Любовь, искренность, терпение...


25.03.2010 08:21:25
Интервью с учителем. Публикуется без изменений.

Иногда у меня спрашивают: «Почему ты стала учителем? Ученики перерастают тебя, становятся политиками, врачами, юристами, достигают социального благополучия, известности. А у тебя, учителя, ничто не изменится, ты всегда в тени. Зачем тебе это?»

Что ответить на это мне, учителю в третьем поколении? Сказать, что мой выбор был осознанным и о нем не жалею ни секунды. Впрочем, лучше я приведу слова своей бабушки, матроны нашего большого учительского семейства.

«Педагог подобен виноделу, — говорила она. — Для каждого сорта и урожая винограда у него своя рецептура. Но он не следует шаблонам, тут важны не только знания, но и интуиция мастера. Или, скажем, саманщик, изготавливающий кирпичи. Он не может положиться на силу огня и для каждого куска глины должен приготовить свой, отличный, состав. Очень важно, чтобы каждый саман был прочным, тогда такая стена простоит столетие, как выстоял дом моего отца».

И это правда. Учитель, подобно виноделу и саманщику, должен не только точно знать технологию обучения, но также чувствовать сердцем рецепт воспитания личности. Вырастая, каждый ребенок должен встроиться в общество только прочным «кирпичом».

Мое профессиональное становление происходило в учительской семье, в окружении тех, кто непосредственно знал школу, многие годы работал в ней. С раннего детства я играла в школу, подражая манере своих родителей. И конечно, я многое почерпнула из их багажа и продолжаю учиться у старшего поколения и по сей день. Создаю свою педагогическую концепцию. Неизменными в ней остаются три важнейшие заповеди этической культуры педагога, унаследованные мною от родителей.

Первая заповедь педагога — это любовь.
Учитель, искренне любящий детей, не считает себя центром маленькой вселенной, именуемой классом, а учеников — своей окружностью.
Он первый среди равных, преданный и верный друг, готовый всегда понять и помочь.

Второе правило — искренность.
Взрослые полагают, что дети наивны и не замечают их обмана, притворства, игры. На самом деле дети чутко реагируют на фальшь. Случается, что кто-нибудь из моих маленьких учеников жалуется мне на своих родителей: «Папа сказал, что не сможет со мной поиграть, потому что устал после работы, а сам пошел мыть машину и потом еще долго сидел за компьютером...» Как горько слышать такие признания!

Третья заповедь учителя — терпение.
Процесс познания кропотлив, здесь нет места суете и спешке. Дети, переступившие порог школы, попадают в новую среду, у них появляются новые обязанности, и к ним предъявляются более серьезные требования. Учителю надо быть не только ласковым, но и терпеливым.

Каждый ребенок — это особый микромир, и я, как педагог, стремлюсь к тому, чтобы раскрыть личностные черты детей, выявить способности и таланты каждого из них, вселить уверенность в своих силах и веру в возможность преодоления трудностей.

Первая учительница становится частью внутреннего мира ребенка, частью его жизни и биографии.

Передавая мне детей, родители во многом определяют свой выбор тем, что наша семья известна педагогическими традициями и мои родители были их учителями. Но втайне я также надеюсь, что в этом выборе есть и моя, пусть небольшая, заслуга. Ибо, как говорил поэт и мыслитель Джами, ветвь без плодов, если даже она от плодоносного дерева, считается лишь дровами.

Асият БОТАШЕВА, учитель высшей категории гимназии №6, с. Первомайское, Малокарачаевский район, Карачаево-Черкесия
Источник.

	

			

Учитель


22.02.2010 11:18:07
Часто к нам в письмах пишут об учителях. Она такая-сякая, оценки снижает, любит любимчиков, меня гнобит и т.д. и т.п.

И у меня возникают такие вопросы:

1. За что учителя можно любить?
2. За что учителя можно уважать?
3. За что учителя можно не любить?
4. За что учителя можно не уважать?


Конечно, я задавала его взрослым людям, хотелось бы теперь послушать мнение самих учеников. И взрослых наших блоггеров тоже.

Читать далее →


	

			

Трудные ученики


17.02.2010 11:21:09
Часто ученики жалуются на учителей: "Вот, Марья Иванна меня топит, унижает, бесит, плохо учит..." А что делать учителям, которые тоже жалуются, что не могут добиться дисциплины и заинтересовать некоторых учеников, срывающих постоянно уроки, и от которых все учителя плачут?

Цитата
...эти 7 человек постоянно срывают урок... Я перепробовала все способы: давала индивидуальные задания, звонила родителям. Даже докладную писала — все бесполезно...

Читать далее →


	

			
			
Сейчас столько много споров вокруг этого сериала "Школа". И у меня, как у психолога, автоматически возникает вопрос. А что, если бы у учеников (не в сериале, а в реальной жизни) было с кем просто поговорить, поделиться наболевшим, спросить совета, хотя бы просто выговориться. При этом быть уверенным, что их не осудят, не разоблачат, тайна останется тайной, а проблема решится гораздо проще и спокойнее. Ведь есть такие вопросы, о которых не спросишь ни родителей, ни друзей - это стыдно или стесняешься, боишься, что тебя не поймут и начнут упрекать.
Когда я работала психологом в школе, у меня это получалось. Сейчас на "Планете школ" я делаю то же самое.

Как думаешь, может ли школьный психолог быть таким человеком?
Обращался ли ты когда-нибудь к школьному психологу и помог ли он?
Можешь ли ты довериться незнакомому человеку?

	

			

Школьные диалоги


15.01.2010 14:16:14
Не знаю, плакать над этим, или смеяться. Но задуматься эти реальные истории из школьной жизни заставляют:

* * *

Ходить к учителям я перестала пытаться после такого чудного диалога:

Я: Извините, а почему у моей дочки итоговая оценка 4, ведь в течение четверти она получала одни пятерки? Может быть она скрывает оценки, не говорит всего?

Она: Нет-нет, не волнуйтесь. Она действительно отвечала на 5 все, что я спрашивала. Но ведь я ее не могу спросить все. А вдруг она что-то не знает?

* * *

Диалог из 5 класса (накануне я объяснила ребенку, что такое площадь):

Дочь: Меня сегодня Кирилл Сергеевич похвалил! Я одна знала, что такое площадь.

Я: Молодец! А он всем объяснял или просто тебя спросил?

Дочь: Да, он объяснял, объяснял, а никто не понял. Кирилл Сергеевич начал кричать, что мы все ослы. Вот я и сказала, что поняла, чтобы он успокоился.

Примечание: Кирилл Сергеевич обладатель титула «Рыцарь педагогики» на конкурсе «Учитель года» в 199* году.

* * *

Мамаша из родительского комитета: Сдайте завтра 2000 руб. на питание во время экзаменов (4 экзамена, т.е. по 500 руб. на экзамен)

Я: А что, их кормить будут? Здорово, нас только на выпускных подкармливали =))

Мамаша из родительского комитета: Питание не для детей, учителей кормить надо. А то они разозлятся.

Примечание: детям тоже перепало – с изложения выпускали на перекус. Дали один бутерброд с колбасой и стакан чая.

	

			
			
Цитата
На уроке английского языка учительница просила словарь личный показать. Я ей показала... но он был не подписан. Она стала придираться. Типа «а если придет директор и проверит?..». Ну я ей и говорю: «за семь лет никто не разу не пришел и не проверил». А она мне: «да ты вообще в школу ходишь только что б задницей крутить... перед Степановым! (а у нас с ним на самом деле ничего нет, и даже не будет потому что мне на него по-барабану, но была в том году не очень приятная история по поводу любви у мя к нему). Я ей говорю «при чем тут вообще он?», а она мне «закрой рот!!!»

Блин, со мной на уроке такое творилось... Я почти весь урок проплакала! Ведь я не перед кем не чем не кручу! Вообщем, меня назвали грубо говоря ша…вой...

А теперь скажите, как мне теперь ходить к ней на урок, и относиться? И теперь Степанов решил, что я его лю... И что мне делать? ммм?

Ничего не делать.
Для учительницы это выглядит так: она сделала тебе замечание (причем весьма правомерно), ну ты ей и ответила. Не знаю, с каким тоном ты ей ответила, но такие ответы обычно воспринимают, будто ты огрызаешься. Тут может быть два варианта, либо учительница была не в духе и нашла повод "выпутить пар", либо ты на самом деле сказала что-то с обидной интонацией.
Такие ситуации можно избежать, просто подписав тетрадку. Эти просьбы не являются желанием учителей оскорбить вас, это нормальные школьные требования, которые надо выполнять. Требования к учителю - учить вас и содержать свои бумаги в порядке, требования к ученикам - учиться и содержать тетради в порядке.
Чтобы не было таких непонятных ситуаций, учителя выполняют свои требования, ученики свои. Вы ведь в школу не отношения выяснять ходите, а учиться?
Если все таки такая ситуация случилась, не стоит стоит заморачиваться, ее тараканы в голове - это ее проблемы, ходи на этот урок как ни в чем не бывало, не давай учительнице поводов к тебе придираться.