За систему образования обидно, и за детей обидно, и за психологов, идущих в школу и надеющихся быть полезными, тоже обидно.
По факту, один психолог с пятью сотнями детей вообще ничего сделать не может, ибо отягощён необходимостью проводить плановые тестирования (дающие не всегда достоверные сведения, следует это признать) в силу своей формализованности и писать тонны отчётов.
На реальную работу времени практически нет. Контингент узнать хорошенько не получается – ни времени, ни возможностей не хватает. Соответственно, нет и возможности помочь детям увидеть в себе не «помощницу учителей» (и «шпиона-надзирателя», докладывающего старшим обо всех нарушениях и сложностях детского коллектива), а готового помочь взрослого, специально обученного слушать и поддерживать ребёнка.
Следовательно, сам психолог редко может выявить конкретную проблему, нуждающуюся в проработке, чаще к нему отправляют ребёнка учителя или родители. Ребёнку из-под палки туда ходить и откровенничать неохота, результативность в большинстве случаев низка. И особенно – потому, что нет времени на полноценную работу с поставленной задачей. Если таких детей хотя бы десять – где взять время по два часа в неделю для каждого из них?!
Групповая работа могла бы сэкономить время и сразу помочь психологу работать с целым классом. Но – опять же – сколько нужно часов для того, чтоб такая работа была хоть сколько-то эффективна? Раз в неделю с каждым классом? Всё, больше психолог ничего успевать не будет, даже на перекус сбегать.
Так что, по моему скромному мнению, при нынешней ситуации со ставками и подходом к психологической работе в школе в целом, это всё превращается в фикцию и карнавал.
Даже удивительно, что есть ещё на свете психологи, желающие снова вернуться к такой работе.