Почему наши дети безграмотны? Особое мнение
19 Авг 2010
Почему наши дети безграмотны? Особое мнение

У тех, кому сейчас за тридцать, в детстве были деревянные игрушки, оловянные солдатики, юла и дефицитные куклы из Германии (если повезет, конечно). И еще — обычные буквенные кассы и кубики Зайцева, с буквами и иллюстрациями. Беру на себя смелость заявить: благодаря двум этим бесценным изобретениям наше поколение (относительно нынешнего) выросло грамотно говорящим и грамотно пишущим.

Еще помню такой момент: рекомендацией наших школьных учителей, обязательной к исполнению, было переписывание текстов русских классиков — рассказов Толстого, Чехова, Тургенева. С разнообразными сложносочиненно- и сложноподчиненными предложениями, с уместными инверсиями, массой прекрасных эпитетов, деепричастными и причастными оборотами... Текстов, написанных благозвучным стилем, который сейчас утрачен, к сожалению.

Например, начало рассказа «Певцы» И. С. Тургенева:

«Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, — через реку можно по крайней мере навести мост, — разделяет обе стороны бедной деревушки».

Заставьте свое чадо переписать эту фразу десяток раз, и даю вам слово, от «албанского» его после этого будет воротить. На индивидуально-авторский синтаксис рекомендую делать скидку, Иван Сергеевич имел на него право, в остальном же положительные моменты преобладают.

Кстати, об «албанском». Мода на этот язык, некогда невозможно популярный среди молодежи, понемногу утихает, оставляя после себя шлейф беспросветной детско-подростковой безграмотности. Спорное утверждение о том, что «албанский учат в школе», имеет под собой крепкие корни. Вспомните «фонетический разбор слова», который нас (и вас) заставляли делать на уроках русского языка. При разборе слова по принципу «как слышится», то бишь «как говорится», Ё, Я, Ю распадаются на звуки Й и О, А и У соответственно. Вот наглядный пример фонетического разбора:

Хорошо, что хотя бы глухие согласные звуки не озвончаются в устной речи, а мягкие не приобретают твердость, скажете вы. Куда там! Албанский, взяв за основу примитивный и никому не нужный фонетический разбор слова, пошел дальше — «озвончил» глухие и «отвердил» мягкие! В итоге мы получили йа вместо я, йожыг, кагдила, превед и тому подобные уродливые квазинеологизмы.

Нынешняя молодежь, вечно куда-то спешащая и везде опаздывающая, умудряется делать несколько дел одновременно: отвечать в аське сразу трем друзьям, писать SMS, трепаться в многочисленных мессенджерах, болталках и чатах. И, понятно, совершенно не имеет при этом возможности писать в соответствии со словарями. Оно и лишнее. Избыточность букв в традиционном языке здесь неуместна. Естественный процесс усечения слов вполне объективен и объясним: «сёдня» и «чё» понимают все, а цифра «4» обозначает сразу несколько символов или понятий: это и английское «for», и русская буква «ч». Игнорируются гласные, отсутствие которых вовсе не вредит смысловому восприятию.

Дети владеют этим языком виртуозно, добиваясь космической скорости письма, что куда важнее «пережитков» орфографии. Еще небезызвестный товарищ Ленин, практикующий скоропись, писал без гласных, история не даст соврать.

Все бы хорошо, если бы это не мешало нашим подросшим детям в случаях, когда необходимо грамотно изложить мысль, не растеряться и не наделать ошибок (ашипка). Жизнь не сводится к эсэмэскам. Худо-бедно закончив школу, человек столкнется с необходимостью писать серьезные документы: заявление о приеме на работу, в ЗАГС, автобиографию, наконец завещание (и никчемная безграмотная жизнь должна иметь логичную концовку...).

Неграмотная речь, и устная, и письменная, коробит. Так было всегда. Но сегодня есть масса возможностей учиться, и грамотному письму и речи в том числе. В том же Интернете, где так много невежества и, перефразируя Ильфа и Петрова, «непуганого идиотизма», — есть замечательные профессиональные образовательные сайты, которые в считанные секунды дадут ответ на любой вопрос. Не воспользоваться этим богатством преступно...

Материалы по теме

Статьи по теме

6 комментариев


		
Есть закономерность - красивым почерком тупую пошлость не напишешь... и наоборот, соответственно, смс-чным стилем красивую мысль не передашь... да и к чему она? :-) ответить

	
no guest photo

Гость

08.01.2009 15:56:38 #

		
Цитата
Евгений Скляревский пишет:
Есть закономерность - красивым почерком тупую пошлость не напишешь... и наоборот, соответственно, смс-чным стилем красивую мысль не передашь... да и к чему она? :-)

Зачастую, те, кто пишет каллиграфическим почерком способны такие пошлости писать, что даже самый заядлый даун не пошлет смской.
ответить

	

Константин

11.01.2010 13:11:19 #

		
Был у меня знакомый, который не мог читать русские слова написанные латинскими буквами, совсем не мог! Мне его было жаль и я объяснял ему, что да как, но он просил просто прочитать, а обучаться не хотел! Это же не так сложно... Я не знаю иностранных языков, английский только примитивно, но текст прочитать могу. ответить

	
no user photo

атеист

22.08.2010 13:14:12 #

		
бред, я пишу на бумаге только в школе а во все остальное только на клаве ответить

	
no user photo

атеист

22.08.2010 13:16:02 #

		
>удо-бедно закончив школу, человек столкнется с необходимостью писать серьезные документы: заявление о приеме на работу, в ЗАГС, автобиографию, наконец завещание<
а сё это каг буто незя на компе зделать и распечатать на принтере
ответить

	

Лев

04.09.2010 16:16:03 #

		
Макаренко о воспитании: роль родителей в игре.
Для того чтобы руководить игрой ребенка и воспитывать его игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нем как следует, они не смогут руководить ребенком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребенка, чем воспитывать.

Я думаю с раннего возраста воспитывать детей. А то родят ребенка а потом ребенка кидают родственникам а сами на танцы.
И к педагогики в детском саду надо качественно подходить.
Дети не виноваты - они невинны, что растут многие безграмотные.
С уважением, Лев X
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.