Шмундяк Владимир Леонидович Светофор — не панацея!
22 Июл 2009
Светофор — не панацея!

Статистика — вещь неумолимая. За первые четыре месяца 2009 года количество ДТП произошедших по вине взрослого пешехода составило 4556 случаев: погибло — 1075 пешеходов, ранено — 3533, это по данным ДОБДД МВД РФ. Смущает не только объем данных цифр, но и то, что они больше количества ДТП произошедших с детьми.

Казалось бы обычная ситуация: 4-х полосная проезжая часть, пешеходный переход, зеленый сигнал светофора. Можно смело переходить дорогу, ничего не опасаясь, в Правилах дорожного движения в п. 4.4 сформулированы обязанности пешехода на регулируемых пешеходных переходах: «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора», в п. 6.1 есть четкое определение зеленого сигнала светофора: «... сигналы светофора имеют следующие значения: зеленый сигнал разрешает движение; зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал», что делает большинство сознательных граждан нашей страны.

Соответствует ли написанное в Правилах дорожного движения реальной дорожной обстановке?

Действительно ли безопасен для нашей жизни уверенный переход дороги по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора? Вот некоторые из ситуаций, в которых пешеходы даже на зеленый сигнал светофора не гарантированы от ДТП:
— при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части (ст.4.7 ПДД РФ введённые с 1 января 2006 г.);
— увеличение тормозного пути из-за погодных условий;
— техническая неисправность автомобиля;
— состояние здоровья водителя;
— нарушение ПДД;
— алкогольное или наркотическое опьянение водителя;
— завершение маневра водителем.

Да, еще издалека слышны звуковые сигналы и видны проблесковые маячки, но горит зеленый и, оценивая расстояние до транспортного средства, пешеход решает, что он то уж точно успеет перейти дорогу, ведь он опаздывает и спешит.

А как оценить скорость приближающегося автомобиля? Успеет водитель не просто увидеть пешехода, но и затормозить, остановиться? Кто будет виноват в случившемся ДТП?

В рекламных роликах автомобили останавливаются быстро. Возможно ли это в реальной жизни, на мокрой дороге, в гололед? Любой водитель ответит на это вопрос отрицательно. При меняющихся погодных условиях, на различного типа дорожных покрытиях, при удовлетворительном техническом состоянии автомобиля и определенной скорости, транспортному средству необходимо время для того, чтобы остановится. Испытаниями установлено, что тормозной путь увеличивается во столько раз, во сколько раз ухудшается сцепление шины с дорогой. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывает и время реакции водителя, которое колеблется от 0,5 до 1—2 секунд, а также время срабатывания тормозной системы 0,2—0,6 секунд. Если вспомнить, что современные автомобили за одну лишь секунду проходят 28 метров, то станет ясно, какое влияние оказывает фактор времени на величину тормозного пути. Будет ли это время у пешехода, чтобы избежать ДТП?

Во время движения может произойти поломка транспортного средства. Исследования, проводимые за рубежом, показывают, что от 30 до 50% транспортных средств эксплуатируются с неисправными и неотрегулированными тормозами, рулевым управлением, фарами и другими механизмами, непосредственно влияющими на безопасность движения. Статистика показывает, что больше половины всех дорожно-транспортных происшествий по причине технического состояния транспортного средства происходит из-за неисправностей именно в тормозной системе. Происшествия, связанные с техническими неисправностями тормозной системы транспортных средств, всегда отличаются большим количеством погибших или раненых.

Обстоятельства, при которых происходят дорожные происшествия, очень разнообразны и часто вызываются сразу несколькими причинами. Приведу пример: автомобиль Chevrolet, управляемый водителем К., двигался по улице; при подъезде к переходу, где находились пешеходы, К. решил затормозить. Однако автомобиль продолжал движение, выехал на переход и нанес тяжелые увечья нескольким пешеходам.

При осмотре автомобиля обнаружено вытекание тормозной жидкости из тормозного цилиндра левого переднего колеса. После разборки тормозного механизма оказалось, что уплотнительный резиновый колпак цилиндра имел кольцевой разрыв. Во время движения автомобиля по грязной дороге через этот разрыв на рабочую поверхность тормозного цилиндра попали частички грунта (песка), что привело к потере герметичности и вытеканию жидкости. А накануне автомобиль прошел техническое обслуживание.

Может ли быть уверенным пешеход, что все автомобили, подъезжающие к переходу, исправны и остановятся?

Водитель, который завершает маневр, из-за находящегося на полосах движения транспорта может не заметить пешехода, решившего закончить несвоевременно начатый переход проезжей части на уже мигающий зеленый сигнал светофора; не успеть затормозить или сделать это слишком поздно, а пешеход, в свою очередь, с уверенностью, что его обязаны пропустить все транспортные средства, спешит по переходу. Неправильные действия при выполнении маневров являются частыми причинами столкновения и наездов на людей, особенно на загородных дорогах, где скорость движения транспорта высока.

Как часто причинами ДТП становится неудовлетворительное состояние здоровья или плохое самочувствие водителя?

Факторов, влияющих на снижение внимания и реакции водителей множество. В следствии чего, скорость реакции уставшего человека сильно снижена, да и заснуть за рулем недолго. Возможность возникновения аварийной ситуации повышается в 5 раз. Есть опасность для пешехода, если водитель уснул за рулем?

Не найдя цифр отечественной статистики, приведу зарубежный пример. В США ежегодно более 100 тысяч автомобильных аварий происходят из-за того, что водители засыпают за рулем.

А может водитель и умереть, подъезжая к пешеходному переходу. Приведу несколько примеров из средств массовой информации: в Сургутском районе (Ханты-Мансийский автономный округ) 48-летний водитель автомобиля «Татра» умер прямо за рулем своего грузовика, у него была ишемическая болезнь сердца («СИА-Пресс»); в станице Суворовской (Ставропольский край) произошло ДТП — водитель умер за рулем, причиной смерти стала сердечная недостаточность(«Ставропольская правда»), в Подмосковье в ДТП погиб сотрудник отряда милиции специального назначения «Булат» при ГУВД Московской области, авария произошла в результате смерти милиционера за рулем смерть наступила из-за сердечной недостаточности («Газета. ру»); 42-летний судья умер за рулем от сердечной недостаточности, ДТП случилось в центре Москвы («Российская газета); в Петропавловске-Камчатском водитель рейсового автобуса умер за рулем, по предварительным данным, у водителя случился сердечный приступ (24news. ru). В момент смерти водителя за рулем именно вы можете находиться на дороге.

Каждое пятое ДТП с участием пешехода, случается именно на пешеходном переходе, когда сами пешеходы, думают, что находясь на проезжей части, на пешеходном переходе они в полной безопасности и гарантированы от ДТП. Каждые сутки на дорогах России от ДТП гибнет трое детей.

Все ли водители сознательны и не нарушают ПДД?

Если бы это было так, то дорожно-транспортных происшествий было бы гораздо меньше. Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения. Однако одна треть всех дорожно-транспортных происшествий происходит по причине управления автомобилем в нетрезвом виде. Водитель автобазы Ч., управляя автомобилем-самосвалом Nissan с прицепом, груженным песком, в нетрезвом виде заснул за рулем, автомобиль потерял управление, в результате произошло ДТП. Пострадали люди.

При слове этикет и культура каждый из нас в первую очередь будет ассоциировать эти слова с поведением в быту, за столом, поведением в общественном транспорте, но лишь немногим придет в голову ассоциация — культура поведения на дороге.

Как часто мы задумываемся, можем ли мы назвать себя культурным пешеходом, культурным водителем?

Много вопросов о правилах поведения на дороге. Если читатель этой статьи ответит на них для себя, то выходя на пешеходный переход, на зеленый сигнал светофора, он не один раз повернет голову, посмотрит внимательно на дорогу, убедится в безопасном переходе через проезжую часть.

Знания Правил дорожного движения быстро выветриваются из наших голов, вытесняются житейской премудростью, надеждой на быстроту собственной реакции, своей уверенностью, что водитель должен уступить дорогу. Но желание жить полноценной жизнью, а не в инвалидной коляске, вырастить своих детей с чувством ответственности за собственную безопасность, стоит того, чтобы не торопиться при переходе дороги. Нельзя полагаться на то, что кто-то другой научит наших детей грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог. Прежде всего, важен собственный пример. И взрослый, скажем, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у ребенка, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. И после этого, зачастую, никакие учителя не изменят его впечатления о соблюдении Правил дорожного движения. Ведь авторитет родителя — выше!

Быть может сегодня, подходя к пешеходному переходу, вы являетесь примером подрастающему поколению и, затратив на переход на 20 секунд больше, гарантируете себе долгую, здоровую и счастливую жизнь завтра.

Источник: «Ресурсный центр безопасности дорожного движения»


			

Написать комментарий


		
Конкурс на лучшее творческое задание
16.07.2009
Британский Совет приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшее творческое задание для игры «Город будущего».
 
Межрегиональный историко-просветительский конкурс «Служение Отечеству: события и имена»
16.07.2009
В конкурсе могут принять участие все желающие – учащиеся 7–11 классов образовательных учреждений субъектов Российской Федерации.
Management Development Institute Of Singapore (MDIS)
16.07.2009
Management Development Institute Of Singapore (MDIS) предлагает стипендии от SGD 3,000 до SGD 10,000, частично покрывающие стоимость обучения в университете, для наиболее одаренных и способных студентов.
 
Cтипендия «Ньютон» на программу A levels в East Anglia University
16.07.2009
Программу Ньютон поддерживает стипендиальный фонд, который может выделить стипендию на обучение от 2000 до 8000 фунтов ежегодно. Стипендия предоставляются в виде скидки на оплату обучения. Возраст: 16 лет до начала программы.