О письменности, интернет-общении и типах интеллекта
22 Янв 2009

История человечества знает две глобальных культурных революции, повлекших за собою, ни много ни мало, перестройку процесса мышления людей. Первая — это изобретение письменности, вторая — создание современных компьютеров. Возможно, вы сейчас закидаете меня камнями, но ученые утверждают, что революция номер один имела для людей куда большее значение. И вот почему.

Когда человек овладевает культурой письменной речи, психика его, независимо от других внешних воздействий, глубоко трансформируется. В самой структуре мозга глубоко и надолго «прописываются» функции письменной речи, которые оказывают глубинное влияние на психику человека.

Порой у людей, уже умеющих хорошо читать и писать, возникает (по различным причинам: травма, опухоль и др.) серьезное психическое нарушение — буквенная агнозия. Из-за нее человек теряет способность распознавать письменную речь — написанный или напечатанный текст, но не утрачивает при этом способности к устному общению и сложной пространственной ориентации. Если человеку, страдающему буквенной агнозией, предложить переписать текст, он будет буквально срисовывать буквы, воспринимая их как набор символов: овалов, черточек, крючочков, — поскольку знание о буквенном алфавите им безнадежно утрачено. Этот факт научно доказывает глубокое влияние письменности на человеческий мозг.

А вот к частичной или полной потере способности выходить в Интернет или пользоваться компьютером поражения мозговых структур не ведут, по крайней мере, до сих пор таких случаев в практике не было. Поэтому логично предположить, что появление в нашей жизни компьютера и Интернета не настолько сильно затронуло психику людей. Хотя, конечно, период существования письменности и срок, прошедший с момента создания первого компьютера, — величины несопоставимые. И, скорее всего, компьютеризация и интернетизация принесет человечеству еще массу проблем, в том числе и психических.

Но сейчас мы поговорим о тех преимуществах, которые дает Интернет, то есть о безграничных возможностях для общения, обучения и самообразования, — а также о том, какие последствия это нам сулит.

Например, в ситуации, где группа школьников (студентов, учителей, либо тех и других) общается на образовательной или какой-либо иной площадке, каждый участник этого общения должен осознавать, что оно идет по определенным правилам. В социальном интернете, как в игре, есть свои «можно» и «нельзя», «табу» и критика, интриги, эмоции, проигрыши и победы. Нужно уметь (а тем, кто пока не умеет, научиться) использовать открытость и хитрость (эти качества нужны и в жизни, и в вебе), проявлять толерантность, дружелюбное отношение к оппоненту, даже если ваши с ним позиции диаметрально противоположны. Словом, совершенно очевидно, что умение общаться нужно и в реальной, и виртуальной жизни. Другое дело, что интернет-общение — как, впрочем, и реал, — способно преподнести массу сюрпризов.

Если вы — учитель, продолжающий общение со школьниками во внеклассном интернет-формате, вы просто обязаны задать детям тон: в общении, деятельности (когда речь идет о создании материалов), наполнении сайтов, планировании уроков, семинарах и т.п. Если пустить все на самотек или задать низкую планку, то и результат вы получите соответствующий.

Уникальная особенность интернет-общения состоит в том, что здесь нет участника самого умного и самого глупого. Всегда найдется кто-то, кто парирует ярче, чем вчерашний кумир, и всегда есть вероятность появления юзера, чьи высказывания окажутся глупее некуда… Будьте в любой момент готовы к смене роли, позиции или статуса. На самом деле это очень позитивный момент, который не позволяет расслабиться и создает постоянный стимул к стремлению вперед.

Каждый человек, независимо от возраста и интеллектуального уровня, попадая в благодатную среду интернет-общения, получает серьезный шанс для развития и совершенствования своего потенциала и способностей. Как использовать этот шанс наиболее полно?

Приведем примеры нескольких типов человеческого интеллекта: вы сможете благодаря им распознать самого себя, а заодно помочь своим ученикам, направить их в нужное русло.

Речь идет о разработанной Говардом Гарднером концепции восьми фундаментальных типов интеллекта. Это деление предполагает возможность для любого человека, взрослого или ребенка, попавшего в определенную среду общения, реализовать доминантный для него тип мышления.

Определить тип интеллекта можно с помощью простых тестов, которые помогут выявить самооценку и особенности взаимодействия человека с окружающим миром.

1. В быту, на работе и в общении с друзьями вы, как правило:

  • не оставляете дело незавершенным;
  • живо реагируете на проявления внешнего мира, вплоть до активного противодействия им; 
  • легко заводите знакомства и при необходимости решительно выясняете отношения;
  • не бываете рассеянным и не можете сидеть без дела;
  • в кругу друзей избираетесь ими в качестве тамады;
  • тщательно следите за своим внешним видом и внешним видом других, вы — экстраверт.

2. В быту, на работе и в общении с друзьями вы обычно:

  • спокойны и не беретесь за дело без основательной (иногда длительной) подготовки;
  • не стараетесь заводить «скоропалительные» знакомства;
  • бываете рассеянны и не можете быстро принять решение;
  • не любите лидировать в компаниях;
  • нуждаетесь в спокойной обстановке для того, чтобы продумать детали того или другого дела;
  • не обращаете особого внимания на свой внешний вид, вы — интроверт.

3. В школе и институте вы легко учились:

  • наиболее высокие результаты у вас были в геометрии, особенно в решении задач на построения и пространственное видение;
  • в оценках и характеристиках особо сложных психологических коллизий в личных отношениях героев романов;
  • вы не любили долгие и тщательные измерения; «Семь раз отмерь, один — отрежь» — не ваше правило;
  • не отличались высокими результатами в спортивных играх;
  • не умеете сделать что-то своими руками быстро, красиво и качественно;
  • ясно представляете себе, что будет завтра или даже через несколько месяцев, например, во время каникул или отпуска, причем ваши предвидения-планы чаще всего сбываются, значит, вы — интуит.

4. Во время учебы в школе и институте вы достаточно легко ориентировались:

  • наибольших успехов достигали в правописании и языках;
  • практических занятиях по ботанике и зоологии, труду и домоводству;
  • подвижных спортивных играх; в команде вас ценили;
  • не любили сложные, запутанные задачи по геометрии;
  • обладаете красивым почерком;
  • редко задумываетесь о том, что будет завтра или послезавтра;
  • умеете все сделать для себя и семьи своими руками, вы — сенсорик.

5. Учеба в школе и институте не представляла для вас трудностей:

  • наибольшие успехи у вас были в арифметике и алгебре, особенно в решении комбинаторных задач;
  • вы всегда умели быстро считать в уме и обосновывать решения;
  • умеете планировать и точно выполнять намеченный план действий;
  • четко дифференцируете необходимое от второстепенного;
  • не поддаетесь эмоциям в принятии решений;
  • не чувствуете особой потребности в чьих-то советах;
  • особо цените деловитость и практицизм, вы — логик.

6. В школе и институте вам особенно легко давались:

  • литература и история, обоснование личностных характеристик литературных героев и исторических деятелей;
  • вы умеете «видеть» и «воспроизводить» чувства других;
  • не любите или не умеете быстро считать в уме;
  • не строите долговременных планов;
  • чувствуете особую потребность в общении и советах;
  • не любите копаться в цифрах и бумагах;
  • особо цените тонкость чувств и эстетику отношений, вы — этик.

На основе этих параметров вы можете скомпилировать свой тип интеллекта. Эти тесты помогают определить наиболее оптимальное применение его в общении, деятельности, вообще любом взаимодействии людей в социуме, как реальном, так и виртуальном.

Основной фактор — определение доминантного качества мышления:

  • интуитивно-логический — конструктор проекта;
  • интуитивно-этический — конструктор отношений в проекте, организатор;
  • логико-интуитивный — аналитик проекта;
  • логико-сенсорный — аналитик — расчетчик проекта, бухгалтер;
  • сенсорно-логический — инструментальщик проекта;
  • сенсорно-этический — инструментальщик отношений в проекте, секретарь;
  • этико-интуитивный — организатор — администратор проекта;
  • этико-сенсорный — организатор секретарей.

Пусть вас не пугают абстрактные определения. Все просто: люди делятся на две группы. Первая из них мыслит и действует на основе индуктивного метода мышления:

  • интуитивно-логический тип (предвидения — факты — логика);
  • интуитивно-этический тип (предвидения — факты — этика);
  • сенсорно-логический атом-тип (практика — факты — логика);
  • сенсорно-этический атом-тип (практика — факты — этика).

Вторая — на основе дедуктивного метода мышления:

  • логико-интуитивный тип (логика — предвидения — факты);
  • логико-сенсорный тип (логика — практика — факты);
  • этико-интуитивный тип (этика — предвидения — факты);
  • этико-сенсорный тип (этика — практика — факты).

Как видим, способности человека не всегда развиваются в синергии. Наоборот, развитие одной из способностей необязательно подстегивает развитие сопутствующей. То есть человек, чьи данные при прохождении чистого теста на интеллект оказались не лучшими, может выдать хорошие результаты по другим показателям (интуиция, логика и др.)

К какому итогу подводит эта концепция? Каждый из ваших учеников — это целый мир, в котором заключена масса способностей и возможностей. Никогда не позволяйте себе «перечеркивать» ценность личности на основе одного-двух отрицательных показателей. Возможно, перед вами гений, талант которого пока попросту дремлет...

По материалам:
www.kinnet.ru

Статьи по теме

6 комментариев

Клёво! Мне понравилось. Плюс ещё я узнала кое что о себе) Я экстраверт, на половину интуит, наполовину сенсорик.Потом опять же серединка на половинку логик и этик))
Все-таки настолько интересно создан человек и в особенности его мозг!
проведите исследование на темы "падонкоффский йазыг"
Ну приехали, теперь и экстраверт, и интроверт - типы интеллекта?! Туфта какая-то.
Есть мнение, что разные типы интеллекта обусловлены только разными предпосылками в процессе развития, и неполным обьемом знаний о мире.

Над статьей стоит поработать подольше.
Не понятно - куда отнести хакеров, которых в большом числе плодят компьютеры. Признаки: несвязная речь, неумение выражать свои мысли на русском языке, жуткий сленг, неумение доводить дело до конца, разрывы отношений с людьми, работа за компьютерами и днем, и вечером, и ночью.
ВАКаймин,проф.,доктор комп.наук, маг.права.

			

Написать комментарий


		
Программа Project Smile
Программа Project Smile направлена на организацию и проведение образовательных и развлекательных мероприятий, развитие креативного мышления у детей и школьников, помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
 
Конкурс на получение стипендии от EF Education First
Компания EF Education First объявляет конкурс на получение стипендии на обучение по программам продолжительностью академический семестр или академический год.
Программа Project Smile
Программа Project Smile направлена на организацию и проведение образовательных и развлекательных мероприятий, развитие креативного мышления у детей и школьников, помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
 
Конкурс на получение стипендии от EF Education First
Компания EF Education First объявляет конкурс на получение стипендии на обучение по программам продолжительностью академический семестр или академический год.