Проводим анализ урока — методичка учителя
11 Мар 2009

Самоанализ урока — инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств

Самоанализ даёт возможность учителю

  • формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
  • развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Не каждый учитель в полной мере владеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учиться настойчиво и систематически.

Методика системного самоанализа урока в своей основе имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа — учителем.

Один из вариантов алгоритма самоанализа урока может представлять собой следующее:

  1. Характеристика класса.
  2. Анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
  3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.

Как был построен урок, исходя из его замысла? (Морфологический аспект самоанализа):

  • характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ);
  • объединение УВМ в этапы;
  • выделение УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

Функциональный аспект анализа: на основе установленных способов взаимодействия СУМ, М0, ФОНД определяется механизм формирования конечного результата урока; определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива; уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечного результата урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся); анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока (КРУ).

Аспект оценки конечного результата урока:

  • оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;
  • определение разрыва между триединой целью урока и его конечным результатом;
  • сравнение причин этого разрыва;
  • оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ;
  • выводы и самооценка урока.

Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда.

Например:

Самоанализ урока по теме «Применение векторов к решению задач геометрического содержания»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Урок 8 по теме «Векторы»

Цели урока:

Познавательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений, формированием научного мировоззрения учащихся.

На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

1 .Формирование специальных умений:

  • умение применять свойства сложения, вычитания векторов, умножение вектора на число при решении задач геометрического содержания.

2. Развитие специальных умений:

  • умения выражать вектор через сумму и разность других векторов при актуализации знаний и разборе вспомогательных задач; (этап усвоения новых знаний, первичного закрепления)
  • умение записывать условие параллельности сторон геометрических фигур, принадлежности точки прямой и деления отрезка в некоторых отношениях при решении задач, требующих репродуктивных действий;

(этап первичного закрепления знаний)

  • умение преобразовывать векторные равенства и осуществлять перевод отношений между фигурами к соотношению между векторами и обратно при решении задач, требующих перехода в изменённую ситуацию.

(этап изучения нового материала и первичного закрепления знаний).

3. Развитие общеучебных умений:

Учебно-организационные умения:

  • умение выделять главное и существенное при установлении причинно-следственных связей между свойствами векторов и свойствами фигур в ходе изучения содержания новых задач и решения задач, требующих репродуктивной деятельности;
  • умение планировать и контролировать ход своих действий при решении задач;

Учебно-интеллектуальные умения:

  • умение проводить аналогии между векторами и сторонами в ходе решения задач геометрического содержания;

Учебно-информационные умения:

  • умение выделять главное и существенное при аналитико-синтетической работе с текстом учебника;
  • краткая обобщённая запись полученной информации при изучении нового материала;
  • умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи новых задач и решении задач с переносом знаний в новую ситуацию;

Учебно-коммуникативные умения:

  • умение говорить на языке данной науки при воспроизведении формулировок свойств векторов;
  • взаимообучение при изучении нового материала и закреплении.

Развивающий аспект цели связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем. На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

Развитие речи:

  • развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решений задач; развитие математической речи путём введения в активный словарь таких понятий как коллинеарность векторов, отношение длин;
  • коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.

Развитие мышления (входит в познавательный аспект цели)

Развитие двигательной сферы:

  • овладение моторикой мелких мышц;
  • развитие двигательной сноровки;
  • формирование соразмерности движений;
  • развитие глазомера и аккуратности при построении векторов и геометрических фигур;

Развитие сенсорной сферы:

  • ориентация во времени;
  • восприятие устной речи;

Развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления результатов самостоятельной деятельности.

Воспитывающий аспект цели связан с формированием системы нравственных отношений к обществу, к труду, коллективу, себе.

На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

  • В ходе парной работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;
  • умение рефлексировать;
  • умение культурно общаться с одноклассниками;
  • умение сопереживать;
  • трудолюбие, желание помочь однокласснику;
  • стремление добиваться наилучших результатов.

Содержание этапов урока:

Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения.

1. Этап организации начала урока

Методы предъявления учебных требований

2, 3 Этап актуализации опорных знаний

Методы предъявления учебных требований, логические (индукция, аналогия) практические.

4, 5 Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала

Методы предъявления учебных требований, инструктаж, поощрения и порицания, самостоятельная работа учащихся, аудиовизуальные, (использование словесных и наглядных материалов), логические, взаимоконтроль.

6, 7 Этап первичного закрепления:

Методы предъявления учебных требований, самоконтроля, взаимоконтроля: инструктаж, логическая, практическая тренировка, исследовательский метод, самоконтроль.

8. Этап контроля и самопроверки знаний (осуществляется через сличение)

Методы самоконтроля, рефлексия, саморефлексия.

С учётом цели, содержания и методов обучения была избрана технология КСО и уровневой дифференциации, в частности, парная форма организация познавательной деятельности. Эта форма позволяет создать ситуацию развития, саморазвития взаимообучения учащихся. В ходе работы в динамических парах более активно формируется система нравственных отношений, развиваются ответственность и взаимопомощь. Цели урока достигнуты полностью. Ученикам удалось выявить определённые моменты, затруднявшие понимание, правильно самостоятельно отреагировать на них, наметить пути устранения недочётов. А также побывать в роли обучающего и обучающегося вполне успешно.

Я считаю, что на данном этапе познания технология выбрана верно, поэтому урок удался.

Тема урока: «Применение векторов к решению геометрических задач»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

Познавательный аспект

1.Формирование специальных умений:

  • умение применять свойства сложения, вычитания векторов, умножение вектора на число при решении задач геометрического содержания;

2. Развитие специальных умений:

  • умения выражать вектор через сумму и разность других векторов при актуализации знаний и разборе вспомогательных задач (этап усвоения новых знаний, первичного закрепления);
  • умение записывать условие параллельности сторон геометрических фигур, принадлежности точки прямой и деления отрезка в некоторых отношениях при решении задач, требующих репродуктивных действий (этап первичного закрепления знаний);
  • умение преобразовывать векторные равенства и осуществлять перевод отношений между фигурами к соотношению между векторами и обратно при решении задач, требующих перехода в изменённую ситуацию (этап изучения нового материала и первичного закрепления знаний).

3.Развитие общеучебных умений:

Учебно-организационные умения:

  • умение выделять главное и существенное при установлении причинно-следственных связей между свойствами векторов и свойствами фигур в ходе изучения содержания новых задач и решения задач, требующих репродуктивной деятельности;
  • умение планировать и контролировать ход своих действий при решении задач;

Учебно-интеллектуальные умения:

  • умение проводить аналогии между векторами и сторонами в ходе решения задач геометрического содержания;

Учебно-информационные умения:

  • умение выделять главное и существенное при аналитико-синтетической работе с текстом учебника;
  • краткая обобщённая запись полученной информации, полученная при изучении нового материала;
  • умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи новых задач и решении задач с переносом знаний в новую ситуацию;

Учебно-коммуникативные умения:

  • умение говорить на языке данной науки при воспроизведении формулировок свойств векторов;
  • взаимообучение при изучении нового материала и закреплении

Развивающий аспект цели

Развитие речи:

  • развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решений задач;
  • развитие математической речи путём введения в активный словарь таких понятий, как коллинеарность векторов, отношение длин;
  • коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.

Развитие мышления (входит в познавательный аспект цели);

  • развитие двигательной сферы:
  • овладение моторикой мелких мышц;
  • развитие двигательной сноровки;
  • формирование соразмерности движений;
  • развитие глазомера и аккуратности при построении векторов и геометрических фигур;

Развитие сенсорной сферы:

  • ориентация во времени;
  • восприятие устной речи;

Развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления результатов самостоятельной деятельности.

Воспитывающий аспект цели

  • умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;
  • умение рефлексировать;
  • умение культурно общаться с одноклассниками;
  • умение сопереживать;
  • трудолюбие, желание помочь однокласснику;
  • стремление добиваться наилучших результатов.

Бодряшкина  М. А., методист математики Северного округа г. Москвы

Источник: Школа администратора

Материалы по теме

Статьи по теме

  • Самоанализ урока
  • О роли классного руководителя
  • Диагностическая карта учителя

			

Написать комментарий


		
Открытый ежегодный Международный конкурс компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер – 2009»
Конкурс проводится с 1 декабря 2008 года по 28 апреля 2009 года. Работы принимаются с 10 декабря 2008 года по 15 марта 2009 года. С 15 марта 2009 года – работа экспертного совета и подведение итогов конкурса. Возраст участников: от 7 лет до 21 года.
 
Общероссийский конкурс детских проектов в области энергетики «Энергия детства»
Цель конкурса - популяризация детского научно-технического, литературного, изобразительного, музыкального творчества, направленного на развитие креативного мышления и позитивного отношения к отрасли энергетики. К участию приглашаются дети от 5 до 17 лет из разных стран мира. Материалы должны быть отправлены до 1 апреля.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.