«Я пролепетал, что не мы с дедушкой разбили чайник, и оглянулся в поисках поддержки. Но дедушка вовремя смылся за газеткой.
- Молчать! - взревела бабушка. - Вы загадили мой мозг, больной мозг, несчастный мозг! Я из-за вас ничего не помню, ничего не могу найти, у меня все валится из рук! Нельзя гадить человеку в мозг день и ночь!»
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Насилие над детьми – это горячая тема, активно обсуждаемая сейчас в блогах и форумах. Разновидностей насилия много – эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное… Но каким бы не было это насилие, оно остается самым отвратительным и нетерпящем оправданий: насилие по отношению к беззащитному существу – Исконное Зло!
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Бывают случаи, с виду вполне невинные. Например, к нижеследующей истории довольно сложно будет подойти с точки зрения закона. Да и как оградить своего ребенка от человека не вполне адекватного? Ситуация была описана на странице в сообществе примерно таким образом:
«На нашу детскую площадку стала приходить пожилая женщина с мальчиком примерно лет трех. У нас правило; положил игрушку на территории площадки - играют все дети. Родители вмешиваются только в случаях активных действий или воспитательных моментов типа "как надо делиться". Эта женщина, зная о таком положении вещей, вырывает свои игрушки их рук детей, тряся их и практически вопя: " Отпусти, это не твое". Она обзывается, но не в лицо, а в сторону, называя играющих в догонялки и вопящих 2-3-леток ненормальными идиотами. Сегодня она вырвала машину из рук годовастика так, что он упал лицом в песок, а у моего сына вырывала машину с воплем "пусти, идиот". Как на такое реагировать - по закону, а не по понятиям? Я не могу дать ей в морду, не могу орать матом…»
Комментарии посыпались самые разнообразные: агрессивные - «ваши знакомые дают тёте в морду (куском арматуры) без свидетелей»; мирные, но бездейственные - «для начала напишите заявление участковому о брани в общественном месте, попробуйте заснять на видео её фокусы. А даме пригрозите ещё и судом, если прикоснется хоть к одному ребенку»; и даже весьма хитрые - «попробуйте обговорить это с родителями детей, которые гуляют на площадке и как только начнутся выкрутасы громко заявите, что женщина невменяемо себя ведёт и что вы звоните в психушку. Только это надо сделать коллективно и со свидетелями, тогда «мадаму» как ветром сдует.
Впрочем, ответа, который опирался бы на какой-то закон так и не последовало. Однако, такое поведение по отношению к ребенку часто бывает губительно для его психики. Порой даже простой окрик со стороны постороннего человека, который воспринимается ребенком как «чужак», может оказать сильное отрицательное воздействие как на отношение ребенка ко всем подобным ему «чужакам», так и на характер ребенка.
Кстати, Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом» очень точно изобразил этот «повернутый» тип женщин в возрасте, и что самое главное – реакцию ребенка на подобное поведение. О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощренно родная бабушка издевается над любимым внуком.
Психологический тип насилия, как в ситуации с песочницей, конечно, не оказывает видимого вреда – ни ушибов, ни укусов, ни царапин… Однако все эти ушибы, все эти царапины остаются в детской душе. И последствия этих ран могут быть ужасные. Проявиться они могут в следующих отклонениях и проблемах:
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- импульсивность, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
- ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу; не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
- брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
- устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Взяв за основу ту же книгу Санаева, на ее примере, привожу далее все факты, которые можно отнести к психологическому насилию. Агрессором в данному случае выступает та самая Санаевская «бабушка».
- Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка:
«Вонючая, смердячая сволочь! – Мне показалось, что зубы у бабушки лязгнули. – Твоя мать тебе ничего не покупает! Я таскаю все на больных ногах!». «Знай, жизнь свою кончишь в тюрьме. У тебя же уголовные наклонности. Костер разжечь, на стройку залезть… И к этому ты тварь слабохарактерная». «Уйди, мальчик, я не знаю тебя… Я не бабушка, у меня нет внука. – Баба, да это же я! Я, Саша! – Мальчик, я… не знаю тебя, – приподнимаясь на локте и всматриваясь в мое лицо, сказала бабушка. Потом, убедившись, видимо, что я действительно незнаком ей, она снова откинулась назад, запрокинула голову и захрипела».
- Оскорбление или унижение его человеческого достоинства:
«Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь! – заорала бабушка, – Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! – Это было любимое бабушкино проклятье. – Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!». «Вспотел… Ну сейчас я тебе, тварь, сделаю «козью морду». Мы вошли в квартиру. – Снимай все, ну скорей. Рубаху снимай. Весь потный, сволочь, весь… О-ой! – протянула она, беря рубашку. – Вся мокрая! Вся насквозь! Где ты был? Отвечай!». «Ну, что ты написал? «Наш паровоз мы сделали сами»… Идиот! Сволочь! Чтоб тебя переехал паровоз, который они сделали!»
- Угрозы в адрес ребенка:
«Слушай меня внимательно: если ты еще раз … (вставьте любое нежелательное со стороны «насильника» действие ребенка) я пошлю туда дедушку, а он уважаемый человек – твой дедушка. Он пойдет, даст сторожу десять рублей и скажет: «Увидите здесь мальчика, высохшего такого, в красной шапочке и в сером пальто… убейте его. Вырвите ему руки, ноги, а в зад напихайте гаек». Твоего дедушку уважают, и сторож сделает это. Сделает, понятно?!». « Иди сюда, сволочь! – грозила она. – Иди, хуже будет! Иди, или я тебя бритвой на куски порежу… Иди сюда, не будь трусом».
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству:
«Учиться не хочешь, хочешь только вкусно жрать, гулять и смотреть телевизор. Так я тебе погуляю! Месяц из дому не выйдешь!»
- Ложь и невыполнение взрослым обещаний:
« Стой, я тебе ничего не сделаю. Стой. Иди сюда, я тебе дам шоколадку. Знаешь, какую? Вот такую…»
«Иди сюда, я тебе куплю вагончиков к железной дороге, а не пойдешь, куплю и разломаю на твоей голове. Иди сюда!»
- Однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму:
«Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, – стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, – проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: «Ку-упи! Ку-упи!» Я ей говорю: «Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь…». «Ку-упи!» Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала».
- Обвинение в адрес ребенка (брань, крики):
«Мороженое я никогда не ел. Бабушка часто покупала себе эскимо или «Лакомку», но запрещала мне даже лизнуть. – А ты точно дашь мне дома мороженое? – А зачем я тогда тащу его в сумке? – ответила бабушка так, словно в сумке у нее было не мороженое, а пара кирпичей. – Конечно, дам!». А позже: « …Будь ты проклят со своим мороженым, сволочь ненавистная… – Я тоже заглянул в сумку, увидел там большую белую лужу и заплакал, –… все документы размокли, все деньги! Вот же тварь избалованная! Сашенька то хочет, Сашенька это хочет! По Сашеньке могила плачет, а ему все неймется. Я твои анализы видела, кладбище – вот твой парк!».
- Принижение его успехов, унижение его достоинства:
«Почему я идиот, я знал уже тогда. У меня в мозгу сидел золотистый стафилококк. Он ел мой мозг и гадил туда. Знали это и лифтерши. От бабушки. Вот, например, ищет она меня, найти, конечно, не может. Спрашивает у лифтерши: – Вы моего идиота не видели? – Ну, почему идиота?.. На вид он довольно смышленый. – Это только на вид! Ему стафилококк давно уже весь мозг выел». «Она играет на скрипке! Девочка учится в музыкальной школе. Она умница, а ты кретин и дерьма ее не стоишь!»
- Длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей:
«У тебя сегодня день рождения, – сказала бабушка, лежа на диване и почесывая полосу, натертую на бедре резинкой салатового цвета трико. Я удивился, и спросил, что это значит, бабушка объяснила. Так я узнал, что мне исполнилось семь лет. Про дни рождения, в которые мне исполнялось пять и шесть, бабушка, видно, забывала сказать, и я все время думал, что день рождения – это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, ко дню рождения не имеет никакого отношения праздник».
- Совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям:
«Есть мудрая поговорка: «За грехи родителей расплачиваются дети». Он расплачивается за свою мать-потаскуху».
- Похищение ребенка:
«Я его в машину посадил и увез. Пятый год с тех пор с нами живет. …Сейчас она приходит иногда, каждый раз скандалит с бабкой, доводит ее до истерики. Говорит, мы у нее ребенка украли».
- Подвергание ребенка аморальным влияниям:
«Пользуясь уходом бабушки, я попросил дедушку досказать прерванный анекдот. – Я тебе другой расскажу, – встрепенулся дедушка. – Зажми зубы и скажи: «Я не ем мяса». Я зажал и, к своему удивлению, довольно членораздельно поведал, что мяса не ем. – Ну ешь дерьмо! – засмеялся дедушка, обрадовавшись удачно получившейся шутке. – Ладно, поспи, что ли».
- Причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
«Проснулся я утром от торжествующего «ага!» дедушки. Под мощной пружиной мышеловки выгибался надвое перебитый мышонок. – Ну что я говорил?! Вот и все! – радостно сказал дедушка и показал мышонка».
Где же корни сегодняшних проблем, и почему в 21 веке продолжает жить бессмысленная, средневековая жестокость?
Если говорить о нашей стране, то в ее истории полно кошмаров. Особенно, что касается детей. Например, в девятнадцатом веке в России еще были широко распространены детоубийство и детские свадьбы. Мало того, что большинство девочек выходило замуж, и имело сексуальный опыт до половой зрелости – отцы часто вступали в половые сношения с новобрачными сыновей. Один путешественник в девятнадцатом веке вернувшись из России, рассказывал: «В деревнях отцы очень рано женят сыновей на расцветающих девушках, а затем посылают юношу в Москву или Санкт-Петербург искать работу... Через несколько лет сын возвращается домой и обнаруживает, что является номинальным отцом нескольких детей, отпрысков собственного родителя, который считал своим долгом замещать мужа молодой жены. И так по всей России...».
Длительное тугое пеленание (состоящее в перевязывании ребенка в несколько слоев на протяжении всего первого года жизни) в России сошло на нет всего несколько десятилетий назад. В Западной Европе этот обычай прекратил существование уже в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Русских детей туго связывали и превращали в пропитанные экскрементами колбаски, чтобы они «не выцарапали себе глаза». А чтобы дети не плакали, им постоянно затыкали рты грязными тряпками, часто так далеко пропихивая их в горло, что ребенок задыхался.
Даже среди образованных людей считалось нормальным бить детей кнутом ради «искоренения зла и возделывания добродетели». Как советовала традиционная настольная семейная книга «Домострой»: «Наносите ему побольше ран, и в будущем не пожалеете... ломайте ему ребра, пока еще не вырос, а иначе он окрепнет и перестанет вас слушаться».
Даже дочерей зачастую лупили безжалостно: «Беспрекословное повиновение и жесткая дисциплина – таков был девиз нашего отца», – писала одна женщина-революционер. Кнут настолько часто применяли к детям и женам, что его зачастую дарили мужу в свадебной церемонии.
Родители, проявлявшие к своим детям эмпатию, считались грешными. Когда одна расстроенная мать взяла своего больного ребенка от груди няньки и стала баюкать сама, тут же последовало предупреждение родственницы: «Такая чрезмерная любовь - преступление против Бога, и Он обязательно за это накажет».
Те родители, которые не били детей и даже довольно хорошо с ними обращались, считались чудаковатыми. В начале девятнадцатого века Григория Белинского, который не бил детей, описывали как «единственного отца в городе, понимавшего, что при воспитании детей нет необходимости обращаться с ними, как со скотом».
Родители обычно холодно и без эмпатии относились к потребностям детей. На первые годы жизни дворянских детей, как правило, отправляли к кормилицам в крестьянские семьи, а по возвращении домой отдавали на попечение слуг.
«Дети прикладывались к руке родителей по утрам, благодарили их за обед и ужин, спрашивали разрешения пойти спать по вечерам», – вспоминала одна женщина. Даже когда детей не били, им все равно навязывали жесткую дисциплину.
Зло отвратительно. Насилие отвратительно! И если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то поверьте ему! Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
Не отвергайте его. Если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие. Поддержите его и постарайтесь разобраться в ситуации, которая может поломать его жизнь…

Русланчег
27.08.2008 16:07:43