Проработав в школе 14 лет, я часто задаю себе вопрос: почему же я стала учителем?
В моей памяти всплывают лица педагогов, они как «звезды», которые указали путь в эту профессию...
Никифорова Зоя Александровна — моя первая учительница. Молодая, энергичная, талантливая, увлеченная своей работой, влюбленная в свою профессию, она умела организовать учебный процесс так, чтобы мы, увлеченно играя, учились азам школьных наук.
Нам, ученикам начальных классов, нравилось выполнять упражнения «Решение кроссвордов». Разгадав слова, мы записывали их в словарики, а потом делали звуко-буквенный анализ этих слов. Зоя Александровна эффективно развивала наше логическое мышление с помощью игры «Что лишнее?». Мы с удовольствием находили лишнее на картинках и объясняли почему. Чтобы лучше запомнить правописание этих слов составляли и записывали в тетрадь предложения. Это все зафиксировалось в моей памяти и эти игры я успешно использую в своей учительской практике. Видя живой пример для подражания, в будущем я видела себя только учителем начальных классов. Это подтверждает мое сочинение, написанное в 3 классе. Зоя Александровна сохранила его и прочитала на выпускном вечере в 11 классе:
«...Вот это я пишу сочинение, а Зоя Александровна стоит и смотрит в окно. Когда вырасту, я буду учителем, как и она...»
Зоя Александровна своим трудом и примером воспитала у меня стремление к знаниям и любовь к учительской профессии.
Хисматуллина Валентина Владимировна — моя пионервожатая.
Она своим задором, энергией, добротой увлекала нас на добрые дела. Под ее руководством мы собирали металлолом, макулатуру, вели тимуровскую работу, работу в младших классах, выпускали стенгазеты, тематические альбомы....
Вспоминаются, актуальные в то время, диспуты: «Что главное в жизни?», «Кто такой воспитанный человек?», «Зачем нужны знания?» и т.д.
Интересно проходили тематические вечера: «Природа моей деревни, береги ее», «История моей деревни», «Родники моей деревни» и др.
Мы ходили на экскурсии, знакомились со своим родным краем, ухаживали за родниками, сажали саженцы в лесничестве, озеленяли деревню, ухаживали за памятниками погибшим воинам.
Валентина Владимировна всегда была заводилой и служила личным примером во всех наших делах. Всегда подтянута, энергична, интеллигентна. На наши «почемучки» находила правильные ответы, всегда притягивала к себе.
Она умело вдохновляла на благоприятные поступки и хорошие дела. Ни один нуждающийся в помощи пожилой человек не был обойден вниманием тимуровцев школы. Мы пионеры — тимуровцы очень гордились своими делами и считали за большую честь отрапортовать на совете дружины о проделанной работе. Я была вначале командиром отряда, затем меня выбрали председателем совета дружины. Для меня сбор дружины всегда был очень ответственным, серьезным, волнующим мероприятием.
На примере хороших людей, живущих рядом с нами, Валентина Владимировна привила нам стремление быть лучшими в учебе, в школе и в жизни.
Нугманова Разиля Моннановна — моя классная руководительница в старшем звене, учитель татарского языка и литературы. Она ответственно относилась к преподаванию своего предмета и одновременно «сеяла» вечное, доброе, заложила в нас прочный фундамент любви к родному татарскому языку. В свою очередь требовала от нас серьезного и ответственного подхода к предмету.
Она считала, что долг учителя, помочь ученикам освоить красоту словарного богатства, умело раскрывая содержание, значимость речевых единиц и только тогда ученики научатся по достоинству оценить, понять и полюбить живое родное слово — ключ к пониманию людей и самой жизни.
Разиля Моннановна часто приводила замечательные слова великого педагога В.А.Сухомлинского: «Процесс овладения языком — это не только и не столько передача знаний, умений навыков, это прежде всего воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт, духовного облика человека. В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувств, в нем запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий».
Хабибуллина Валентина Ивановна — учитель химии и биологии, моя мама. Каждая дочь, говоря о своей маме, ищет самые теплые и добрые слова. Но как же иначе? Русская по национальности, приехав в татарскую деревню по направлению из института, она привлекала внимание жителей деревни. Ей очень тяжело было войти в доверие односельчан, она всю свою жизнь старалась быть хорошим примером как учитель, как мать, как жена. Она всего добилась своим трудом: мама стала уважаемым человеком в деревне, к ее советам прислушиваются, она вырастила четверых детей, ее ученики выступали и выступают на различных Олимпиадах, поступили в различные высшие заведения по химическим и биологическим направлениям. Я в душе всегда хотела быть похожей на нее, хотела бы в своей педагогической деятельности добиться таких же высот.
Стремление быть похожей на этих замечательных людей, которые служили и служат примером для подражания, привело меня в Набережно-Челнинский педагогический институт, на факультет начального педагогического образования, который закончила в 1995 году. Я стала учителем начальных классов.
Люблю свою профессию и детей. За эти годы работы в школе, я часто пользуюсь методами работы своих учителей и вывела для себя свою «педагогическую философию»:
Моё первое педагогическое счастье.
Любой урок — самый главный.
Моё второе счастье учителя.
Мой ученик — главный человек для меня.
Моё третье счастье.
Я могу зажигать свет в их сердцах, призывать к добру, задавать цель, видеть смысл в любом деле.
Это и есть мой путь в профессию ...
Юсупова Гузель Талигатьевна, Республика Татарстан, г.Нижнекамск
*Данная статья приурочена к Году учителя, объявленному в 2010 году президентом РФ.
Автор: Юсупова Гузель
Статьи по теме
- Воспоминания о школе, или Как я не получила медаль
- «Озеленители»
- «Помощники»
- О роли классного руководителя
- Расскажите о своей профессии
- Будущая профессия