Наверное, каждый из нас может вспомнить хотя бы один случай, когда в его школьном дневнике красовалась огромная двойка. Ты появляешься дома с видом человека, который потерял казенный миллион, понимая, что на этом жизнь твоя завершилась. Лавиной обрушиваются на твою голову упреки родителей. Да в чем дело-то, за что двойка?
«У вашего сына куриный почерк! Примите меры».
...«Пушкинская скоропись художественна в том же смысле, в каком художественны его рисунки. Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто эстетическую реакцию, такую же, какую вызывают произведения искусства. Это нечто совсем другое, нежели «красивый почерк»...», — так писал о почерке Пушкина режиссер Эфрос. О почерке, который больше походил на арабские иероглифы и представлял взору не что иное как один сплошной текст. А в 2001 году на Берлинском аукционе фрагмент рукописи «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» был продан за 133 тысячи евро, хотя стартовая цена его составляла 37,5 тысяч... Гений великого человека любой недостаток преображает в неповторимую особенность.
Теперь попробуем представить самого обыкновенного ученика, с почерком, за который даже курица поставила бы двойку, — будущим Пушкиным. Он такой же, как все, ему не чужды развлечения и забавы нового поколения, он даже может прослыть хулиганом. А каракули его больше похожи на проект новой иероглифической письменности... Но в его душе горит огонь, рождающий подлинное творчество. У него светлая голова и способностей хоть отбавляй, — и все-таки каждую новую учебную неделю в его дневнике появляются две-три двойки, а учителя продолжают настоятельно требовать от него улучшения почерка...
Проходит лет десять. Тот самый ученик стал всемирно известным поэтом, интернет-магазины завалены заказами на сборники его сочинений, а в книжных и букинистических магазинах образуются очереди, какие в конце прошлого столетия отличали бакалейные отделы в продуктовых магазинах. И вот позади уже целый век. Не так давно его жизнь оборвалась, но возле памятника каждый день расцветают огромные букеты и книги его по-прежнему не знают, что такое пыль. Теперь каждый литературовед считает своим долгом написать хотя бы пару фраз о том, каким великолепием отличается почерк нашего гения... Да, тот самый ужасный почерк. За строку стихотворения, написанную его рукой, миллионеры готовы отдать на Sothebys миллионы евро... чтобы не понять ничего, кроме того, что это перо гения.
А вот его бывший однокашник. Его по сей день осыпают комплиментами за каллиграфический почерк. Месячный доход его сегодня едва дотягивает до десяти тысяч. Все общение — пара сослуживцев да смазливая соседка из квартиры напротив, с которой когда-то вместо бурного романа вышел никчемный короткий рассказик...
Известно, что формирование почерка у школьника происходит на протяжении практически всех одиннадцати лет учебы, причем повлиять на улучшение его вполне возможно. И все же это очень сложно. В начальных классах, когда в учебную программу входит чистописание, ученики пишут медленно, уделяя основное внимание каллиграфии. Начиная с пятого-шестого класса, когда в программу включаются история, биология, физика, — объем информации, которую необходимо фиксировать, увеличивается. Школьникам приходится ускорять свое письмо, что отражается на не успевшем сформироваться почерке. Конечно, это фактор исключительно индивидуальный. И все же, по статистике, в среднем соотношение случаев деформации почерка и сохранения его стабильности составляет у мальчиков 7:3, у девочек соответственно — 4:6.
Так стоит ли, хочется спросить учеников, ставить вопрос о выборе между знаниями — и хорошим почерком? Что предпочтительнее: умение мыслить и понимать или способность выводить каллиграфические строки?.. И это уже — вопрос к педагогам...

Статьи по теме
- Хромает грамматика?
- За грамотный мир во всем мире, или 8 сентября — Международный день искоренения неграмотности
- Дети индиго долго не живут?
- Динамит как лучшее средство против войны
- Я леплю из Plastinina
Mr.Bungle
05.01.2009 16:13:32