Кое-что из дневника учителя. 4


15.04.2010 14:30:40
«Они видят в нас обслуживающий персонал»

Мой старший университетский товарищ преподает математику в элитной школе (официально, элитных школ у нас нет, но в некоторые отбор идет почище институтского). До экзаменов меньше полугода, а к нему заявился папа одного из выпускников и попросил, чтобы сын сдал ЕГЭ на «отлично».

– Но для этого мне нужно совершить сеанс черной магии, – хватается он за голову. – Его недоросль не знает, как отличить синус от косинуса. Если «выгорит» обещал отблагодарить, а нет – «включить административные рычаги».

За мою недолгую практику мне тоже не раз приходилось сталкиваться с «рычагами родителей». Поставил «двойку» в четверти, они приходят, причем сразу к директору. И Галина вызывает меня на ковер и начинает прорабатывать.

Разговорились на эту тему с моим приятелем-математиком.

– Отношения учитель-ученик-родители поменялись кардинально, – говорит Женя. – Мы для родителей стали чем-то вроде обслуживающего персонала, как слесарь в автосервисе. Только вместо автомобиля – их чадо, а вместо помятого капота – оценки. Они платят за услуги, и хотят за свои деньги получить качественный сервис. Причем, не знания, знания почти никого не интересуют, главное, чтобы «пять-четыре» нарисовали и ЕГЭ сдали.

– Образование-то бесплатное.

– Я тебя умоляю, – Женя смеется. – По 2 тысячи в начале года на нужды школы собирал?

– Собирал.

– Видел, какую плазму родители СС на юбилей подарили? Не меньше 60 тысяч стоит. Это тебе не собрание сочинений Толстого. А знаешь, что Ирина всем свои методички втюхивает по 150 рублей? Дети их покупают и сразу выбрасывают, потому что, если не купишь, на положительные оценки вообще не стоит рассчитывать. А ты говоришь – бесплатно. Все продается-покупается, только формы другие.

«Люблю грозу в начале мая» – ведь это Пушкин написал?

Разрываюсь от противоречивых чувств и мыслей. Вчера поставил нескольким «вэшкам» двойки за домашнее задание. А сегодня вместе с литераторшей проводил викторину в 9 классе. Их классная Роза Георгиевна решила поприсутствовать. И даже поучаствовать.

На задание, кто вспомнит больше строчек Пушкина, Роза начала выкрикивать с последней парты:

– Мой дядя самых честных правил, Люблю грозу в начале мая…

– Давайте послушаем Свету Данилову, – прервала этот поток Ольга Геннадьевна.

– Я думала, она сейчас запоет «Клен ты мой опавший», – сказала мне после урока Ольга.

Может, химику и не обязательно знать авторство классических строк, но мне стало стыдно.

И еще не раз приходилось краснеть за некоторых из моих коллег. Вместе с пятиклашками в кабинет заходит их классная Вера Сергеевна – поговорить. Преподает она, увы, физкультуру. И, увы, она видит на доске материал, оставшийся от предыдущего урока.

– Сейчас же снимите, что вы понавешали дурацкие картинки. Дети смотрят, – Вера начинает срывать листки с доски.

Дурацкой картинкой была репродукция «Свободы на баррикадах» Делакруа.

Из кого выросли вот эти учителя? Наверное, из таких же двоечников, как мои балбесы.

Бег по кругу

Я все больше ощущаю себя в замкнутом круге. С одной стороны дети, которым неинтересно ничего, кроме виртуального общения, родители, чувствующие себя хозяевами жизни, живущие по принципу «купи-продай». С другой, учителя, принявшие на себя роль прислуги, охотно втянувшиеся в торгово-денежные отношения, одновременно видящие в родителях и детях чуть ли не врагов.

Школа погружается в атмосферу враждебности и недоверия. Вот сейчас учителя возмущаются сериалом «Школа». Наши тоже брызгали слюной по этому поводу, причем большинство сериал не видели. Я посмотрел одну серию. Конечно, там взят крайний вариант. Но не удивлюсь, если через пару лет такая школа станет нормой.

И дело не в том, что учителям мало платят. Изменилось само отношение к образованию и соответственно к людям, которые его представляют. Пока оно не станет другим, ничего хорошего не будет.

Иногда чувствую себя просто невыносимо. После армии я работал продавцом-консультантом. Ушел, потому что устал угождать покупателям. Сейчас частенько не понимаю своей роли. Вчера Галина опять вызывала на ковер по поводу плохих оценок одного моего шалопая. Маразм – не ученика чехвостят за плохую успеваемость, а учителя. Я порчу отношения с родителями, которые работают в администрации.

Поздно вечером позвонил армейский друг, зовет работать в другой город. Не в школу, конечно. Я чуть было сразу не ответил согласием. Но все же сказал, что перезвоню.

А утром узнал, что Сережа П. победил в олимпиаде по истории. Я не сдержался и закричал «ура!» прямо в классе, ребята закричали вместе со мной совершенно искренне. Может, все-таки стоит остаться?

P.S. Все имена изменены.


Начало
2 часть
3 часть

Найдено тут:
http://kp.ru/daily/24425/594923/
http://volgograd.kp.ru/daily/24425.5/595158/

	

4 комментария

Golden Boy

15.04.2010 16:32:09 #

		
А что тут комментировать? Всё так. Сначала им образование подай, затем "кофе" среднего рода, а потом, когда они займут свои руководящие посты, тексты за них пиши и объясняй им, что они хотят сказать. А наше дело - сиди и жди этих моментов искренности, которые якобы должны что-то доказывать. ответить

	

ZZ Zanoza v Z...

16.04.2010 07:48:20 #

		
Мой любимый учитель всегда говорит:
"Плюнь на все и делай свое дело!" ответить

	

		
Поменяется многое, когда поменяются родители. Да что уж родители - все люди! А произойдёт это только тогда, когда человечеству не нужны будут деньги. Или, когда будет другое отношение к деньгам, точнее к тому, что на них можно купить. Когда это произойдёт?! Не знаю. Будем надеяться на лучшее! ответить

	

Юлия Астахова

16.04.2010 14:45:53 #

		
Сдается мне, должно быть еще и другое отношение к алкоголю ответить

	

Написать комментарий

Конкурс сочинений «Письмо Президенту» 2010: Изменение климата! Потепление! Экологическая катастрофа?!
Российская ассоциация содействия ООН и МГИМО объявляют о новом конкурсе сочинений для школьников «Письмо Президенту», темой которого в 2010 году станут вопросы глобальной экологической безопасности.
 
Международная дистанционная математическая олимпиада школьников «Третье тысячелетие»
Олимпиада проводится с 30 января 2010 года. Жюри в Петербурге готовит задачи и рассылает их кураторам и индивидуальным участникам. Кураторы на общественных началах организуют олимпиаду в своем городе, регионе, в одной школе или только для собственного ребенка.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.