Доктор Хаус.


03.11.2009 14:00:50

Да, Хаус - настоящий циник. Он умеет выйти из такой запутанной ситуации, что можно просто позавидовать его сообразительности, смекалке и наглости. Манипулятор - еще тот! К тому же сам не поддается на манипуляции. Обожаю его! Вот, сперла с сайта subscribe.ru

Разбить претензию в три приема
Если Вы смотрите сериал «Доктор Хауз» и хотите просто получать от этого удовольствие – не читайте дальше. Потому что дальше я буду извлекать пользу из того, что делает на экране Хауз. Разбираю фрагмент с его участием с целью хоть чуть-чуть помочь людям реагировать на нападки за счет умения разглядеть и применить те или иные механизмы манипулирования.

Фрагмент из второй серии первого сезона.
Пациент, молодой парень, в плохом состоянии. Диагноз еще не поставлен, и все считают, что он умирает. Хауз сидит в уличном кафе возле госпиталя с другом и обсуждает этот случай. Подходят родители парня. Хауз готов к претензиям… и они (претензии) не заставляют себя ждать. Что именно происходит? Давайте разбираться.

Родители – Как вы можете просто сидеть здесь?

Что означает этот вопрос? Что родители навязывают Хаузу роль «плохого, равнодушного врача». Если Вам навязывают ненужную роль, что Вы делаете? Хауз использовал в этом одноминутном разговоре три стратегии уклонения от ненужной роли. Стратегия раз – разглядеть в вопросе совсем другую роль, пусть даже абсурдную по сути, и с готовностью ее принять. Неправильная формулировка претензии дает право неправильно на нее отреагировать. Например, буквально:

Хауз – Если я ем стоя, я проливаю.

Хауз выбирает не бороться за роль «хорошего врача», а принимает роль «сидя обедающего человека». Одной ироничной фразой он сразу добивается важной цели – показывает, что не собирается принимать на себя роль «плохого врача», не чувствует себя неправым, не собирается краснеть и оправдываться. И роли он выбирает сам. Навязать ему ненужную и неправомерную роль не получится. Хотя родители, понятное дело, сейчас находятся под влиянием эмоций, и сразу не остановятся. При этом формулировка претензии становится более развернутой и конкретной, но все равно не точной.

Родители – Наш сын умирает, а вам безразлично? Мы проходим сквозь ад, а вы ничего не делаете?

Родители продолжают настаивать на роли «плохой доктор». Предъявляют неправомерную этическую претензию. Если врач не сидит в палате пациента, это не означает, что он ничего не делает. Хауз понимает некорректность претензии, и дает возможность родителям понять это самим… Он применяет вторую стратегию.
Хауз – Простите, вам надо выпустить пар, я понимаю.
Он опять не спорит, не отбивается от роли «плохой доктор», а занимает другую роль - «психотерапевта». Человека, который понимает, что родители в ситуации стресса, испытывают сильные отрицательные эмоции. Но это не роль «плохого доктора», пытающегося доказать, что он «хороший доктор». Это совсем другая роль. И родители начинают понимать, что как-то они не попадают в цель своей претензией. И формулировка претензии вновь меняется. Становится еще более конкретной.

Родители – Не ведите себя снисходительно. Вы ни разу его не проведали.

Родители более точной формулировкой претензии показали, что они считают, что «хороший доктор» тот, кто часто проведывает пациента. А Хауз считает – хороший доктор тот, чьи пациенты выздоравливают. И он применяет третью стратегию – показывает, чье понимание здесь более адекватно. Только на третий раз он занимает роль «врача» - «Высококвалифицированного врача, знающего все детали дела». Он не обижается на родителей за неправомерные претензии, и не порождает новых эмоций с обеих сторон.

Хауз – Давление крови 110/70, шунт открыт, хорошо расположен в правом боковом желудочке мозга, электрокардиограмма показывает нормальный QRS комплекс с глубокими инверсиями волн вдоль лимботических и перикардиальных вершин. Тесты на функционирование печени дали повышенный показатель, но всего лишь в два раза от нормы. Ах да, он слышит голоса.
Идите и подержите его за руку. Идите, я отнесу ваш поднос.


Важна концовка этой фразы. Хауз на третьем шаге занял роль «хорошего врача». И далее зафиксировал распределение ролей «профессионал, занимающийся фактами» и «родители, занимающиеся эмоциями» тем, что дал задание родителям – «идите и подержите его за руку». Т.е. это Ваша работа – проявлять эмоциональные реакции и держать сына за руку. А у врача другие задачи. За три коротких шага он разрешил часто возникающую ситуацию предъявления неправомерных претензий. Быстро, точно и красиво. И зафиксировал результат – тоже быстро, точно и красиво. Родители почувствовали неправомерность своих претензий, поняли что их картина мира была неадекватна, совсем другими глазами (почти благодарными) посмотрели на Хауза – и пошли в палату к сыну.

Вкратце эта система выглядит так:
Шаг 1. «Отходим в сторону», пропускаем «удар» мимо себя, выбирая себе любую другую роль, а не навязываемую; если есть возможность – то с долей юмора.
Шаг 2. «Отходим в сторону», выбираем себе роль «понимающего Ваши чувства».
Шаг 3. Демонстрируем, что картина мира адекватна у нас, и неадекватна у предъявляющего претензии. Становимся в нужную нам роль, например, «специалиста».
Шаг 4. Фиксируем сложившиеся после 3 шага нужные нам роли, даем указание к действию уже в новых ролях.
Приятного просмотра сериала тому, кто еще его не видел. А кто видел – приятного повторного просмотра. Почему-то мне кажется, что Вам захочется пересмотреть хотя бы этот эпизод…

P.S.: Ближайшую неделю буду учиться так делать. Самый главный Доставунчик нашего класса в афиге будет. Он обычно подходит на большой перемене, когда у меня бутерброд во рту и говорит какую-нить гадость про тараканов в бутырброде. Что бы ему такого в стиле Хауса на это ответить? Может и отстанет со своими придурышными подколами.

	

3 комментария


		
В следующий раз ответь ему: "знаю! я очень люблю бутерброды с гадостями!" ответить

	

ZZ Zanoza v Z...

05.11.2009 13:38:43 #

		
Я сказала: "Бедный, ты наверное голодный, поэтому такой злой!, - отломила кусок бутерброда, протянула ему и говорю, - угощайся, тараканы свежие, хорошо прожаренные, хрустящие, утром ловила."

Я еще громко сказала, чтобы все слышали. Вот смеху то было! А он стоял и тупо смотрел на меня, догоняя, что же произошло! Я сама чуть не упала! Но сдержала себя, как могла! Зато теперь вроде пока не лезет со своими тупостями. ответить

	

		
Супер! Ты молодчина! ответить

	

Написать комментарий

IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников
В 2009-2010 учебном году в 7 федеральных округах Российской Федерации компания «Сименс» проводит IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов среди старшеклассников. Тема конкурса - «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни».
 
XII открытый конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Ежегодный конкурс, который позволяет раскрыть творческий потенциал молодежи, используя разнообразные формы подачи информации.
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.