ФГОС – путь к новой организации учебной деятельности
15 Июн 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Их повсеместная реализация в школах России с сентября 2011 года — это новая ступень в развитии образования. Как изменится жизнь школы с введением стандартов второго поколения?

— Действительно, 2011 — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения, или, как принято сегодня говорить, с новыми ФГОС. Чтобы понять, что происходит в образовании, необходимо уяснить, что новые стандарты — это лишь одна из составляющих модернизации системы российского образования, наряду с новой системой оплаты труда работникам образования, модернизацией системы повышения квалификации, изменение порядка аттестации педагогов. Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и о своем городе, и своем государстве.

— Значит ли это, что все дети с 2011 года будут обучаться по новым программам?

— По-новому начнут обучаться только первоклассники. Учебный план будет новый, он будет состоять из двух частей: инвариантной, т.е. обязательные предметы, и внеучебной деятельности, из расчета 10 часов на обучающегося, за счет этого у ребенка будет возможность реализовать себя через занятия, скажем, спортивно-оздоровительной направленности или художественно-эстетической, а, может, научно-познавательной. Содержание предметов остается тем же, учебники и программы те же, что мы использовали раньше.

— В таком случае, что же тогда изменится принципиально для ученика?

— Принципиально изменится подход к организации учебной деятельности. В педагогике этот подход называют и системно-деятельностный. Взять, к примеру, историю, тема «Бородинское сражение». Традиционно учитель рассказывал детям об этом событии, на следующий урок школьники пересказывали, что запомнили, прочитав, в лучшем случае, учебник. Сейчас каждому ученику будет предлагаться задание, проблема по заданной теме, в нашем случае это «Бородинское сражение». И школьник, решая самостоятельно поставленную задачу с помощью и учебника, и, скажем, Интернета, дополнительной литературы, исторических документов, изучает материал в процессе собственной деятельности, выстраивая, например, определенные схемы или создавая проект. Учитель организует самостоятельную деятельность: формулирует проблемы, создает проблемные ситуации, с одной стороны, с другой — консультирует школьников, помогает им организовать «добывание» информации и осуществляет проверку результатов самостоятельной работы. Конечно, существует ряд приемов, технологий такой организации труда.

— Да, но разве на уроках раньше не организовывали подобное?

— Организовывали, и детям был интересно. Но это, скорее, было исключение, чем правило. Теперь — это основное требование к организации учебной деятельности. Такая организация учебного процесса позволит ребенку достичь высоких результатов по предмету и сформирует метапредметные умения (умение работать с информацией, умение вычленять главное, сопоставлять, обобщать, сравнивать, делать выводы логически мыслить), и поможет достичь результатов в собственном развитии. Это логично, ведь школьника мы называем учащимСЯ, вот это «СЯ», с позиции русского языка, означает сам «на себя», т.е. обучаю себя. А задача учителя — так организовать деятельность, чтобы все и каждый был активным участником этой деятельности, понимал её значимость для себя.

— А разве учитель готов работать в таком режиме?

— Наверное, нужно говорить не только о готовности учителя, но всего образовательного учреждения к работе, как вы подметили, в новом режиме. В течение 2010-11 года школы города разрабатывали образовательную программу в соответствии с новыми требованиями. Образовательная программа школы — это большой документ, который включает в себя несколько документов, позволяющих школе работать в соответствии с новыми требованиями. Это и учебный план, и учебные программы, в которых прописано, как будет организована работа учащихся при изучении той или иной темы, и программы внеурочной деятельности, и Программа духовно-нравственного воспитания, реализация этой программы пройдет через каждый урок и внеурочную деятельность, и Программа универсальных учебных действий, и Программа здорового образа жизни, и ряд других документов. Экспертиза данных документов дала положительные результаты.

Скажу больше, образовательные программы создавались под руководством наших ученых-консультантов ТА Стефановской и ТА Сливинской и публично были представлены и на научно-методическом совете в городе, и в г. Иркутске в рамках форума. Со мной, наверное, согласятся директора школ, что без наших ученых-консультантов мы не смогли бы так быстро и качественно разработать этот документ. Это и консультации Стефановской Т.А., и мастер-класс по написанию программ, и корректировка консультантами столь важного документа, да и пятилетняя работа в инновационном режиме не прошла даром.

Если говорить об учителе, то инновационная деятельность ОУ города на протяжении 6 лет была направлена, как раз на формирование нового учителя, владеющего новыми образовательными технологиями, имеющего широкий диапазон профессионального педагогического мышления, готового к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе. Создавая воспитательные системы школ, мы создали условия для развития личности школьника, одним из которых является Учитель, думающий, знающий методологические основы организации педагогических процессов, направленных на развития личности ребенка, готовый создавать свои собственные методические системы. Хотя, насколько я помню, на страницах газеты «Новые горизонты», год назад появилась статья, где, как раз, журналист высказала свою позицию, суть которой сводилась к тому, что учитель должен давать знания, а наука, как я понимаю, она имела в виду педагогическую науку, дело ученых, но жизнь показала, что саянское образование на правильном пути.

— Значит проблем у нас нет?

— Проблемы, конечно, есть, работа предстоит сложная и для директора, и для учителя, и для методического центра, потому как необходима модернизация всей системы квалификации именно на муниципальном уровне, как вы понимаете, что главное в «новой школе» — это фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет успех реализации ФГОС, а задача ИМЦ — это повышение квалификации педагога и методическое сопровождение инноваций, и экспертиза реализации новых документов. Хотя только за этот учебный год мы провели более 10 методических мероприятий, курсы для учителей в рамках подготовки образовательных учреждений к ФГОС.

— Могут ли родители познакомиться с новой образовательной программой?

— Не только могут, но и должны. При поступлении в школу необходимо попросить данный документ у руководителя. Думаю, родителям будет интересно узнать, какая воспитательная программа реализуются в учреждении, какая внеучебная деятельность будет предложена их ребенку, какое количество часов в неделю будет их первоклассник заниматься математикой или другим предметом, каковы предполагаемые результаты реализации той или иной учебной программы.

— Куда можно обратиться за дополнительной информацией, с вопросами по новым образовательным стандартам?

— В школу, в Управление образование, в наш информационно-методический центр, в библиотеку нашего центра поступило за этот учебный год дополнительной литературы 87 экземпляров и, конечно, на сайт ИМЦ (www.imc-sayansk.moy), где размещена информация о ФГОС. На сайте в ссылке «консультация он-лайн» вы можете задать любой вопрос, связанный не только с реализацией стандартов второго поколения, но и вопрос по организации целостного педагогического процесса. Специалисты готовы отвечать на ваши вопросы.

Костюченко Л.А., директор МУ «Центр информационно-методического и психологического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» г. Саянск Иркутская область

Материалы по теме

Статьи по теме

7 комментариев

no user photo

Альбина Романенко

15.06.2011 19:20:55 #

		
Здравствуйте, соседи! Приятно встретиться на такой далекой площадке! Наша школа была пилотной в городе по внедрению ФГОС. И поэтому я хотела бы прокомментировать ваши слова, если позволите?
1. На первый вопрос - как изменится школа? - я все таки увидела ответ в следующем вопросе: школа будет писать бесконечные бумаги - сначала программы, потом мониторинги, потом отчеты, потом анализы.
2. Не соглашусь с вами по поводу обучения и воспитания. Я училась у Т.А.Сефановской 20 лет назад и уже тогда нам говорили, как о факте, что школа не просто учит, но прежде всего воспитывает. Вспомним еще и более давние времена, периода "Кодекса строителя коммунизма", там вопросам воспитания уделялось еще большее значение, согласитесь?
3. Мы тоже пишем авторские программы, в том числе и для внеурочной деятельности. И без поддержки ученых, далеко живем от них))) А вот почему ученые за 3 года, прошедшие со времени создания фгос для общего начального образования не удосужились создать учебники в соответствии с новыми требованиями, не совсем понятно. Учись работать с информацией, как вы описали, хорошо по кейс-методу, но, к сожалению, я не видел ни одного школьного учебника в этой парадигме. А учитель..., он, конечно, все сможет - и найти, и размножить, и организовать.
4. Вы, конечно, молодцы, многое проводите для своих педагогов. Но вот "экспертиза реализации новых документов" очень смущает. Мы в этом году написали уже 3 огромадных отчета по деятельности: на начало года, на промежуточном этапе, по итогам, а сегодня пришел очередной запрос из министерства. При этом в школе прошли семинар коллег города, семинар для района, семинар для администраций школ и управления образования, день отрытых дверей для родителей, день отрытых дверей для воспитателей детских садов. И все это "по просьбам трудящихся". Удивляюсь, как мы все это выдержали.
5. Стандарты и новые веяния в школе - дело хорошее. Усть-Илимск это знает не по наслышке, много лет проработав в проектном инновационном режиме с А.И.Адамским. Но если стандарты называются государственными, то прежде всего государство ОБЯЗАНО позаботиться, чтобы в каждой школе и каждом классе у учителя было ВСЕ, что перечислено с санитарно-гигиенических требованиях к реализации.
ответить

	
no user photo

Людмила

16.06.2011 10:23:23 #

		
Уважаемая коллега!

1.Очень жаль, что основные положения концепции ФГОС Вы понимаете не как изменения в организации учебного процесса, а как появление дополнительных «бумаг».
Идеи-то ФГОС хорошие, реализовывать их нам, учителям, и если учителя не поймут сути предстоящих изменений, дело будет загублено, останется лишь на бумаге…. Для начала нужно понять!!!
2. Думаю, Ваша точка зрения о воспитании может иметь место, но это не меняет дела: ученые – педагоги, среди которых Караковский, Щуркова, Селиванова, Стефановская, своими исследованиями определили, что есть воспитание, чем отличается мероприятийная педагогика от педагогики отношений (рекомендую почитать)…Видимо, Вы рассматриваете воспитание как свод воспитательных мероприятий. В статье же говорится о целостном педагогическом процесс (обучение-часть воспитания). Я понимаю воспитание как совокупность последовательных действий педагога и воспитуемого с целью образования, развития и формирования личности последнего в разных видах деятельности под руководством педагога.
3.Рада, что Вы учились у Татьяны Александровны, а сейчас проживаете в Усть-Илимске: Саянск и Усть-Илимск – города-партнеры, связанные единым проектом по созданию единого воспитательного пространства Иркутской области. Благодарю Вас за отзыв.
И, еще, несомненно, политика государственная – значит отвечать государству, но мы-то с вами государевы люди…
А теперь последнее…ФГОС – это часть модернизации системы образования, но его реализация невозможна без модернизации системы повышения квалификации, соответствующей парадигме: новой школе – новый учитель… а это большая достаточно длительная по времени работа, потому что связана с изменением педагогического мышления: осмыслением учителем своего призвания как профессионала, постижением им нового статуса специалиста, готовностью к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе и осознанием себя носителем новой культуры взаимодействия. И Ваш отзыв свидетельство тому, что ФГОС нужно начинать именно с этого.

PS; только что появись в свет две новые книги школ города Саянска под руководством ТА Стефановской:
Кадубец Т.П. авторская составляющая основной образовательной программы школы эколого-информационной культуры.-Иркутск,2011.-111 с. – (ФГОС общего образования второго поколения);
Основная образовательная программа начальной школы: из опыта работы МОУ СОШ № 4 г. Саянска/ под ред. Т.А. Стефановской.-Иркутск,2011.-257 с.

X С уважением автор Л.А.

X
ответить

	
no user photo

надежда

16.06.2011 11:26:22 #

		
во ВСЕМ СОГЛАСНА С АВТОРОМ СТАТЬИ! ХОРОШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: фгос НАЧИНАТЬ С ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ! ответить

	
no user photo

Альбина Романенко

16.06.2011 11:52:41 #

		
Спасибо за дополнительные размышления. Если позволите, добавлю к своим:
1. я не просто так поняла про ворох бумаг, в этом учебном году наша школа была пилотной в городе, поэтому про ворох бумаг я знаю из реальности дня.
2. и про целостность учебно-воспитательного процесса скажу снова и снова: воспитательная система как целостная составляющая школы всегда в российской школе была доминантой, и в прошлом советская школа значительно в этом преуспевала. Вопрос в другом: тогда и общество функционировало в этой же парадигме, а теперь, к сожалению, нет. Поэтому научить быть честным трудно, когда так много говорят о коррупции во всех сферах деятельности страны.
3. знаете, "государевы люди" может быть расценено и как "безропотные слуги"... За счет этого многие годы и проходят великие преобразования нашей многострадальной страны. Кадры решают все - лозунг для образования вечный и значимый. Но о кадрах, особенно творческих, интересных, позитивных, молодых надо заботиться, если они нужны - так гласит постулат теории кадрового менеджмента. Выезжать только на кадрах опасно, зато удобно - если не получилось, они и виноваты. Участие в модернизации со стороны государства должно быть таким же деятельностным, как базовая технология в фгос, а не просто директивным.
При всем моем стремлении к новому, я прагматичный консерватор - сначала вырасти новое дерево, а потом руби старое. Сначала подготовьте почву - мтб, кадры, умк, а потом внедряйте фгос в массовой школе. А иначе с сентября будет очередная профанация.
ответить

	
no guest photo

Людмила

16.06.2011 18:45:53 #

		
Проблема реализации новых стандартов - это, действительно, актуально, поэтому те, кому небезразлично будущее нашей новый школы, не может молчать. И наш педагогический ринг, Альбина, наверное, мог бы помочь учителям определиться в правильности выбранного пути. С Вами трудно не согласиться, что в советской школе было все предельно ясно: обучаем опеделенным алгоритмам поведения и решаем проблему социализации личности школьника. А поскольку социализация личности школьников напрямую зависит от мира, находящегося за пределами школы, то библиотека алгоритмом, накопленная за период школьной жизни, в советскую эпоху помогала молодым людям адаптироваться в обществе, т.к общество жило в пределах этих алгоритмов. Нельзя сказать, что жизнь сегодня хуже, она просто иная: не поддается алгоритмизации. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. Поэтому организация образовательного процесса по-старому невозможна: наступает противоречие: алгоритмы не срабатывают. По этой-то причине и встал вопрос о новых стандартах. Таким образом, учитель должен понимать, что он не источник знаний, а источник активности, а пресловутые ЗУНы не цель, а средство развития личности. Системно-деятельностный подход в организации учебной деятельности поможет ученику не заучивать готовое, а искать пути приобретения знаний и возможности использовать их, исходя из своих потребностей. Иначе говоря, учебная ситуация дает возможность выбора, с одной стороны, с другой - формирует способность думать.... А учебники, программы... они, вы правы, нужны, но главное - нужен другой учитель, открытый ко всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. И тогда не будет профанации. С уважением ЛА ответить

	
no user photo

Ольга

17.06.2011 18:46:46 #

		
Огромное спасибо автору за интересную статью. Думаю, прочитав ее внимательно, можно найти ответы на все интересующиеся нас, педагогов и родителей, вопросы. Полностью соглашусь с автором статьи, что главным двигателем реформы школы по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Действительно нужно измениться, прежде всего, самому учителю, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Только мы - учителя сможем помочь детям учиться по-новому, учиться в деятельности, а любая деятельность должна быть значимой для ребенка. Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, есть самое неэффективное обучение. Оно только загружает память учащихся, оставляя знания словесными и формальными. На современном этапе обучения учитель должен осуществить переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личности ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Желаю творческих успехов автору и его команде! ответить

	
no user photo

Александр

17.06.2011 19:15:23 #

		
Согласен с автором статьи, что Стандарты образования необходимы. Введение нового стандарта даёт возможность сформировать у обучающихся основы умения учиться, способности организации своей деятельности, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками на уроке и во внеурочной деятельности. Конечно надо учесть, что всё новое в нашем обществе воспринимается тяжело. И чтобы все задуманное не осталось формальным и дорогостоящим нововведением, прежде всего, необходимо умение быстро перестроить свою работу под те требования, которые нам предъявляет время. Нужно очень внимательно изучить и «пропустить через себя» новые стандарты образования, принять их душой. И это самое главное! Педагоги уже начинают видеть в новых стандартах возможности, которые помогут им в качественном обучении школьников. Я думаю, что у всех всё получится! Удачи Вам! ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.