Многолетнее общение с абитуриентами дало уникальный опыт, я бы сказала, семантического характера. Пятнадцати- шестнадцатилетние выпускники разных пермских школ, в том числе и специальных языковых (№ 7, 22, 77), на занятиях и консультациях по русскому языку, не сговариваясь, озвучили своё понимание огромного количества слов, заставившее меня пережить сложную гамму чувств – от утробного смеха, который может вызвать хороший анекдот, до профессионального потрясения, сопряженного с необходимостью ответить на вопрос: «Это как же такое возможно?»
Перлы и шедевры рождались в процессе диктантов, и начало положил невинный «дилетант». Уловив некое замешательство Х и У, я поняла, что ребята не понимают смысл слова. Состоялся небольшой диалог:
– Что такое «дилетант» (да и запись была «делетант»)?
– Это такой изворотливый человек, который любит обходные пути, хитрые уловки, всё скрывает.
– Какое же слово является альтернативой дилетанту?
После моего комментария к «альтернативе» (не знают значения) последовал ответ: «Честный человек».
После этого эпизода я стала требовать объяснения слов, при написании которых возникает заминка. Так сложилась моя увлекательная картотека, из которой и приводятся наиболее яркие образцы. Они, естественно, анонимны, но не потому, что надо скрывать авторство, а потому, что всё это абсолютно типично и отражает не чью-то персональную глухоту, а имеет, так сказать, тиражированный характер.
Итак, знаете ли вы, что:
маринист – это тот, который делает маринады;
виньетка – девушка легкого поведения;
оползень – разновидность змеи, пресмыкающееся;
флегматик – матрос парохода, который поднимает флаг на мачту;
утопический – находящийся глубоко под водой;
бакалавр – продавец, работает в гастрономе;
каланча – выпечка, что-то вроде торта;
ятаган – костер, у которого поют под гитару;
идиома – болезнь с опухолью;
когорта – изгородь, забор, загородка, обычно когорты ставят в деревнях;
гегемония – накидка из дорогого меха, их до революции носили богачки;
дифирамб – шутка, острота, меткое слово;
мезонин – маленький огородик при доме;
одиозный – стройный, изящный человек;
рапсодия – женская прическа;
фигляр – хулиган, драчун, всех обижает;
хамелеон – пижон, который модничает и любит все время переодеваться;
фиакр – представитель власти;
директива – уважение, почет, что-то заслуженное;
эллин – сказочный лесной житель;
шулер – победитель;
фолиант – гигантское чудовище;
масон – продажный человек;
кариатида – нервная и капризная женщина;
мундштук – старинный ящик вроде комода, обычно стоит в прихожей;
сибарит – человек, который все думает, думает, мудрец такой;
реликтовый – отсталый в развитии;
реноме – кошелёк для денег;
плеяда – оттепель, когда все тает и течет, сыро;
ренегат – столярный инструмент;
эпистолярный – вредный, ненужный;
фрамуга – драка с выпивкой;
диадема – это какое-то заболевание;
ипохондрия – готовность делать добро;
оратория – что-то типа сарая, пристройки;
панацея – гордость, величие;
несессер – дежурный гостиницы;
фаталист – игрок в карты;
перипетия – нежная, ласковая девушка;
фрегат – острый нож;
мадригал – грозный человек, его все боятся;
нивелир – предатель (вроде Троцкого);
химерический – смешной, забавный;
сентенция – это какой-то соус к пище;
реквизит – запрет на что-либо;
оттоманка – это такая большая тусовка, где встречаются все знаменитости.
...Вот такой замечательный словарик. И невольно по этому случаю вспомнился мне шолоховский дед Щукарь, который давал произвольные объяснения незнакомым словам, но он ведь не оканчивал элитную школу и не готовился к поступлению в классический университет. Выясняется, однако, что дед Щукарь не просто жив, а укореняется и «стабилизируется». И что с этим делать? Послать Михаилу Задорнову для его эстрадного юмора? Или в «Литературную газету» на 16 страницу в рубрику «Измышления» или «Шутеизмы»? Посчитать это милыми потешками или забить тревогу?
Думаю, что это не смешно, господа. Просто дети тут не виноваты – их жаль. Жаль, что живут они в век сплошной обезличивающей компьютеризации, что их упорно накачивают пустопорожней телевизионной американщиной, что их преступно триллеризируют и дебилизируют наши экраны и СМИ, что в принципе в мире убавляется доброта, укорачивается совесть, истончается интеллигентность и всё с ними тесно сопряженное. Мы тупеем, дичаем, жлобеем – не до лексических нюансов. И процесс этот тотальный.
Ханжески печемся о национальной идее, а она вот – под руками, начните с речи наших детей, с речи улицы, дома, семьи, страны. Как говорим? Что при этом понимаем? Почему повальный мат и сленг не вызывают отрыжку? Почему отовсюду, в первую очередь из школы, изгоняется классика? Что мы читаем? Вопросов масса, и они далеко не публицистика и не праздная риторика, они давно – наш ужас, позор, отчаяние. И пока у подростков в головах царит эта невообразимая смесь, так и хочется, воспользовавшись ею как готовым пародийным материалом, обратиться (возопить!) к власть имущим: «Уважаемые фиакры, если вы испытываете ипохондрию, постарайтесь стать директивными сибаритами и на своих дорогостоящих оттоманках наложите реквизит на издевательскую практику с нашей речью, иначе история за вашу реликтовость загонит вас в мундштук».
А ведь неровен час – доживём и до этой абракадабры.
Источник:philolog.pspu.ru
Автор: philolog.pspu.ru
Статьи по теме:
- Перлы, ляпы и описки из сочинений учеников
- Билингвальная шизофрения — это неудобно
- Как правильно?
- Что читают наши дети?
- Почему наши дети безграмотны? Особое мнение
- Грамотно говорить теперь актуально
- Русский язык в наших школах
- Унитаз в шкафу — веселенькая этимология
- Поэзия плюет в кошелек
- Язык мой - друг мой
- Спасибо или Благодарю?
- Смысл изучения языка – уметь говорить и писать