарегистрироваться
Request Time: 5.313s.