Самый короткий пролив на Земле: между Азией и Европой
11 Дек 2009

На прошлой неделе мы проплыли вдоль и поперек самый длинный пролив на Земле — Мозамбикский пролив. Сегодня, пересекаем экватор и движемся по направлению к Турции. Впереди 30-километровый круиз по проливу Босфор — самому короткому проливу на Земле. Открытие, жизнь в прошлом и настоящем и, разумеется, его не по-мужски прихотливый характер.

Пролив Босфор разделяет Турцию на западную и восточную части.
Длина – 30 км.

Пролив Босфор, вид с моста (фото: buyutec.net)

Так получилось, что все предыдущие рассказы нашей серии «Самые-самые места планеты» были пустынными или наполовину пустынными. Пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря и, что еще более ценное — связывающий Европу и Азию, — полная им противоположность. Это своего рода водная Москва, то есть «не резиновая». Чего только стоят целые пирамиды из административных, жилых и исторических зданий, раскинувшиеся на его побережьях.

Одним словом, при всей своей «короткотелости» Босфор является, пожалуй, самым оживленным проливом на Земле. Если сравнить его с полупустынным Мозамбикским проливом, то это равносильно контрасту между тихой английской улочкой и карнавалом на площадях Рио-де-Жанейро или Венеции. Итак, начнем.

Кто открыл пролив Босфор?

Еще вплоть до 1975 года ученые не могли однозначно ответить на этот вопрос. Греки? Могли. Критяне? Могли. Финикийцы? Могли. Фракийцы, которые и проживали непосредственно на европейском побережье пролива? Тоже могли. С одной стороны, фракийцы были наиболее вероятным вариантом, поскольку на протяжении нескольких тысячелетий они занимали территорию европейской части Босфора. Однако, как выяснилось, это не показатель. Деятельность фракийцев сводилась главным образом не к мореходству, а к разграблению греческих кораблей, которые причаливали к берегам Эгейского моря или, которые выбрасывало на берег штормами.

Желтая область – территория бывшей Фракии. (фото: wikipedia.org)

Отсюда как раз вытекает правдоподобность версии с греками. Если они направлялись к берегам Фракии (то есть целенаправленно на восток), значит, рано или поздно обнаружили бы сначала пролив Дарданеллы, связывающий Эгейское и Мраморное моря, а затем и Босфор. Историки даже знали приблизительную дату выхода греков в Черное море — VIII век до н.э. В это же время в его водах оказались корабли финикийцев, которые отчалили от родных берегов восточного Средиземноморья.

А кто раньше?

К счастью, выяснять это не пришлось. Точки над i расставила в 1975 году уникальнейшая находка болгарских водолазов — каменный якорь критского корабля, затонувшего 3500 лет назад у черноморских берегов Фракии (ныне территория Болгарии, мыс Калиакра). Судя по описанию, выглядел он приблизительно так:

Якоря на древних критских кораблях представляли собой плоские камни с двумя отверстиями, в которые вставлялись деревянные колья, предназначенные для более эффективного удерживания корабля.

Давайте немного отвлечемся от фактов и посмотрим на современный Босфор вживую, а потом продолжим.

Итак, 3500 лет назад критяне первыми пересекли Босфор. Получается, что они опередили греков и финикийцев на 27 веков. Фантастика! Это так же, как если бы критяне прошли Босфор в VI веке до н.э., а греки только сегодня. На основании документов, описывающих маршрут критян, мы попытались приблизительно восстановить его на карте:

Маршрут критян, в ходе которого был открыт пролив Босфор.

И в завершении экскурса в историю открытия Босфора хочется дать объяснение тому, почему историки выдвинули одной из версий именно критян. Дело в том, что именно они стали основоположниками мореходства в Средиземном море. Это была величайшая морская держава своего времени, во много раз превосходившая Древний Египет. Именно критяне первыми приспособили свои корабли к неспокойным водам Средиземного моря, что пригодилось им в дальнейшем при пересечение буйного Босфора. Впервые в истории кораблестроения они построили корабли с килями и шпангоутами, сделанными из кипариса.

Слева – киль, справа – шпангоут (фото: wikipedia.org)

О морском величии критян может свидетельствовать предположение ученых, что приблизительно 3000-2700 лет назад они проплыли на своих кораблях по Атлантическому океану вдоль Африки и причалили к берегам Мадагаскара. Это было равносильно подвигу Колумба, который первым пересек Атлантический океан. Что было после Мадагаскара нам не известно. Но, если бы так случилось и они совершенно случайно прошли Мозамбикский пролив, в истории бы значилось примерно следующее: «Самый длинный и самый короткий пролив на Земле первыми открыли и пересекли древние критяне».

А что такое Босфор?

Если корни открытия Босфора находятся на Крите, то корни его названия — в Древней Греции. Уточню, что территорией Греции остров Крит стал только в 1913 году. В переводе с древнегреческого «Босфор» (в оригинале Боспор) означает «коровий брод». Согласно древнегреческой легенде, назван он так в честь любовницы Зевса — Ио. То ли сам Зевс (чтобы уберечь Ио от гнева Геры), то ли его жена Гера (в качестве мести)... в общем, кто-то из них превратил Ио в белую корову.

Ио в образе белой коровы. По легенде, Ио была превращена в корову
во время ссоры между Зевсом и Герой. Вероятно, именно
она и запечатлена на заднем плане.

Но чтобы избавиться от соперницы, всесильной Гере этого было не достаточно, и тогда она наслала на бедную Ио (теперь уже белую корову) огромного ужасного овода, который преследовал ее везде и всегда. Единственным спасением для коровки был небольшой пролив, соединяющий Черное и Мраморное моря — Босфор. 30 километров по всей длине пролива плыла Ио под водой и, когда наконец, вынырнула, вокруг было открытое море. Овод отстал, и белая корова продолжила свой путь дальше, добравшись до берегов Нила. С тех пор безымянный ранее пролив стали называть коровьим бродом — Босфором.

Вообще на тему мифического путешествия Ио можно еще и пофантазировать. Дело в том, что древние греки называли Боспором еще один пролив — Керченский, отделяющий полуостров Крым от Краснодарского края. Полное его название было — Боспор киммерийский (в древности на этой территории обитали киммерийцы). Почему и его греки решили назвать «коровьим бродом», по меньшей мере, странно.

Что интересно, название Босфор осталось неизменным во всех странах мира. И только Турция, которой и принадлежит пролив, переименовала его в Стамбульский пролив (0stanbul Boaz1) (европейская часть Стамбула находится на западном берегу, восточная — на восточном).

Босфорские будни

Босфор и его побережья напоминают один большой муравейник. По проливу ежедневно проходят сотни кораблей, лодок, туристических яхт, которые очень часто оказываются в самой настоящей корабельной пробке.

«Мы в Босфоре! Идем и ошалело озираемся. Вокруг море огней. От вершин хребтов до самой кромки воды идут дома (те самые пирамиды, о которых мы говорили вначале — ред.). Некоторые дома стоят на сваях в воде, как в Венеции (или как на Амазонке — ред.). Мы, проплывая мимо, видели в окнах, как там шла обыденная жизнь. По фарватеру медленно и горделиво проходили большие суда, а вокруг вдоль берега сновали мелкие катера, лодки рыбаков. Через пролив проходили паромы. Встречали много военных кораблей. И здесь мы были поражены: когда нам пересекало путь большое военное судно, и мы в панике думали куда сворачивать,- эта громадина остановилась и пропустила. Пропустила нас ... мелкое суденышко. И такое было еще несколько раз. Громадины — корабли уступали дорогу маленькому паруснику».

Из рассказа туриста

(фото: google.com)

Зато маленькие суда, как показывает практика, друг с другом не считаются абсолютно. Вот как это описывает еще один турист:

«Я арендовал небольшой катер и отправился в плавание по Босфору. Движение здесь очень хаотичное. Куча маленьких, и не очень, лодок, катеров, яхт и кораблей снует по нему взад вперед, не соблюдая никакие правила движения и, подрезая друг друга. Все это сопровождается большими волнами, поднятыми ветром и проходящими лайнерами. Это зрелище очень напоминает водную суету на реке Чао Прайя в Тайландском Бангкоке...»

Одним словом, о корабельной рыбалке, как и в Мозамбикском проливе, здесь не может быть и речи.

(фото: loatdr.com)

Столь плотное движение в Босфоре особое беспокойство вызывает, прежде всего, у экологов, так как категорию «кораблей-громил» в большей степени здесь составляют нефтяные танкеры. И это беспокойство полностью обосновано.

Самая печальная страница истории Босфора — ноябрь 1979 года. Тогда в проливе столкнулись румынский нефтяной танкер и греческий корабль. Погибло, по меньшей мере, 42 человека; 95 тысяч тонн нефти оказались в водах Босфора и загорелись. Пожар не прекращался 28 дней, почти месяц. Это самая крупная катастрофа Босфора, а сколько периодически случается незначительных аварий. Возможно, в будущем проблему с нефтяными танкерами решит новый нефтепровод в обход Босфора и Дарданелл, пока же это всего лишь проект. Но не будем о плохом.

(фото: wikipedia.org)

Толкучка не только в проливе, но и над ним и возле него, одним словом, везде. Босфор буквально весь окружен бесконечным движением.

Это уже знакомый нам Босфорский мост. Поток машин практически не
уступает московскому (фото: wikipedia.org)

Вообще, если говорить о мостах, то Босфор чем-то похож на Малый Бельт, тот-самый узкий против. Босфор — самый короткий, и над тем, и над другим возвышаются два моста. С мостами Малого Бельта мы уже познакомились, а сейчас поближе познакомимся с мостами над Босфором.

Босфорский мост (висячий). Построен в 1973 году. Длина – 1074 м
(седьмой по длине мост в мире) (фото: turkiyeforum.com)

Еще до 1973 года перебраться с европейского берега Стамбула на восточный можно было только вплавь. Сейчас попасть на этот мост можно только на машине и то за определенную плату, а вот пешеходам сюда дорога закрыта. Такие меры были приняты властями специально для борьбы с самоубийцами, бросавшимися в Босфор с моста. Та же самая история и с мостом султана Мехмеда Фатиха, расположенным в 5 километрах от Босфорского моста.

Мост султана Мехмеда Фатиха. Построен в 1988 году. Длина – 1090 м
(12 по длине мост в мире) (фото: lh6.ggpht.com)

Мост султана Мехмеда Фатиха (фото: wikipedia.org)

Конструкции мостов идентичные:

Тот, что расположен ближе к Черному морю — мост султана Мехмеда Фатиха; тот, что ближе к Мраморному морю — Босфорский мост. Возможно, года через два над Босфором начнет строиться еще один мост, который позволит снизить транспортную нагрузку на уже существующие. Однако его будущее местоположение хранится в строгом секрете.

В самом начале я упомянул о слишком прихотливом характере Босфора. Речь, конечно же, идет о его мощнейшем течении, которое может достигать 13 км/ч. Для столь маленького пролива — это сумасшедшая скорость, если учесть, что в самом широком проливе на Земле — огромном проливе Дрейка, максимальная скорость течения составляет 14,4 км/ч.

«Шейтан акантысы» или «чертово течение» называют турки стремительный поток пролива. Особенно свирепствует «шейтан» с наступлением весны, когда в бассейне Дуная начинается таяние снегов, и течение достигает своей максимальной скорости. Стрелой несется голубой поток вдоль берегов, а на самых узких участках вода вскипает, как в котелке"
(Неизвестный автор)

Но все было бы ничего, если бы воды Босфора шли и шли себе спокойно в одном направлении, как в Мозамбикском проливе. Вместо этого они устраивают настоящую бойню на середине пролива, где сталкиваются два течения: подводное (из Мраморного моря) с соленой водой и верхнее (из Черного моря) с наполовину пресной водой. К сожалению, внешне это явление незаметно.

(фото: wikipedia.org)

И последнее, что представляет для нас определенный интерес — это ширина Босфора. Всего 200 лишних метров отделяют его от звания самого узкого пролива наравне с датским Малым Бельтом. А так бы был одновременно и самым коротким и самым узким проливом. Минимальная ширина Босфора — 700 метров, максимальная — 3,8 км. Вы спросите много это или мало? В качестве ответа могу привести один факт. Буквально месяц назад два украинских водных марафонца проплыли двухкилометровую дистанцию от одного берега Босфора до другого за 17 минут 40 секунд, то есть, выходит, что плыли они со скоростью среднего босфорского течения. Для пролива — это не много, но для пролива, который соединяет две части света, мне кажется, маловато.

Пролив Босфор. За дальним мысом начинается Черное море (фото: turizm.ru)

Очередное наше путешествие по самым-самым местам планеты подошло к концу. На следующей неделе мы отправимся по ранее сорвавшемуся маршруту — в самую глубокую пещеру мира — Крубера-Воронья.

О том, как образовался пролив Босфор и насколько оправдано звание самого короткого пролива, читайте в моем авторском блоге.

Материалы по теме

Статьи по теме


			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников
В 2009-2010 учебном году в 7 федеральных округах Российской Федерации компания «Сименс» проводит IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов среди старшеклассников. Тема конкурса - «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни».
 
XII открытый конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Ежегодный конкурс, который позволяет раскрыть творческий потенциал молодежи, используя разнообразные формы подачи информации.
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.